Чрезвычайное положение – вводимый в соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ на всей территории РФ или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные ФКЗ отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. (определение выучить!)
Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации.
Выделяют два основания введения ЧП (на всякий случай, вдруг спросят):
1. Криминогенные условия: попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
|
|
2. Техногенные условия: чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Важно! Ст 55, 56 КРФ:
Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
|
|
В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.
В ст. 56 Конституции РФ установлен перечень прав, которые не могут быть ограничены:
право на жизнь,
на достоинство личности
на неприкосновенность частной жизни
личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени
на свободу совести и свободу вероисповедания
на жилище
на судебную защиту прав и свобод
Также не могут быть ограничены основные гарантии. Например, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, право на получение квалифицированной юридической помощи презумпция невиновности и др.
Конкретно в условиях Чрезвычайного положения:
Лицам, мобилизованным для проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, гарантируется оплата труда. Лицам, пострадавшим в результате обстоятельст в, послуживших основанием для введения ЧП, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь. Организации, имущество и ресурсы которых использовались, имеют право на возмещение причиненного ущерба. Условия применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники изменению в условиях ЧП не подлежат.
Граждане, нарушившие правила комендантского часа, задерживаются силами, обеспечивающими режим ЧП, до окончания комендантского часа, а граждане, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, - до выяснения их личности, но не более чем на 3 суток по решению начальника ОВД или его заместителя. По решению суда указанный срок может быть продлен не более чем на 10 суток.
Задержанные лица, находящиеся при них вещи и ТС могут быть подвергнуты досмотру. Решение начальника ОВД или его заместителя о задержании может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу или в суд. В случае введения карантина вследствие возникновения угрозы распространения опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений на территории, на которой введено ЧП, граждане, подлежащие выдворению за ее пределы, задерживаются на общих основаниях до истечения установленного срока наблюдения за такими гражданами.
Граждане, должностные лица и организации за нарушение требований режима ЧП, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Указы Президента и иные НПА, НПА субъектов, принятые в целях обеспечения режима ЧП и связанные с временным ограничением прав и свобод граждан, а также прав организаций, утрачивают силу одновременно с прекращением периода действия ЧП без специального о том уведомления. Прекращение периода действия ЧП влечет за собой прекращение административного производства по делам о нарушении режима ЧП и немедленное освобождение лиц, подвергнутых административному задержанию или аресту по указанным основаниям.
Неправомерное применение физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники сотрудниками ОВД, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, военнослужащими внутренних войск и ВС, других войск, воинских формирований и органов, а также превышение должностными лицами сил, обеспечивающих режим ЧП, служебных полномочий влечет за собой ответственность.
Правосудие на территории, на которой введено ЧП, осуществляется только судом. Учреждение каких-либо форм или видов чрезвычайных судов, а равно применение любых форм и видов ускоренного или чрезвычайного судопроизводства не допускается. В случае невозможности осуществления правосудия судами, действующими на территории, на которой введено ЧП, по решению ВАС в соответствии с его компетенцией может быть изменена территориальная подсудность дел. При введении ЧП на территориях нескольких субъектов Генеральным прокурором может быть создана межрегиональная прокуратура территории, на которой введено ЧП.
|
|