Педагогическая деятельность – специфический вид социальной и профессиональной деятельности, направленной на достижение поставленных целей образования.
Основная единица, лежащая в основе процессуальной стороны педагогической деятельности – педагогическая задача. Содержание и характер педагогической деятельности определяется спецификой педагогических задач, которые решает субъект этой деятельности.
Педагогическую деятельность может осуществляться как на профессиональной, так и непрофессиональной основе. Непрофессиональная педагогическая деятельность характеризуется тем, что субъект не осознает возникающие педагогические проблемы и задачи, в условиях разрешаемых педагогических ситуаций использует житейские знания, действует на основе интуиции и не может обосновать принимаемые решения. Профессиональная педагогическая деятельность есть целенаправленное решение педагогических задач.
Педагогическая задача – результат осознания педагогом целей обучения, воспитания и развития, а также условий и способов их достижения на практике. У обучаемого, выступающего в качестве субъекта и объекта педагогического воздействия, в ходе решения педагогической задачи должны появиться новообразования в форме личностных ценностей, знаний, компетенций, опыта деятельности, качеств личности.
|
|
В зависимости от типа решаемой педагогической задачи можно выделить следующие виды профессиональной педагогической деятельности:
1. практическая педагогическая деятельность (т.е. деятельность по обучению и воспитанию);
2. методическая деятельность;
3. управленческая деятельность руководителей образовательных учреждений;
4. научно-исследовательская (или научно-педагогическая) деятельность.
На рис. 7.8 показаны основные структурные компоненты данных видов профессиональной педагогической деятельности: субъект, объект, цели, средства их достижения и результаты деятельности.
увеличить изображение
Рис. 7.8. Структурные компоненты основных видов профессиональной педагогической деятельности
Педагогическое взаимодействие (англ. instructional interaction) – взаимные действия (воздействия) обучающегося и его окружения в образовательном пространстве, направленные на изменение обучающегося и его продвижение на пути к достижению образовательных целей.
Типы взаимодействий в обучении:
· "обучающийся _ контент" – процесс изучения, анализа и обработки получаемой информации, приобретения знаний путем создания новых когнитивных структур и их согласования с имеющимися; это взаимодействие с контентом, которое приводит к изменениям в понимании обучающегося;
|
|
· " обучающийся _ преподаватель " – взаимодействие между преподавателем и обучающимся;
· " обучающийся _ обучающийся" –взаимодействия между двумя или более обучающимися;
· "обучающийся _ интерфейс" – взаимодействие обучающегося со средствами обучения, например, системой управления обучением (Learning management system, LMS);
· "обучающийся _ контекст" – воздействия на обучающегося, оказываемые за пределами образовательного учреждения (семья, работа, сверстники, масс-медиа, религия и др.);
· "преподаватель _ преподаватель" – взаимодействие преподавателей, направленное на обмен педагогическим опытом и повышение профессиональной квалификации; осуществляется посредством методической работы и неформальных коммуникаций;
· "преподаватель _ контент" – процесс разработки, управления и публикации образовательного контента, в том числе с использованием систем управления содержанием обучения (Learning content management system, LCMS).