Теория «естественного права» исходит из того, что наряду с позитивным правом, созданным государством, существует высшее «естественное право», свойственное человеку от природы.
Юридический позитивизм отрицает «естественное право», которое рассматривается как заблуждение умов, ведущее к нарушению правопорядка. Согласно этой теории, право есть результат только правотворческой функции государства.
Нормативизм – это крайнее проявление формализма в теории права. Сторонники этой теории относят право к сфере долженствования, которая никак не связана с миром бытия, не зависит от него, и видят силу права в самом праве.
Представители психологической школы права первичным в праве видят правовое переживание, правовые эмоции. Именно правовые переживания есть звенья, соединяющие общество и предающие ему стабильность.
Теория солидаризма в праве базируется на двух положениях: человек – существо, сознающее свое положение; человек – существо общественное, но может жить обособленно. Общество функционирует лишь благодаря солидарности, которая соединяет индивидов.
Социологическая теория основывается на том, что каждая организация создает свое право. Государственные предписания – лишь малая часть права. Судьи могут и должны отыскивать нормы «живого права» и на их основе выносить решения. Представители этого движения фактически уравнивали судью с законодателем.
Марксистская теория права характеризуется признанием связи права с государством. Отличительной особенностью этой теории является то, что воля, выраженная в праве, носит классовый характер. Это воля определенного экономически господствующего класса, причем она – не произвол этого класса, а содержание ее предопределено материальными условиями жизни соответствующего класса, общества в целом.
_______________________________________________________________________________