Курсовая работа. Факультет управления

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНЧЕСИХ КАДРОВ

Факультет управления

Кафедра гражданского и хозяйственного права

Специальность «Государственное управление и право»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Гражданское право»

на тему «Некоммерческие юридические лица и их виды»

Студент

4 курса, ГУП-2 А.С. Голоскова

Руководитель

преподаватель К.В. Янчуревич

Минск 2014

Содержание

Введение……………………………………………………………….………..3

Глава 1 Общая характеристика некоммерческих юридических лиц….…...5

Глава 2 Государственно-правовое регулирование организации и деятельности общественных объединений……………………………………………….…..8

2.1 Формы общественных объединений, их права и обязанности…………10

Глава3 Правовой статус фондов в Республике Беларусь…………………………………………………......……………….….13

Глава 4 Учреждения как некоммерческие юридические лица………….….16

Глава 5 Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)…………....18

Заключение………………………………………………………………………22

Список использованных источников…………………..………………………24


Введение

Развитие института юридического лица тесно связано с бурным ростом рыночной экономики, где необходима концентрация капиталов. Поскольку товарно-денежные отношения зачастую требуют объединения значительных материальных средств, то отдельные граждане, как правило, не в состоянии принимать самостоятельное участие в этих отношениях. Только объединив капиталы многих субъектов хозяйствования можно ставить и решать крупные задачи. Эта особенность рыночных товарно-денежных отношений и обусловила участие в них образований, действующих на рынке в качестве самостоятельных субъектов хозяйствования, именуемых юридическими лицами. Именно институт юридического лица и стал правовой формой концентрации капиталов. Конструкция «юридическое лицо», возникнув ещё в Древнем Риме, прошла длительный путь развития. В научной литературе этот институт частного права подвергался неоднократному и тщательному анализу. Учёные-цивилисты во все времена вели острые дискуссии по поводу сущности, признаков, правоспособности юридического лица. Эти дискуссии находили своё отражение и в законодательстве.

Юридическое лицо является сегодня одним из элементов правовой и экономической системы государства. И необходимость в детальном изучении сущности и содержания категории юридического лица обусловливается тем, что в ней концентрируются проблемы, противоречия и тенденции развития правоспособности, права частной собственности и других институтов частного права.

Юридическое лицо - это субъект гражданского права. Объектом моего исследования в курсовой работе являются некоммерческие юридические лица и непосредственно их виды. Для своей курсовой работы я поставила такие задачи: какое место занимают именно некоммерческие юридические лица в гражданских отношениях? В чём состоит общественная необходимость этого?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к экономическому обоснованию юридических лиц и определиться с подходом к исследованию экономических отношений, которые опосредуются правовой формой юридического лица. Особо важным для нас является сделать правильный выбор количественного средства соизмерения многообразных экономических явлений, которые предлагаются теориями того или иного подхода.

Проблема юридического лица очень сложна и трудна для права. История права показывает, что современное правовое представление о юридическом лице как особой и единой личности, созданной людьми (физическими лицами) для реализации определенных хозяйственных (нехозяйственных) целей, сложилось далеко не быстро. В своей работе я буду использовать метод системного анализа. И цель моей курсовой работы:

-исследовать понятие некоммерческого юридического лица и выяснить его сущность, а также найти отличительные признаки.

Таким образом, конструкция "юридическое лицо" интересна для рассмотрения и анализа, ибо содержащиеся в ней противоречия и проблемы не полностью раскрыты и на сегодняшний день.


Глава 1 Общая характеристика некоммерческих юридических лиц

Участие в рыночных товарно-денежных отношениях нередко требует весьма значительных капиталов, которыми не обладают отдельные физические лица. Только объединив капиталы многих участников рыночных отношений, можно ставить и решать крупные инвестиционные проекты. Эта особенность рыночных отношений обусловила участие в них искусственных образований, действующих на рынке в качестве самостоятельных субъектов хозяйствования, именуемых юридическими лицами. Эта форма хозяйствования позволяет быстро концентрировать капитал, при этом учредители (участники, члены) юридического лица не отвечают по его обязательствам всем своим имуществом, а рискуют лишь своим взносом в уставный фонд (капитал) юридического лица. Это позволяет заранее определить, какой частью своего имущества рискует учредитель (участник, член) юридического лица в случае, если оно окажется несостоятельным [3,c. 47]. Появление института юридического лица в самом общем виде обусловлено теми же причинами, что и возникновение и эволюция права: усложнением социальной организации общества, развитием экономических отношений и, как следствие, общественного сознания. На определенном этапе общественного развития правовое регулирование отношений с участием одних лишь физических лиц, как единственных субъектов частного права, оказалось недостаточным для развивающегося экономического оборота. В гражданском обороте действует множество разнообразных юридических лиц. Некоторые из них не ставят своей целью извлечение прибыли. Они участвуют в гражданском обороте для удовлетворения своих уставных целей и связанных с ними потребностей, но подавляющее большинство юридических лиц действуют на рынке именно с целью извлечения прибыли. Все юридические лица должны удовлетворять определенным требованиям как самостоятельные субъекты гражданского права [3, c. 47].

Регулирование гражданских отношений предполагает участие субъектов в правоотношениях. В гражданско-правовые отношения могут вступать как отдельные граждане, так и коллективные образования, которые обладают предусмотренными законом признаками. К числу таких образований относятся предприятия, учреждения, организации, именуемые юридическими лицами [5, c.76].

В Республике Беларусь юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие.

Некоммерческие организации – организации, не имеющие целью своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Из этого определения следует, что некоммерческие организации отличаются от коммерческих двумя признаками:

1) Они не ставят основной целью извлечение прибыли;

2) Они не могут распределять полученную прибыль между своими участниками и в тех случаях, когда их деятельность дает прибыль.

Некоммерческие организации не обязательно являются юридическими лицами. Необходимость наделения некоммерческих организаций правами юридического лица объясняется тем, что для достижения цели, поставленной некоммерческой организацией, она вынуждена выступать в имущественные отношения с другими лицами [7, c. 165].

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь если она необходима для целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности некоммерческих организаций. Для отдельных форм некоммерческих организаций могут быть установлены требования, предусматривающие их право на занятие предпринимательской деятельностью только посредством образования коммерческих организаций или участия в них.

Допускается создание объединений некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, природоохранных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физкультуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и юридических лиц, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ [2, c. 98].

Некоммерческие юридические лица не ставят цели получать прибыль и распределять ее между учредителями, поэтому законодательство не устанавливает для этих юридических лиц минимального размера уставного фонда и не предусматривает возможности их банкротства, за исключением потребительских кооперативов и различных фондов.

Гражданский кодекс предусматривает следующие организационно-правовые формы некоммерческих организаций: потребительские кооперативы; общественные и религиозные организации; благотворительные и иные фонды; учреждения; объединения юридических лиц (ассоциации, союзы). Однако данный перечень остается открытым, т.е. законодательством может предусматриваться создание некоммерческих организаций в других организационно-правовых формах [6, c. 215].


Глава 2 Государственно-правовое регулирование организации и деятельности общественных объединений

Согласно ч. 1 ст. 36 Конституции “каждый имеет право на свободу объединений”. Право на объединение является одним из основных прав человека, позволяющих ему активно участвовать в управлении делами общества и государства.

Под общественным объединением понимается добровольное объединение граждан, которое они образовали на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, социальных и культурных прав.

В нашей стране действуют разнообразные виды общественных объединений. К их числу относятся: 1) политические партии; 2) профессиональные союзы; 3) религиозные организации; 4) организации, созданные органами государственного управления; 5) органы территориального общественного самоуправления; 6) адвокатура и др., организация и деятельность которых регулируется отдельными законами [12, c. 108].

Все общественные объединения ставят перед собой достижение следующих целей: реализация и защита гражданских, экономических, социальных и культурных прав и свобод; развитие активности и самодеятельности граждан, привлечение их участия к управлению государственными и общественными делами; удовлетворение профессиональных и любительских интересов; охрана здоровья населения; участие в благотворительной деятельности; патриотическое воспитание и т. д.

Общественные объединения создаются и действуют на основе принципов законности, добровольности, самостоятельности и гласности.

Общественные объединения создаются по инициативе граждан, достигших возраста 18 лет, за исключением молодежных и детских общественных объединений, которые могут создаваться гражданами, достигшими возраста 16 лет. Членами общественных объединений могут быть граждане, достигшие возраста 16 лет, а в случаях, предусмотренных уставом, и моложе, но имеющие письменное разрешение своих законных представителей. Юридические лица не могут быть членами общественных объединений. Иностранные граждане и лица без гражданства могут вступать в действующие общественные объединения, если это предусмотрено их уставами [15, c. 257].

На территории Беларуси могут создаваться и действовать международные, республиканские и местные общественные объединения.

Международным признается общественное объединение, деятельность которого распространяется на территорию Республики (одной или нескольких административно-территориальных единиц) и территорию одного или нескольких иностранных государств и которое имеет там организационные структуры.

Республиканским признается общественное объединение, деятельность которого распространяется на территорию всей Республики Беларусь [4, c. 63].

Местным признается общественное объединение, деятельность которого распространяется на территорию одной или нескольких административно-территориальных единиц.

Для создания международного общественного объединения необходимо не менее 10 учредителей (членов) от Республики Беларусь и не менее чем по 3 учредителя (члена) от одного или нескольких иностранных государств, а также наличие на территории этих государств организационных структур этого общественного объединения; для республиканского – не менее чем по 10 учредителей (членов) от большинства областей Республики Беларусь, а также от города Минска; для местного – не менее 10 учредителей (членов) в большинстве административно-территориальных единиц территории, на которую будет распространяться деятельность объединения. Общественные объединения имеют фиксированное членство [11, c. 274].

Порядок государственной регистрации общественных объединений аналогичен порядку регистрации политических партий. Международные и республиканские общественные объединения регистрируются в Министерстве юстиции Республики Беларусь, а местные – в управлениях юстиции облисполкомов и Минского горисполкома на основании заключения Республиканской комиссии по регистрации (перерегистрации) общественных объединений. Организационные структуры общественного объединения, наделенные правами юридического лица, подлежат государственной регистрации, а не наделенные правами юридического лица – постановке на учет, которое осуществляется по месту нахождения их юридического адреса, соответственно управлениями юстиции облисполкомов, Мингорисполкома, районными, городскими исполнительными и распорядительными органами.

Решение Министерства юстиции Республики Беларусь об отказе в государственной регистрации общественного объединения может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Беларусь, решения управлений юстиции облисполкомов и Мингорисполкома – соответственно в областные и Минский городской суды.

Зарегистрированному общественному объединению, союзу выдаются свидетельства о государственной регистрации и их символики и один экземпляр устава, на котором делается отметка о государственной регистрации.

Министерством юстиции Республики Беларусь ведется Государственный реестр общественных объединений, союзов, управлениями юстиции облисполкомов и Мингорисполкома – реестры местных общественных объединений, союзов [9, c. 74].

2.1 Формы общественных объединений, их права и обязанности

В Республике Беларусь отсутствует специальное законодательство, регулирующее организационно-правовые формы создания и деятельности общественных объединений.

Общественные объединения являются некоммерческими организациями.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательством [1, cт. 3]. Oбщественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законодательством порядке объединившихся на основании общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей [1, ст. 117]. В Республики Беларусь фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. В Республики Беларусь учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично [1, ст. 120].

Граждане Республики Беларусь имеют право создавать их только в одной организационно-правовой форме – общественного объединения.

Общественные объединения имеют право: осуществлять деятельность, направленную на достижение уставных целей; беспрепятственно получать и распространять информацию, имеющую отношение к их деятельности; пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, установленном законодательством; учреждать собственные средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность в порядке, установленном законодательством; защищать права и законные интересы своих членов в государственных органах и иных организациях; участвовать в подготовке и проведении выборов в порядке, установленном законодательством; поддерживать связи с другими общественными объединениями, союзами; создавать союзы [8, c. 94]

Общественное объединение может осуществлять в установленном порядке предпринимательскую деятельность, но лишь постольку, поскольку она необходима для достижения их уставных целей. Такая деятельность может осуществляться только посредством образования коммерческих организаций.

Государственный контроль и надзор за деятельностью общественных объединений осуществляют органы прокуратуры, должностные лица регистрирующих органов и налоговые органы. Иное вмешательство в деятельность общественных объединений запрещается.

За нарушение Конституции, Закона об общественных объединениях, иных актов законодательства, а также требований устава к общественным объединениям могут быть применены следующие меры ответственности: письменное предупреждение; приостановление деятельности; ликвидация общественного объединения.

Письменное предупреждение выносится регистрирующим органом.

Общественное объединение ликвидируется по решению суда в случаях: совершения объединением действий, направленных на насильственное изменение конституционного строя либо пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды; нарушения общественным объединением законодательства и (или) их учредительных документов в течение одного года после вынесения письменного предупреждения; если при государственной регистрации общественного объединения со стороны их учредителей были допущены нарушения Закона об общественных объединениях и (или) иных актов законодательства, носящие неустранимый характер; если численность и состав общественного объединения не соответствует требованиям, предъявляемым к количественному составу учредителей; неустранения нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения, в срок, установленный решением суда.

Общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда за однократное нарушение законодательства о массовых мероприятиях в случаях, прямо предусмотренных законодательными актами, а также за нарушение общественным объединением установленных законодательством требований, предъявляемых к использованию иностранной безвозмездной помощи [11, c. 148].


Глава 3 Правовой статус фондов в Республике Беларусь

Термин «фонд» имеет разное значение. Он употребляется для обозначения различных экономических понятий, природных ресурсов и др.

Гражданское законодательство под фондом понимает самостоятельную организационно-правовую форму некоммерческой организации. Под фондом понимается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами (гражданином) и (или) юридическими лицами (юридическим лицом) на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные, содействующие развитию физкультуры и спорта, научные или иные общественно полезные цели, указанные в уставе фонда [13, c. 85].

Фонды как юридические лица характеризуются следующими особенностями:

- преследуют общественно полезные цели;

- являются некоммерческими организациями;

- их имущественная база первоначально создается за счет добровольных имущественных взносов их учредителей;

- учредители не получают материальных выгод за счет деятельности фонда.

Фонд не вправе преследовать цели, связанные с выявлением и выражением политической воли граждан. Государственная регистрация фондов осуществляется Министерством юстиции, управлениями юстиций облисполкомов, Минского горисполкома.

Учредительным документом фонда является его устав, утвержденный учредителями фонда. Кроме сведений, которые имеются в уставе любого юридического лица, устав фонда должен содержать:

1) Наименование фонда;

2) Сведения об учредителях фонда;

3) Задачи и методы деятельности фонда;

4) Состав и порядок формирования органов фонда;

5) Порядок формирования, полномочия и сроки полномочий попечительского совета фонда;

6) Порядок назначения и освобождения должностных лиц фонда;

7) Порядок внесения изменений и (или) дополнений в устав фонда;

8) Источники и порядок формирования имущества фонда;

9) Срок, на который создается фонд, или указание на его бессрочную деятельность;

10) Сведения о созданных фондом представительствах и (или) филиалах, включающие наименования представительств, филиалов и место их нахождения;

11) Сведения о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации. При этом такое имущество должно направляться на цели, для достижения которых был создан фонд;

12) Иные положения, предусмотренные законодательством и не противоречащие Гражданскому кодексу.

В Республике Беларусь создаются и действуют международные, республиканские и местные фонды [4, c. 78].

Минимальный размер имущества, необходимый для создания и деятельности фонда установлен в размере 1000 базовых величин для республиканских и международных фондов.

Фонд вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для достижения целей, ради которых он создан, соответствует этим целям и отвечает предмету его деятельности. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать унитарные предприятия, хозяйственные общества или участвовать в них, за исключением обществ с дополнительной ответственностью.

Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Порядок опубликования и состав сведений отчета устанавливаются законодательством. Органами фонда являются правление (совет), дирекция (директор) и попечительский совет.

Правление (совет) фонда является высшим коллегиальным органом фонда, формируемым его учредителями (учредителем). Основная функция правления (совета) фонда – обеспечение соблюдения фондом целей, для достижения которых он создан.

К исключительной компетенции правления (совета) фонда относятся:

А) изменение и (или) дополнение устава фонда;

Б) образование (назначение) исполнительного органа фонда – дирекции (директора) и досрочное прекращение его полномочий;

В) создание и ликвидация представительств, филиалов фонда, определение их компетенции;

Г) утверждение годового отчета и бухгалтерского баланса фонда (данных книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения);

Д) реорганизация фонда, если возможность реорганизации предусмотрена его уставом.

Дирекция (директор) фонда является исполнительным органом фонда, осуществляющим текущее руководство его деятельностью. Дирекция (директор) фонда в своей деятельности подотчетна правлению (совету) фонда [9, c. 96].

Попечительский совет фонда – орган, осуществляющий контроль за деятельностью фонда, который формируется его учредителями (учредителем) при учреждении фонда, а в дальнейшем, если это предусмотрено уставом фонда, – правлением (советом) фонда. К исключительной компетенции попечительского совета фонда относятся:

- контроль за соответствием деятельности фонда законодательству и уставу фонда;

- контроль за выполнением решений высшего коллегиального органа фонда, исполнительного органа фонда;

- контроль за использованием денежных средств и иного имущества фонда в соответствии с его уставными целями;

- предварительное рассмотрение и согласование годового отчета фонда [6, c. 74].


Глава 4 Учреждения как некоммерческие юридические лица

Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично [1, c 120].

Из этого определения следует, что учреждение может быть учреждено любым собственником, но не может быть создано субъектом права хозяйственного ведения или оперативного управления.

Подавляющее большинство учреждений создано государством и административно-территориальными единицами. Учреждениями являются органы государственной власти и управления, учреждения юстиции, культуры и т.д. Учреждения могут создаваться гражданами и юридическими лицами, образованными на основе частной собственности, различными религиозными и общественными организациями, благотворительными и иными фондами, объединениями юридических лиц, иностранными физическими и юридическими лицами, международными организациями.

Учреждения действуют на основании устава или положения, утвержденного собственником или уполномоченным им органом. Многие учреждения действуют на основании общего положения об учреждениях данного вида. В уставе учреждения собственник устанавливает цели и задачи учреждения, которыми определяются пределы специальной правоспособности учреждения.

Имущество учреждения остается в собственности его учредителя, который сохраняет на это имущество вещные права [15, c. 112].

Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то полученные от такой деятельности доходы и приобретенное за счет их имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе (отдельно в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения), если иное не предусмотрено законодательством.

По своим обстоятельствам учреждение отвечает находящимися в его распоряжении денежными средствами. На другое имущество, находящееся в оперативном управлении, взыскание не может быть обращено, но собственник в таких случаях несет дополнительную ответственность по обязательствам учреждения.

Руководитель учреждения назначается учредителем учреждения. Он является единоличным исполнительным органом учреждения. В некоторых учреждениях могут создаваться коллегиальные исполнительные органы [4, c. 96].

Учреждение не в праве без согласия собственника отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему, если иное не установлено законодательными актами.

Учреждение может быть реорганизовано и ликвидировано по общим правилам юридических лиц, но оно не может быть объявлено банкротом, поскольку субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества учреждения [7, c. 181].


Глава 5 Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)

Ассоциации и союзы представляют собой объединения различных юридических лиц, основанные на корпоративных (членских) началах. В отличие от неправосубъектных объединений холдингового типа (включающих "материнские" и дочерние компании) данные объединения, во-первых, являются самостоятельными юридическими лицами, а во-вторых, преследуют некоммерческие цели, главным образом координации деятельности участников и представления и защиты их общих, в том числе имущественных, интересов, будучи, таким образом, некоммерческими организациями.

Они создаются исключительно на добровольной основе и не вправе осуществлять какие-либо управленческие функции в отношении участников. Поэтому члены ассоциации или союза полностью сохраняют свою самостоятельность и права юридических лиц.

Ассоциацией (союзом) признается основанное на началах членства объединение юридических лиц, созданное ими с целью координации деятельности, а также представления и защиты их интересов [3, c. 74].

Разновидностью таких некоммерческих организаций теперь объявлены территориальные (региональные) союзы потребительских обществ (райпотребсоюзы, облпотребсоюзы и т.п.), а также территориальные и межрегиональные объединения профсоюзов (облсовпрофы и т.д.).

В качестве учредителей ассоциаций и союзов могут выступать как коммерческие, так и некоммерческие организации, причем как порознь, так и совместно, хотя практическая необходимость в координации деятельности или совместной защите общих интересов обычно возникает у однородных по характеру деятельности групп (видов) юридических лиц. Закон не предусматривает минимально необходимого числа участников таких организаций, отдавая решение этого вопроса на усмотрение самих учредителей. Одно и то же юридическое лицо, оставаясь полностью самостоятельным, может одновременно состоять в нескольких ассоциациях и союзах, в том числе однородных по характеру деятельности.

Учредительными документами ассоциации и союза являются учредительный договор и устав. В первом из них определяются цели создания объединения и условия участия в нем, а во втором - статус самого объединения. Поэтому в случае расхождения условий, содержащихся в этих документах, предпочтение должно быть отдано уставу как непосредственно определяющему статус объединения в его взаимоотношениях с третьими лицами [11, c. 68].

Помимо сведений, общих для всех юридических лиц, учредительные документы ассоциации (союза) должны содержать условия о задачах и целях ее деятельности (определяющие объем и характер ее специальной правоспособности, а также основной предмет ее деятельности, который должен быть указан в ее наименовании), о составе и компетенции органов управления и порядке принятия ими решений, а также о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации (союза).

Поскольку такая некоммерческая организация создается на корпоративных началах, ее высшим (волеобразующим) органом всегда является общее собрание участников (их представителей), компетенцию и порядок работы которого в соответствии с законом должен определять ее устав. Исполнительные (волеизъявляющие) органы ассоциации (союза) образуются ее высшим органом из числа физических лиц - органов (должностных лиц) или представителей участников.

Имущество ассоциации первоначально составляется из вступительных и членских взносов участников и их добровольных пожертвований и становится объектом ее собственности. При этом учредители (участники) ассоциации или союза не приобретают на это имущество никаких прав. Закон не устанавливает требований к минимальному размеру имущества такой некоммерческой организации или к взносу ее участника. Имущество ассоциации (союза) является ее собственностью и используется ею исключительно для достижения целей, предусмотренных ее учредительными документами [4, c. 100].

Вместе с тем члены ассоциации (союза) при недостатке ее имущества для покрытия долгов перед кредиторами несут ограниченную ответственность своим имуществом в размере и порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации. Такая субсидиарная ответственность членов ассоциации (союза) составляет важную особенность ее гражданско-правового статуса.

Ассоциация или союз не вправе сами осуществлять предпринимательскую деятельность, но могут создавать для этой цели хозяйственные общества или участвовать в них. Однако доходы от своей деятельности ассоциация (союз) не вправе распределять между своими членами и должна использовать исключительно на нужды объединения.

Член ассоциации (союза) вправе участвовать в управлении ее делами на равных началах с другими членами (участниками). Он также может безвозмездно пользоваться оказываемыми ассоциацией (союзом) услугами. Член ассоциации (союза) вправе беспрепятственно выйти из нее, поскольку для ассоциации или союза его выход не влечет обязанности по осуществлению каких-либо выплат или выдач. Он несет предусмотренные учредительными документами обязанности, в том числе по уплате членских и иных взносов, за неисполнение которых может быть исключен из ассоциации (союза) по решению остальных участников [2, c. 112].

Вместе с тем в течение двух лет с момента выхода за ним сохраняется дополнительная ответственность по долгам ассоциации (союза) в размере, пропорциональном его взносу в ее имущество. Новые члены принимаются в такое объединение по единогласному решению его участников, причем на них может быть возложена дополнительная ответственность личным имуществом по долгам объединения, возникшим до момента их принятия.

Ассоциация (союз) реорганизуется и ликвидируется по общим правилам реорганизации и ликвидации юридических лиц. Такое объединение по единогласному решению участников может быть преобразовано в фонд или в автономную некоммерческую организацию, а в случае возложения на него учредителями ведения предпринимательской деятельности должно быть преобразовано в хозяйственное общество или товарищество. В связи с наличием субсидиарной ответственности членов ассоциации (союза) по ее долгам такая некоммерческая организация не может быть признана банкротом.

Остаток имущества объединения, образовавшийся после завершения его ликвидации, передается для использования на цели, определенные в его уставе, либо на иные цели, предусмотренные законом [2, c. 115].

Самостоятельной разновидностью ассоциации является торгово-промышленная палата.

Торгово-промышленная палата представляет собой добровольное объединение на началах членства коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, созданное ими с целью содействия развитию предпринимательства, организации взаимодействия предпринимателей, а также представления и защиты их интересов.

Ее главной особенностью является отсутствие дополнительной ответственности участников по долгам объединения (палаты).

Торгово-промышленная палата (ТПП) создается по инициативе не менее 15 учредителей и в отличие от учредительных документов обычной ассоциации имеет в качестве единственного учредительного документа устав. Торгово-промышленные палаты образуются по территориальному принципу, причем на одной и той же территории (в регионе) может существовать только одна такая палата. Членами ТПП могут быть исключительно российские коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, а также их объединения (союзы и ассоциации). В остальном их статус аналогичен статусу обычных ассоциаций и союзов [7, c. 215].


Заключение

Анализ действующего законодательства позволил выявить наличие в нём различных организационно-правовых форм некоммерческих организаций.

На основании анализа документов были определены основные положения некоммерческих организаций в системе юридических лиц, рассмотрено понятие некоммерческой организации и её признаки, рассмотрены организационно-правовые формы некоммерческих организаций. Рассмотрев вопрос о некоммерческих организациях, ознакомившись с нормативными правовыми актами, можно сделать вывод, что в Республике Беларусь урегулирован вопрос о деятельности, регистрации и ликвидации некоммерческих организаций.

Существует множество организационно правовых форм некоммерческих организаций, каждая из которых строго соответствует различным задачам создания некоммерческих организаций, их деятельности. Законодательство по этому вопросу должно способствовать деятельности некоммерческих организаций, а они в свою очередь становлению и развитию гражданского общества в нашей стране.

Работа по систематизации законодательства о некоммерческих организациях и устранению противоречий в нем должна быть направлена на создание благоприятной правовой среды для некоммерческих организаций, эффективных гарантий свободы объединений и независимости некоммерческих организаций, развитие гражданского общества, наиболее полного использования потенциала граждан и их объединений в социально-экономическом и общественно-политическом развитии страны. Необходимо создание непротиворечивого и системного похода к правовому регулированию деятельности некоммерческих организаций. Простота и ясность законодательных требований с одной стороны упрощает, делает доступной и прозрачной деятельность самих некоммерческих организаций, а с другой стороны то же происходит с контрольной и надзорной деятельностью государственных органов в отношении таких организаций.

Одна из проблем, тормозящая эффективную работу некоммерческих организаций – технологическое несовершенство и неполнота базы правовой информации, которой некоммерческие организации обладают сегодня. Причиной тому, в немалой степени, отсутствие у некоммерческих организаций техники, необходимой для формирования систематизированной базы правовых данных.

Вторая проблема – это недостаток финансовых средств, затрудняющих реализацию многих, особенно массовых правовых инициатив. Речь идет прежде всего о правовом просвещении масс, правовой защите социально незащищенных слоев населения, мониторингах правовой ситуации в масштабах регионах, массовом издании правовой литературы. Планы некоммерческих организаций на будущее обнадеживают – формирование сознания граждан будет ознаменовано новым подъемом. Однако предпосылкой этого является должная финансовая поддержка некоммерческих организаций.


Список использованных источников

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 7 декабря 1998 г., № 218-З: в ред. Закон Республики Беларусь от Закон Республики Беларусь от 11 июля 2014 г. № 191-З // Консультант плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «Юр.Спектр», Нац. центр правовой информации Республики Беларусь.

2. Голованов, Н.М. Юридические лица. - СПб.: Питер, 2003. - 528 с.

3. Гражданское право. Общая часть. Учебное пособие/ В.А. Витушко, Н.Л. Бондаренко, В.Е. Лубовские и др.; Под ред. В.А. Витушко. - Мн.: БГЭУ, 1998 - с. 284.

4. Гражданское и гражданско - процессуальное право: курс лекций для студентов экономических специальностей и слушателей ОСП «Институт повышения квалификации и переподготовки кадров Белкоопсоюза» / авт. -сост.: С. П. Батура. – Гомель: УО «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2008. – 229 с.

5. Гражданское право: учебное пособие. В 2 ч. Ч.1/ В.А. Витушко. - Минск: Белорус. наука, 2007. - 566 с.

6. Гражданское право: Учеб.: В 2 т. - 2-е издание, переработано и дополнено / под ред. Е.А. Суханов. - М.: БЕК, 2002. - Т.И. - с. 253

7. Гражданское право: Учебник. В 3-х томах. Том 1./Под ред. д.ю.н., проф. Чигира В.Ф. Мн.: Амалфея, 2008. – 989 с.

8. Грешников, И.П. Субъекты гражданского права: Юридическое лицо в праве и законодательстве. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2002. - 331 с.

9. Козлова, Н.В. Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и теории: Учебное пособие. - М.6 «Статут», 2003. - 318 с.

10. О создании, деятельности и ликвидации фондов в Республике Беларусь: Положение в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 11.06.2009 N 305 <consultantplus://offline/ref=AE3BA652C45819A26B6D7A2629C1D03B4EEDC6C8B9EA99C135D303E7B9C4AB0AD783C755EB84F0605C291069h1C5L> // Консультант плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «Юр.Спектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2012.

11. Субъекты гражданского права: монография/И.А. Маньковский, С.С. Вабищевич. - Минск: Молодёжное, 2010. - 496 с.

12. Фадеев, В. Некоммерческие организации в Беларуси: статус, проблемы, перспективы… / В. Фадеев // Юридический мир. - 2011. – 367 с.

13. Чигир В. Ф. Физические и юридические лица как субъекты гражданского права. - Мн.: Амалфея, 2000. - 224 с.

14. Юридические лица. Курс лекций/ В.Б. Королёва. - БИП - С Плюс,2007. -92 с.

15. Юридические лица: Учебно-практическое пособие/М.Ю. Тихомиров. - М.: 2005. - 520 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: