Цель занятия. Научиться определять функции и строить типовые схемы органов управления АПК разных уровней.
Условия и исходные материалы. На основе изучения положений об органах управления, функций и структуры органов управления АПК на различных уровнях, а также использования дополнительного материала, предложенного преподавателем, выполнить следующие задания: 1) распределить функции по уровням и органам управления АПК; 2) построить типовые схемы органов районного, областного и федерального управления сельским хозяйством.
Порядок и методика выполнения задания. В России создана трехуровневая система управления АПК, включающая федеральные, региональные и районные звенья. Виды деятельности, которые трудно или невыгодно выполнять на районном уровне, передаются на региональный; аналогичным образом функции, носящие общегосударственный характер, сосредоточиваются на федеральном уровне.
По функциям органы управления АПК делятся на две группы: хозяйственного и государственного управления. Система органов хозяйственного управления в основном сосредоточена на предприятиях АПК, и основная их цель - получение прибыли. Цель органов государственного управления сводится к созданию условий для эффективного функционирования предприятий и организаций АПК и контроля за их деятельностью. Функции и структура органов государственного управления АПК меняются в зависимости от того, какие задачи актуальны для отрасли на данном этапе.
В системе органов государственного управления АПК выделяют:
органы общей компетенции: Президент РФ; Правительство РФ; администрации субъектов РФ; Комитет Совета Федерации по аграрной политике; комитеты Государственной Думы и региональных дум по аграрным вопросам и др.;
функциональные органы: Министерство финансов РФ; Министерство экономического развития и торговли РФ; Центральный банк РФ; Министерство юстиции РФ и др.;
органы отраслевой компетенции: Министерство сельского хозяйства РФ; министерства и ведомства других отраслей АПК; управление (министерство, департамент) сельского хозяйства субъекта РФ (региона); управление сельского хозяйства административного района.
Органы общей компетенции осуществляют руководство всеми отраслями народного хозяйства и АПК в соответствии с Конституцией РФ, федеральным и региональными законодательствами.
Функциональные органы координируют деятельность отраслевых органов в соответствии с возложенными на них функциями управления.
Для реализации возложенных на них задач и функций органы государственного управления АПК используют определенные меры экономического регулирования, в том числе выделение бюджетных средств на развитие отдельных отраслей и сфер предпринимательства, налоговую политику и др.
Основные функции по управлению АПК на федеральном уровне выполняет Министерство сельского хозяйства РФ.
Государственные органы управления АПК в областях и краях называются по-разному - департаменты, комитеты, управления сельского хозяйства. В областных и краевых департаментах обычно имеются отделы и службы, образующие несколько блоков, в том числе производственно-предпринимательский, финансово-экологический, государственно-контрольных служб и др. В блоки входят структурные подразделения: земледелия, животноводства, механизации и энергетики, инвестиций и строительства, ветеринарии с государственной ветинспекцией, финансовой и налоговой политики, фермерских хозяйств и личных подворий и др., охватывающие все сферы управления.
В работе на уровне областей особое место занимают вопросы государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, содействия развитию кооперации и формированию рыночной инфраструктуры, внедрения новых технологий и техники. Наряду с выполнением государственно-распорядительных и контрольных функций развиваются информационноконсультационные и информационно-аналитические направления деятельности, ориентированные на рыночные потребности производителей и потребителей продукции сельского хозяйства. Для реализации этих и других направлений создаются информационно-консультационные центры, службы ценового мониторинга, группы реформирования и реорганизации несостоятельных хозяйств и областные центры агропромышленного предпринимательства. Как орган государственной власти областной орган формирует региональную политику через систему законодательных и распорядительных актов администрации региона.
В административных районах функционируют районные управления сельского хозяйства, в которых обычно работает группа специалистов (агрономы, зоотехники, инженеры, экономисты, юристы и др.) из 8-15 человек. Возглавляет ее начальник управления, который одновременно является одним из заместителей главы районной администрации.
Областные (краевые) и районные органы управления АПК осуществляют деятельность на основе положений, утвержденных администрациями областей (краев) и районов.
В Примерном положении об управлении сельского хозяйства района, подготовленном мех РФ, указывается, что районный орган управления АПК является органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление и координацию деятельности в отраслях сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, а также в других отраслях и сферах деятельности районного ЛПК Райсельхозуправление работает во взаимодействии с другими органами исполнительной власти, а также с негосударственными коммерческими организациями, действующими в соответствии с законодательством РФ.