1.8. СЕМИНАР «РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ»
Цель занятия. Проанализировать этапы развития управленческой мысли, формирования основных управленческих школ и концепций.
План семинара
1. Формирование школы научного управления (Ф. Тейлор, Ф. Гилбертт и л. Гилбертт).
2. Классическая административная школа и ее представители (А. Файоль, Т. Эмерсон, М. Вебер).
3. Школы человеческих отношений и поведенческих наук (Э. Мэйо, М. Фоллет и др.).
4. Современные концепции управления (Ч. Бернард, п. Друкер, Э. Атос, Т. Питере, Р. Уотермен).
5. Управленческие идеи в России: организационно-техническая концепция управления (А. К. Гастев, А. А. Богданов и др.); социальная концепция управления (п. М. Керженцев, Н. Витке).
Методические указания. Освещая тему, нужно охарактеризовать историческую и экономическую обстановку в наиболее развитых странах мира к концу XIX в., когда концентрация и специализация производства не давали прироста прибыли на вложенный капитал. для изучения причин сложившегося положения были привлечены ученые, что и привело к становлению науки управления.
|
|
Развивалась наука управления по нескольким направлениям, существовали различные подходы (школы), которые по одним параметрам совпадали, по другим различались. Успехи в теории управления всегда зависели от успехов в других связанных с управлением областях - математике, инженерных науках, философии, психологии, социологии и др. По мере того как развивались эти области знаний, ученые все больше узнавали о факторах, влияющих на успех управления, вскрывали недостатки отдельных подходов, формировали новые подходы..
В литературе встречаются различные классификации школ и подходов к управлению (рис. 4).
Школа научного управления. Совершенствование организации труда | |||
г-- | путем наблюдений, замеров, нормирования. | ||
Традиционный подход к организации управления. | |||
Признание управления самостоятельной областью науки | |||
Классическая административная школа. Взгляд на организацию с точки | |||
- | зрения перспективы, определение общих характеристик, закономер- | ||
ностей и принципов управления, следование которым приводит к успеху. | |||
Концепция «рациональной бюрократии • | |||
Школа человеческих отношений. | Школа поведенческих наук. | ||
Использование приемов управления | Повышение эффективности | ||
- | - | управления путем улучшения | |
межличнocтные | использования человеческих | ||
отношениями | ресурсов | ||
Концепция системноro (эмпирическоro) подхода. Организация рас- | |||
- | сматривается как открытая система, состоящая из различных подсистем. | ||
Школа социальных систем. Выход за рамки малого коллектива и переход к | |||
более сложным системам | |||
- | Концепция ситуационного подхода. Признание специфических особен- | ||
ностей каждой организации, в связи с этим особый подход к вопросам | |||
управления в конкретных ситуациях | |||
Новая школа: концепция многофакторноro анализа. Моделирование про- | |||
- | цессов и явлений в управлении, прогноз поведения модели. Использова- | ||
ние экономико-математических методов в долгосрочном прогнози- | |||
ровании на базе анализа множества факторов | |||
Концепция управления рыночной экономикой. Основана на | |||
- | маркетинговом упрамении с ориентацией на рынок. Главное внимание | ||
уделяется социальному аспекту |
Необходимо осветить роль ученых-теоретиков в становлении управленческих школ и подходов.
|
|
При анализе российского опыта развития науки управления возможен экскурс в историю. Например, в конце xv в. появились первые приказы - центральные органы государственной власти; приказные избы - органы государственного управления на местах. Следует проанализировать преобразования, проведен ные Петром 1, его вклад в становление управленческой деятельности.
Нужно показать значение исследований управленческих процессов такими учеными, как В. И. Генин, Н. Г. Чернышевский, М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин, Г. В. Плеханов. Особое внимание следует уделить периоду Советской власти, когда существовали централизация управления, прямое государственное воздействие на предприятия, ограничение их хозяйственной самостоятельности.
Желательно про анализировать сущность организационно-технической концепции управления А. К. Гастева, А. А. Богданова и др., а также социальной концепции П. М. Керженцева, Н. Витке и др., подготовить выступления о видных ученых-экономистах Н. Д. Кондратьеве, А. В. Чаянове, сделав обзор их работ, в которых предложены системы управления сельскохозяйственными предприятиями, структуры управления, механизма взаимоотношений с вышестоящими органами и применения экономических методов, определен приоритет человека и первичного трудового коллектива.
Наряду с изложением материала по истории развития управленческой мысли следует обосновать необходимость формирования новой управленческой концепции, потребность в которой возникла на современном этапе.
Контрольные вопросы и задания по теме семинара
1.Расскажите об эволюции управленческой мысли за рубежом.
2.Почему школа научного управления получила название «рационалистической»?
3.Перечислите принципы управления А. Файоля.
4.В чем суть концепции «рациональной бюрократии»?
5.В чем суть экспериментов Э. Мейо в Хоторне и какие выводы были сделаны по их результатам?
6.Как развивалась управленческая мысль в России?
7.Что общего в концепциях отечественных и зарубежных специалистов в области управления?
8. Какие идеи, содержащиеся в управленческих концепциях первой половины хх в., не потеряли актуальность сегодня?
9. Представителями каких зарубежных управленческих школ являлись нижеперечисленные теоретики в области менеджмента: М. Вебер, Л. Гилбертт и Ф. Гилбертт, Ф. Тейлор, М. Фоллет, д. Мак-Грегор, Р.Лайкерт?
10. Перечислите зарубежные школы и подходы в области управления в хронологической последовательности:
1885-1920 п.
1920-1950 гг.
1930-1960 п.
1950 г. до н. в.
1960 г. до н. в.
1970 г. до н. в.
1980 г. до н. в.
11. Для каких научных школ и подходов характерны следующие утверждения: эффект, возникающий при взаимодействии людей, часто превосходит усилия
руководителей;
ключевая характеристика подхода - замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями;
|
|
основа эффективной работы - разделение и организация труда;
организация не может работать эффективно без учета факторов внешней среды;
основа эффективной работы организации - учет сложившейся ситуации; мотивация поведения людей в организации - главный фактор ее эффективной работы.
Литература
1. Ансофф И. Стратегическое управление/Пер. сангл. - М.: Экономика, 1986.
2. Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. - М.: 1973.
3. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. МГУ, 1990.
4. Менеджмент в АПК/Под ред. Ю. Б. Королева. - М.: Колос, 2000.
5.Теория управления производством (менеджмент)/Под ред. Ю. Б. Королева. - МСХА, 1999.