Познавательные (когнитивные) процессы – психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации.
Ощущение – психический процесс обнаружения простейших внешних и внутренних стимулов, воздействующих на рецепторы органов чувств. Виды ощущений: экстероцептивные (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые), интероцептивные (голод, жажда, боль), проприоцептивные (кинестетические).
Восприятие – психический процесс организации, идентификации и интерпретации сенсорной информации в целях представления и понимания окружения. В отличие от ощущения, выделяющего раздражитель из среды посредством биохимических и психофизических реакций, восприятие является психическим процессом более высокого уровня и связывает, синтезирует различные ощущения.
Представление – процесс репрезентации образов восприятия, т.е. когнитивный процесс отражения объектов, которые в данный момент времени не воспринимаются органами чувств, а воссоздаются на основе предшествующего опыта (результатов ощущений и восприятий).
Воображение – психический процесс удерживания в сознании и мысленного манипулирования представлениями, отражающими реальную действительность, и построения на этой основе новых представлений объектов, которые отсутствуют в данный момент времени или реально не существуют.
Внимание – психический процесс и психическое состояние выборочной концентрации на определенных объектах окружения при игнорировании других.
Задания для самоконтроля
1. Дайте определение когнитивных психических процессов, охарактеризуйте круг проблем, изучаемых в рамках когнитивной психологии.
2. Опишите физиологические основы ощущений, их виды, свойства и функции.
3. Сформулируйте определения понятий "восприятие", "образ восприятия", "перцептивная система", "перцептивный процесс", "перцептивные действия"; проанализируйте виды, типы и свойства восприятия.
4. Дайте характеристику представления как познавательного процесса, опишите отличия представлений от персеверирующих образов и первичных образов памяти; опишите виды, типы и характеристики представлений.
5. Дайте характеристику воображения как познавательного процесса, опишите физиологические основы воображения; проанализируйте виды, свойства, функции и приемы воображения.
6. Дайте характеристику внимания как познавательного процесса, опишите виды, свойства, функции и нарушения внимания.