Методы и технологии в постановке шоу-программ. Шароев, Марков, Чижиков, Футлик

В переводе с английского ШОУ - это: показ, демонстрация; зрелище, спектакль; показная пышность, парадность. Шоу - это эстрадное зрелище, оно предполагает разнообразие составляющих его номеров - произведений: недаром на многих языках искусство эстрады называют «варьете» (от франц. - разнообразие). Причем разнообразие эстрадного целого определяется несходством, как актерских индивидуальностей, так и видов творчества: тут и словесные жанры, и инструментальная музыка, и вокальное искусство, и хореография.Ванченко Т.П. в своём научном исследовании «Технология моделирования культурных программ на TV: современное состояние и перспективы», даёт следующие характеристики понятию «шоу»:«Шоу» - это система специфических выразительных средств, характеризующихся особым типом зрелищности, переводящим психологическое состояние зрителей на другой эмоциональный уровень через аттракционность воздействия и программность построения (в противовес сюжетности); Шоу - некоторое организованное действо, направленное на восприятие кем-либо; имеет следующие характеристики: массовость участников и зрителей, товарность представляемого продукта и особый тип зрелищности. Зритель, приходя на шоу - программу, где доминирует развлекательная направленность, намеревается получить разрядку, отдохнуть, обрести хорошее настроение, причем, не затрачивая чрезмерных усилий на восприятие, ведь эстрада - искусство «легких жанров», ей характерно облегченность процесса восприятия. Этому должны способствовать все компоненты шоу. Одним из таких компонентов является особая структура программы, система построения которой полностью отвечает потребности зрителя в ярком, праздничном, разнообразном зрелище. Ванченко Т.П. выделяет пять основных видов шоу: ток-шоу (разговорное шоу), документальное шоу, шоу-театр, музыкально-развлекательное шоу, шоу-игру.Шоу - программам свойственна масштабность, как правило, они проходят в крупных концертных залах. Выступления первоклассных исполнителей, так называемых «звезд», чей творческий уровень высок, и чьи выступления собирают большое число зрителей. В этом одна из главных особенностей шоу.

Шоу, как правило, не может обойтись бес шоумена. В переводе с английского это - «хозяин цирка, аттракциона и т. п.; балаганщик; специалист по организации публичных зрелищ» Шоумен - это не просто ведущий - диктор или же ведущий - комментатор. Вартанов А. С. отмечает, что шоумен, как и «звезда», должен обладать немалой артистичностью, обаянием, умением весело и непринужденно общаться. Шоумен должен быть личностью, обладать достаточным уровнем интеллекта, находчивости, остроумия, инициативы.

Важная роль в нем отводится авторам или исполнителям. Это придает шоу-бизнесу достаточно высокую степень персонализации. Велика роль продюсера, импресарио, менеджера, промоутера и других участников, без которых шоу-программы не могут состояться.Ключевой фигурой при постановке и реализации шоу-программы является продюсер — лицо, осуществляющее идейно-художественный и организационно-финансовый контроль над постановкой шоу.

Отличительная особенность шоу-программ от других форм социально-культурной деятельности в смещении акцентов в сторону внешних эффектов - сценических эффектов, призванных приукрашивать содержание происходящих событий.Сценические эффекты - это средства и приемы создания слуховых и зрительных иллюзий с целью произвести на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Для достижения зрелищности в шоу-программах зачастую сочетают все три вида сценических эффектов. Сценические эффекты: шумовые (или звуковые), световые, механические. Механические эффекты - связаны со сложным передвижением артистов по сцене (полеты, провалы), и с движением самой декорации (лодка, корабль, мельница и т.д.).Световые эффекты - технические приемы с использованием света. Световые эффекты бывают стационарными (звезды, луна, радуга) и динамические (молния, взрыв, пожар, дождь, снег и пр.). Особое значение для достижения светового эффекта имеет специальная осветительная аппаратура и приборы. Шумовые (звуковые) эффекты - воспроизводятся стереофоническими акустическими системами, с записанными на компакт-диски всевозможными интершумами.Огромное значение при подготовке шоу-программ имеет выбор веоугцего. Как правило, это два человека. Причем один комедийный актер. А второй выполняет роль церемониймейстера, то есть объявляет победителя в номинации, приглашает для вручения и получения премии.В основе любой шоу-программы классическое композици-онное построение с прологом, завязкой, с развитием действия, с развязкой и с финалом.Шоу-программы построены на игровой театрализации Например, из игры в карты можно сделать зрелище. Что касается шоу-программ на телевидении, то сегодня эта форма телевизионного зрелища самая востребованная.

Ведущие методы, родовые методы культурно-досуговой деятельности: иллюстративные, театрализованные, игровые, ассоциации.

Технология постановки шоу-программы состоит из ряда этапов. Первый – подготовительный этап – начинается с разработки идеи шоу-программы и формирования ее бюджета. На этом этапе принятая идея воплощается в сценарий; осуществляется подбор исполнителей; разрабатываются и утверждаются эскизы декораций и костюмов; подбирается музыкальное сопровождение; осуществляются некоторые другие виды деятельности творческого и финансового характер.После утверждения всего предложенного творческим составом начинается второй этап — технологии постановки шоу-программы. Для него характерно производство декораций, реквизитов, костюмов, музыкального и пиротехнического сопровождения, технического оборудования, рекламных буклетов и других средств для PR-компаний.Третий этап постановки шоу-программы связан с монтажом декораций, технического оборудования. После монтажа оборудования осуществляется генеральная репетиция, или, как говорят специалисты, генеральный прогон.Четвертый этап – это сама премьера шоу-программы. Однако следует иметь в виду, что это лишь общая схема формирования такого специфического продукта, как шоу-программа, каждая область зрелищного ряда имеет свои особенности и индивидуальную технологию постановки.

Таким образом, шоу-программа – это комплексное зрелищное мероприятие, основной целью которого является реализация рекреационной и гедонистической функций СКД. Для реализации этой цели необходимо использование определённых форм, методов и средств СКД, а также технологии её постановки и проведения.Формы, методы и средства всегда индивидуальны, их выбирают с учетом целей мероприятия и объекта педагогического воздействия. Количество и характер методов воздействия должен соответствовать цели мероприятия и художественно-постановочным задачам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: