Кедровое масло, кедровый сок и cedrium

гл г 206

Эти три вещества рассмотрены мной в другой моей работе206, где я доказываю, что упоминаемое Геродотом и Диодором вещество, которое переводится как «кедровое масло», было, вероятно, продуктом не кедра, а можжевельника. Оба автора расходятся в описании метода его применения (один говорит, что его впрыскивали, а другой — что его втирали в тело), из чего можно заключить, что либо речь идет о двух различных веществах, либо кто-то из них ошибается. Поскольку у нас нет уверенности относительно способа применения «кедрового масла» (оба упомянутых метода применимы лишь к различным веществам), невозможно судить и о его природе. Если его впрыскивали, то это было, вероятно, или неочищенное терпентинное масло, или древесный уксус с примесью скипидара и дегтя. Если же оно применялось для умащения, то, вероятно, это было обыкновенное масло, [473] отдушенное летучим маслом можжевельника. В любом случае оно не могло быть жирным маслом какого-либо хвойного дерева, так как ни одно такое масло не было тогда известно. Употребление «кедрового масла» в связи с погребением

195 J. H. Breasted, op. cit., IV, 234, 344, 379.

196 Ibid., II, 265.

197 Ibid., III, 116.

198 Ibid, IV, 234, 240, 287, 300, 344, 348, 378, 391, 394.

199 Herod., III, 107-111.
20° Theophr., IX, 5, 1-3.
:m Diosc., I, 12, 13.

202 Plin., Nat. Hist., XII, 41-43.

203 W. Оsburn, An Account of an Egyptian Mummy Presented to the Museum of the Leeds Philosophical and
Literary Society (1828), p. 6.

204 T. J. Pettigrew, op. cit., p. 60.

205 T. J. Pettigrew, op. cit., p. 62-63.

06 A. Lucas, «Cedar» — Tree Products employed in Mummification, in Journal of Egyptian Archaeology, XVII (1931), pp. 13-21.


продолжалось до конца I века н. э. Кедровым маслом в наше время называют продукт перегонки (процесс, открытый лишь в позднее время) американского можжевельника (Juniperus virginiana).

Cedri succus (кедровый сок) Плиния208 представлял собою естественное смолистое выделение какого-то хвойного дерева, вероятно совсем не кедра, а можжевельника. Имеется много свидетельств широкого применения египтянами при бальзамировании какого-то подобного вещества.

Cedrium, по определению Плиния209, представлял собою древесный уксус с примесью скипидара и дегтя. Ничто не свидетельствует о применении его в Древнем Египте, однако есть основание предполагать, что термин cedrium мог применяться для обозначения дегтя, употреблявшегося иногда египтянами для бальзамирования210.

Хна

Мы уже упоминали хну в связи с косметическими и ароматическими средствами211 и отмечали, что душистый цветок хны, вероятно, употреблялся в Древнем Египте для придания приятного запаха мазям, а листья применялись в косметических целях для окрашивания ладоней рук, подошв ног и волос, как это практикуется и в наши дни.

Растение лавзония (Lawsonia alba, Lawsonia inermis), из которого добывается хна, представляет собой многолетний кустарник, широко возделываемый в Египте; его разводят в садах ради сильно пахнущих цветов и на полях для сбора листьев. Листья этого растения применяются главным образом как косметическое средство; из них приготовляется паста для окрашивания в рыжеватый [474] цвет рук, ног, ногтей и волос; говорят, что навар из листьев употребляется иногда для крашения тканей.

Не раз отмечалось, что ногти на руках и ногах мумий иногда бывают окрашены. Руйе пишет212, что у некоторых мумий ладони рук, подошвы ног и ногти на руках и ногах бывают окрашены хной. Петигрю цитирует Руйе и добавляет213: «У мумий Дэвидсона ногти также были окрашены. По словам Мэддена, руки многих мумий окрашены соком хны». Невилль отмечает214, что ногти на руках мумий XI династии были окрашены хной. Масперо пишет, что руки мумии Рамзеса II были окрашены «в светло-желтый цвет каким-то душистым веществом»215. Однако Эллиот Смит высказывает предположение, что изменение цвета вызвано в этом случае не хной, а примененными для бальзамирования веществами. Так могло обстоять дело и с мумией, о которой говорит Невилль, и я почти не сомневаюсь, что именно так следует объяснять изменение окраски ногтей и у целого ряда исследованных мною мумий. Вот как кратко характеризует это явление Петигрю216: «Замечено, что у некоторых мумий ногти на пальцах рук и ног как будто окрашены хной... Однако еще далеко не ясно, действительно ли это так; подобная окраска могла быть результатом действия примененных при бальзамировании веществ». По словам Эллиота Смита, волосы у мумии Хентауи (XVIII династия) были окрашены в ярко-рыжий цвет, что наводит его на мысль о применении в данном случае хны217. Брантон предполагает218, что светлый коричневато-рыжеватый цвет волос у одной старой женщины бадарийского периода может

207 В. P. Grenfеll and A. S. Hunt, The Amherst Papyri, II, p. 150.

208 Plin., Nat. Hist., XXIV, 11.

209 Ibid., XVI, 21.

210 См. стр. [499].

211 См. стр. [160].

212 Р. С. Rouyer, Notice sur les embaumemens des anciens Egyptiens, in Description d'Egypte, Antiquites,
Memoires, I (1809), pp. 207-220.

213 T. J. Pettigrew, op. cit., p. 66.

214 E. Naville, The Eleventh Dynasty Temple at Deir-el-Bahari, I (1907), p. 44.

215 G. Elliot Smith, The Royal Mummies, pp. 60-61.

216 T. J. Pettigrew, op. cit., p. 66.

217 G. Elliot Smith, op. cit., p. 19.

218 G. Вrunton, Mostagedda, pp. 45, 123.


быть результатом применения хны, и указывает, что у одной пожилой женщины эпохи

9 1 Q

чашеобразных могил были «длинные окрашенные хной ногти». [475] Борхардт219 отмечает, что ногти на руках и ногах статуй иногда бывают окрашены в красный цвет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: