Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в условиях режима чрезвычайного положения

Чрезвычайное положение – вводимый в соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ на всей территории РФ или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные ФКЗ отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. (определение выучить!)

Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации.

Выделяют два основания введения ЧП (на всякий случай, вдруг спросят):

1. Криминогенные условия: попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

2. Техногенные условия: чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Важно! Ст 55, 56 КРФ:

Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

В ст. 56 Конституции РФ установлен перечень прав, которые не могут быть ограничены:

право на жизнь,

на достоинство личности

на неприкосновенность частной жизни

личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени

на свободу совести и свободу вероисповедания

на жилище

на судебную защиту прав и свобод

Также не могут быть ограничены основные гарантии. Например, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, право на получение квалифицированной юридической помощи презумпция невиновности и др.

Конкретно в условиях Чрезвычайного положения:

Лицам, мобилизованным для проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, гарантируется оплата труда. Лицам, пострадавшим в результате обстоятельст в, послуживших основанием для введения ЧП, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь. Организации, имущество и ресурсы которых использовались, имеют право на возмещение причиненного ущерба. Условия применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники изменению в условиях ЧП не подлежат.

Граждане, нарушившие правила комендантского часа, задерживаются силами, обеспечивающими режим ЧП, до окончания комендантского часа, а граждане, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, - до выяснения их личности, но не более чем на 3 суток по решению начальника ОВД или его заместителя. По решению суда указанный срок может быть продлен не более чем на 10 суток.

Задержанные лица, находящиеся при них вещи и ТС могут быть подвергнуты досмотру. Решение начальника ОВД или его заместителя о задержании может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу или в суд. В случае введения карантина вследствие возникновения угрозы распространения опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений на территории, на которой введено ЧП, граждане, подлежащие выдворению за ее пределы, задерживаются на общих основаниях до истечения установленного срока наблюдения за такими гражданами.

Граждане, должностные лица и организации за нарушение требований режима ЧП, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Указы Президента и иные НПА, НПА субъектов, принятые в целях обеспечения режима ЧП и связанные с временным ограничением прав и свобод граждан, а также прав организаций, утрачивают силу одновременно с прекращением периода действия ЧП без специального о том уведомления. Прекращение периода действия ЧП влечет за собой прекращение административного производства по делам о нарушении режима ЧП и немедленное освобождение лиц, подвергнутых административному задержанию или аресту по указанным основаниям.

Неправомерное применение физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники сотрудниками ОВД, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, военнослужащими внутренних войск и ВС, других войск, воинских формирований и органов, а также превышение должностными лицами сил, обеспечивающих режим ЧП, служебных полномочий влечет за собой ответственность.

Правосудие на территории, на которой введено ЧП, осуществляется только судом. Учреждение каких-либо форм или видов чрезвычайных судов, а равно применение любых форм и видов ускоренного или чрезвычайного судопроизводства не допускается. В случае невозможности осуществления правосудия судами, действующими на территории, на которой введено ЧП, по решению ВАС в соответствии с его компетенцией может быть изменена территориальная подсудность дел. При введении ЧП на территориях нескольких субъектов Генеральным прокурором может быть создана межрегиональная прокуратура территории, на которой введено ЧП.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: