Второе белорусское «Адраджэнне» в начале ХХ века. Развитие национальной театральной культуры: первая белорусская труппа И. Буйницкого, музыкально-драматический кружок в Вильне. Основные виды композиторской деятельности – обработка народной песни, хоровая и сольная песня, музыка к театральным постановкам (В. Теравский, Л. Роговский, К. Галковский, М. Анцев, А. Гриневич, М. Янчук).
Разработка белорусского фольклора в симфонических произведениях Л. Роговского, М. Карловича. Продолжение процесса возрождения национальной культуры в новых социально – государственных условиях (20-е годы).
Становление основных жанров белорусской профессиональной музыки. Оперы: «Тарас на Парнасе» Н. Аладова, «Освобождение труда» Н.Чуркина, «В Пущах Полесья» А. Богатырева, «Цветок счастья» А. Туренкова, «Михась Подгорный» Е. Тикоцкого. Балеты: «Соловей» М. Крошнера, «Князь-озеро» В. Золотарева. Симфонические произведения: Симфониетта Н.Чуркина, симфонии Н. Аладова, В.Золотарева, Е. Тикоцкого. Хоровая музыка: поэма «Над рекой Аресой» Н. Аладова, поэма «Сказка о Медведихе» А. Богатырева, кантата «Белоруссия» В.Золотарева. Обработки народных песен (Н. Чуркин, Н. Аладов, Н. Соколовский, Г. Пукст).
|
|
Белорусская музыка в годы Великой Отечественной войны: развитие новых аспектов героико-патриотической тематики (симфония – баллада «В суровые дни» Н. Аладова), преобладание жанров вокальной и вокально-оркестровой музыки (кантаты «Ленинградцы» и «Белорусским партизанам» А. Богатырева).
Становление белорусской музыки в послевоенный период как отражение общих процессов в советском музыкальном искусстве. Расширение образно – тематической и жанровой сферы творчества при сохранении ориентации на традиционализм музыкального мышления. Оперы: «Кастусь Калиновский» Д. Лукаса, «Андрей Костеня» Н. Аладова, «Надежда Дурова» А. Богатырева, «Девушка с Полесья» Е. Тикоцкого. Симфонии Н. Аладова, Е. Тикоцкого, Г. Пукста, П. Подковырова. Квартеты Д. Каминского, П. Подковырова, В. Оловникова. Трио Д. Каминского, Г. Пукста, Г. Дегтярика. Песни. Музыка для оркестра народных инструментов.
60-е годы – начало качественно нового периода развития белорусской музыки. Новые художественные идеи и музыкально-эстетические ориентиры. Активизация межкультурных связей. Начало творческой деятельности новой генерации композиторов, стремящихся к расширению содержательной и композиционно-технологической сфер музыкального искусства (Л. Абелиович, Е. Глебов, Г. Вагнер, Д. Смольский, Э. Тырманд и др.). Интенсивное развитие основных жанров национального музыкального искусства, ситуация «стилевого перелома», изменение иерархии музыкальных жанров. Симфонии Л. Абелиовича, Е. Глебова, Г. Вагнера, Д. Смольского, А. Мдивани, Г. Вагнера, Ф. Пыталева.
|
|
Музыкальный театр: национально – историческая тема («Избранница» Е. Глебова, «Дикая охота короля Стаха» В. Солтана, «Страсти» А. Мдивани), философско-эстетическая проблематика («Мастер и Маргарита» Е. Глебова), обращение к мировой литературной классике («Тиль Уленшпигель» Е. Глебова, «Визит дамы» и «Матушка Кураж» С. Кортеса), поиски новых стилистическо-драматургических решений («Макбет» В. Кузнецова). Вокально – симфонические произведения («Беларускiя песнi», «Малюнкi роднага краю», «Бiтва за Беларусь» А. Богатырева, «Тысяча лет надежды» Г. Гореловой, «Вянок» Л. Захлевного). Духовные жанры и формы в творчестве композиторов 80 – 90-х годов (О. Ходоско, Л. Шлег, В. Копытько, С. Бельтюков).
Жанры камерной инструментальной и вокальной музыки: поиски новых звуковых средств, нетрадиционные исполнительские составы, эксперименты в области электронной музыки (В. Копытько, В. Кузнецов, Е.Поплавский, А. Литвиновский).