О норме права. По содержанию нормы мусульманского права существенно отличаются от европейских, они, как правило, не являются ни управомочивающими, ни запрещающими. В их основе лежит долг, обязанность совершать те или иные поступки, что говорит об их религиозной природе.
Источники мусульманского права. Первым по значению источником мусульманского права признается Коран – священная книга мусульман. Близок к Корану и тесно связан с ним другой правовой источник – Сунна. Следующий источник мусульманского права – иджма – общее решение авторитетных исламских правоведов. Еще один источник мусульманского права – кийяс. Обычное решение по аналогии, которое в западных правовых системах не считается самостоятельным источником права, а лишь гарантирует правовое регулирование. К числу правовых источников, возникших в более поздний период развития исламских государств, можно отнести закон (нормативный правовой акт), который сегодня в большинстве мусульманских стран играет весьма значительную роль в правовом регулировании.
|
|
О структуре мусульманского права. Выделяют комплексы юридических норм в соответствии с основными мусульманскими толками – сунитскими и другими. Наличие различных ветвей в исламской доктрине обуславливает аналогичную дифференциацию и в праве.
С технико-юридической стороны обращают на себя внимание особенности формы, приемов, способов изложения мусульманского права. В числе приемов юридической техники, часто используемых исламскими юристами, представлены функции, хийалы, своеобразные юридические уловки, с помощью которых излагаются догматические предписания. Указывается на целые концепции – фикции.
Роль судов. Мусульманские судьи сыграли важную роль в процессе формирования правовой системы, особенно на этапах ее становления. Однако сейчас значение традиционных судов уходит в прошлое. Это объясняется развитием светской системы правосудия, заимствованной из континентальной Европы и США.
________________________________________________________________________________