Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации. Федерация – добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство

Федерация – добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Реже федерации образуются из унитарных государств путем децентрализации.

Субъект РФ - ограниченно правоспособное территориальное образование, имеющее некоторые черты государственности, построенное на территориальном или национальном принципе образования.

Согласно Конституции РФ субъектами Российской Федерации являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.

Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации характеризуется следующими основными для всех видов субъектов Российской Федерации моментами:

1) в соответствии со ст. 5 Конституции РФ республика имеет свою конституцию и свое законодательство, а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и свое законодательство. Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации закрепляют основы конституционного строя, основы правового статуса личности, государственное устройство, избирательную систему, систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок изменения конституций (уставов) субъектов Российской Федерации;

2) каждый субъект Российской Федерации имеет свою территорию в пределах границ субъекта Российской Федерации. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия. Государственная власть субъекта Российской Федерации распространяется только на его территорию;

3) субъект Российской Федерации имеет свою систему органов государственной власти. Система органов государственной власти субъекта Российской Федерации, согласно ст. 77 РФ, устанавливается субъектом Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Такой федеральный закон еще не принят, и поэтому субъекты Российской Федерации в настоящее время должны руководствоваться основами конституционного строя Российской Федерации, которые закрепляют такие общие принципы организации органов государственной власти, как разделение властей, отделение местного самоуправления от государственной власти, светский характер органов государственной власти;

4) каждый субъект Российской Федерации праве иметь свою символику флаг, герб, гимн, а также столицу (центр) субъекта Российской Федерации.

Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации, согласно ч. 5 ст. 66 Конституции РФ, может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом (такой закон еще не принят).

Субъекты сами устанавливают свое наименование, а в случае изменения новое наименование подлежит включению в ст. 65 КРФ. Исчерпывающим и точным перечислением наименований всех субъектов в КРФ подчеркивается добровольность вхождения каждого субъекта в РФ и распространение всех норм КРФ в равной степени на все субъекты. Равноправие субъектов находит свое выражение в равном представительстве всех субъектов в СФ (по 2 представителя от каждого субъекта), а также в порядке формирования Государственного совета, который состоит из высших должностных лиц всех субъектов.

Но правовой статус субъектов все же не во всем одинаков. Различие вытекает, например, из того, что республики объявлены государствами, в то время как все другие субъекты такого статуса не имеют и могут рассматриваться только как государственные образования. Конституции республик могут приниматься как их законодательными собраниями, так и референдумами, в то время как уставы других субъектов — только законодательными собраниями.

Равноправие субъектов проявляется в общем для всех них определении предметов ведения. Субъекты не вправе вмешиваться в компетенцию ФОГВ. Вместе с ФОГВ они осуществляют правовое регулирование и управление по предметам совместного ведения. Вне пределов ведения РФ и совместного ведения субъекты обладают всей полнотой государственной власти. Субъекты имеют свою правовую систему, в которую входят конституция, уставы, законы, подзаконные акты. Свои правовые акты субъекты принимают самостоятельно. Однако требуется, чтобы конституции, уставы и другие правовые акты соответствовали КРФ и ФЗ, находились в пределах совместного ведения Федерации и ее субъектов, ведения субъектов. По юридической силе конституции республик и уставы других субъектов равнозначны, различия между ними только в терминах, присущих государствам и государственным образованиям.

Республики вправе иметь государственный язык, в то время как другие субъекты — нет.

Субъекты вправе осуществлять международные и внешнеэкономические связи. Однако их международная правосубъектность носит ограниченный характер. Они не вправе ставить вопрос о дипломатическом признании, открывать зарубежные представительства на уровне посольств и т. д. РФ координирует международные и внешнеэкономические связи субъектов.

КП статус субъектов обеспечивает им широкие возможности по регулированию деятельности граждан на своей территории. В законодательных органах субъектов принимается большое число законов в области государственного строительства, защиты прав и свобод человека и гражданина, развития экономики и предпринимательства, социальной поддержки населения, культуры.

Субъекты РФ не имеют права:

-Субъекты РФ не могут в одностороннем порядке определять основы своего конституционно-правового статуса.

- Для субъектов РФ, включая и республики, не предусмотрено также право одностороннего выхода из РФ. Следовательно, если кто-то захочет это сделать, вопрос придется решать по взаимному согласию РФ и соответствующего субъекта


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: