Методология педагогики. Методы педагогических исследований

Методология (англ. methodology) – это

· система руководящих положений для решения проблем, включающая фазы, задачи, принципы, методы, правила, положения, приемы и средства, используемые в данной предметной области, а также систематическое изучение и описание методов, которые применяются, могут применяться или применялись в дисциплине;

· учение о методе научного познания и преобразования мира.

Методология педагогики – "система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих … педагогическую действительность…", а также "система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально-научных педагогических исследований" (М. А. Данилов, В. В. Краевский, [4, С. 18]).

Педагогическое исследование (англ. educational research) – процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых педагогических знаний о закономерностях, структуре, механизмах, содержании, методике, принципах и технологиях обучения, воспитания, развития.

Педагогические исследования могут иметь теоретический и опытно-экспериментальный характер. По направленности выделяют следующие типы педагогических исследований:

· фундаментальные (англ. pure research, basic research, fundamental research) – поисковые, описательные и объясняющие исследования, проводимые в целях углубления понимания педагогической действительности; в рамках фундаментальных исследований генерируются новые педагогические идеи, принципы, концепции, теории, системы, являющиеся основой современного прогресса и развития в сфере образования;

· прикладные (англ. applied research) – исследования, связанные с практическим применением достижений педагогической науки, которые обращаются к и используют накопленные педагогические теории, знания, методы, техники для решения общественно-, бизнес- и клиенто-ориентированных практических задач образования;

· разработки (англ. experimental development) – исследования, обосновывающие конкретные научно-практические рекомендации, учитывающие уже известные теоретические положения.

Метод исследования (англ. research method) – " нормативная модель деятельности, направленной на выполнение определенной научной задачи и реализуемой в совокупности приемов и процедур" [5, С. 237]. На рис. 7.4 показана классификация методов педагогических исследований, предложенная А.М. Новиковым [6].


увеличить изображение
Рис. 7.4. Классификация методов педагогических исследований А.М. Новикова

Согласно классификации А.М. Новикова, выделяют теоретические и эмпирические методы педагогических исследований, которые, в свою очередь подразделяются на две группы:

· методы-действия – способы достижения поставленных целей и решения задач;

· методы-операции – приемы и операции, используемые в познании действительности (теоретических или практических исследованиях).

Педагогический эксперимент (англ. educational experiment) – "научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях" (И. П. Подласый, [10, C. 444]); активное вмешательство в предмет исследования с заранее поставленными исследовательскими целями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: