Развитие Отечественной и зарубежной управленческой мысли

1.8. СЕМИНАР «РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ»

Цель занятия. Проанализировать этапы развития управленчес­кой мысли, формирования основных управленческих школ и кон­цепций.

План семинара

1. Формирование школы научного управления (Ф. Тейлор, Ф. Гилбертт и л. Гилбертт).

2. Классическая административная школа и ее представители (А. Файоль, Т. Эмерсон, М. Вебер).

3. Школы человеческих отношений и поведенческих наук (Э. Мэйо, М. Фоллет и др.).

4. Современные концепции управления (Ч. Бернард, п. Дру­кер, Э. Атос, Т. Питере, Р. Уотермен).

5. Управленческие идеи в России: организационно-техничес­кая концепция управления (А. К. Гастев, А. А. Богданов и др.); со­циальная концепция управления (п. М. Керженцев, Н. Витке).

Методические указания. Освещая тему, нужно охарактеризо­вать историческую и экономическую обстановку в наиболее раз­витых странах мира к концу XIX в., когда концентрация и специ­ализация производства не давали прироста прибыли на вложен­ный капитал. для изучения причин сложившегося положения были привлечены ученые, что и привело к становлению науки управления.

Развивалась наука управления по нескольким направлениям, существовали различные подходы (школы), которые по одним па­раметрам совпадали, по другим различались. Успехи в теории уп­равления всегда зависели от успехов в других связанных с управле­нием областях - математике, инженерных науках, философии, психологии, социологии и др. По мере того как развивались эти области знаний, ученые все больше узнавали о факторах, влияю­щих на успех управления, вскрывали недостатки отдельных под­ходов, формировали новые подходы..

В литературе встречаются различные классификации школ и подходов к управлению (рис. 4).

  Школа научного управления. Совершенствование организации труда
г-- путем наблюдений, замеров, нормирования.
Традиционный подход к организации управления.
  Признание управления самостоятельной областью науки
       
  Классическая административная школа. Взгляд на организацию с точки
- зрения перспективы, определение общих характеристик, закономер-
ностей и принципов управления, следование которым приводит к успеху.
  Концепция «рациональной бюрократии •
       
  Школа человеческих отношений.   Школа поведенческих наук.
  Использование приемов управления   Повышение эффективности
- - управления путем улучшения
  межличнocтные   использования человеческих
  отношениями   ресурсов
       
  Концепция системноro (эмпирическоro) подхода. Организация рас-
- сматривается как открытая система, состоящая из различных подсистем.
Школа социальных систем. Выход за рамки малого коллектива и переход к
  более сложным системам
       
- Концепция ситуационного подхода. Признание специфических особен-
ностей каждой организации, в связи с этим особый подход к вопросам
управления в конкретных ситуациях
       
  Новая школа: концепция многофакторноro анализа. Моделирование про-
- цессов и явлений в управлении, прогноз поведения модели. Использова-
  ние экономико-математических методов в долгосрочном прогнози-
  ровании на базе анализа множества факторов
       
  Концепция управления рыночной экономикой. Основана на
- маркетинговом упрамении с ориентацией на рынок. Главное внимание
  уделяется социальному аспекту

Необходимо осветить роль ученых-теоретиков в становлении управленческих школ и подходов.

При анализе российского опыта развития науки управления возможен экскурс в историю. Например, в конце xv в. появи­лись первые приказы - центральные органы государственной власти; приказные избы - органы государственного управления на местах. Следует проанализировать преобразования, проведен ные Петром 1, его вклад в становление управленческой деятельно­сти.

Нужно показать значение исследований управленческих про­цессов такими учеными, как В. И. Генин, Н. Г. Чернышевский, М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин, Г. В. Плеханов. Особое внима­ние следует уделить периоду Советской власти, когда существова­ли централизация управления, прямое государственное воздей­ствие на предприятия, ограничение их хозяйственной самостоя­тельности.

Желательно про анализировать сущность организационно-тех­нической концепции управления А. К. Гастева, А. А. Богданова и др., а также социальной концепции П. М. Керженцева, Н. Витке и др., подготовить выступления о видных ученых-экономистах Н. Д. Кондратьеве, А. В. Чаянове, сделав обзор их работ, в кото­рых предложены системы управления сельскохозяйственными предприятиями, структуры управления, механизма взаимоотно­шений с вышестоящими органами и применения экономических методов, определен приоритет человека и первичного трудового коллектива.

Наряду с изложением материала по истории развития управ­ленческой мысли следует обосновать необходимость формирова­ния новой управленческой концепции, потребность в которой возникла на современном этапе.

Контрольные вопросы и задания по теме семинара

1.Расскажите об эволюции управленческой мысли за рубежом.

2.Почему школа научного управления получила название «рационалистической»?

3.Перечислите принципы управления А. Файоля.

4.В чем суть концепции «рациональной бюрократии»?

5.В чем суть экспериментов Э. Мейо в Хоторне и какие выводы были сделаны по их результатам?

6.Как развивалась управленческая мысль в России?

7.Что общего в концепциях отечественных и зарубежных специалистов в об­ласти управления?

8. Какие идеи, содержащиеся в управленческих концепциях первой половины хх в., не потеряли актуальность сегодня?

9. Представителями каких зарубежных управленческих школ являлись ни­жеперечисленные теоретики в области менеджмента: М. Вебер, Л. Гилбертт и Ф. Гилбертт, Ф. Тейлор, М. Фоллет, д. Мак-Грегор, Р.Лайкерт?

10. Перечислите зарубежные школы и подходы в области управления в хронологической последовательности:

1885-1920 п.

1920-1950 гг.

1930-1960 п.

1950 г. до н. в.

1960 г. до н. в.

1970 г. до н. в.

1980 г. до н. в.

11. Для каких научных школ и подходов характерны следующие утверждения: эффект, возникающий при взаимодействии людей, часто превосходит усилия

руководителей;

ключевая характеристика подхода - замена словесных рассуждений моделя­ми, символами и количественными значениями;

основа эффективной работы - разделение и организация труда;

организация не может работать эффективно без учета факторов внешней среды;

основа эффективной работы организации - учет сложившейся ситуации; мотивация поведения людей в организации - главный фактор ее эффектив­ной работы.

Литература

1. Ансофф И. Стратегическое управление/Пер. сангл. - М.: Экономика, 1986.

2. Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного под­хода. - М.: 1973.

3. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека.­ МГУ, 1990.

4. Менеджмент в АПК/Под ред. Ю. Б. Королева. - М.: Колос, 2000.

5.Теория управления производством (менеджмент)/Под ред. Ю. Б. Короле­ва. - МСХА, 1999.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: