Социальная проблематика Стейнбека «Гроздья гнева». Позднее творчество писателя

Резкая политизация американской действительности вернуло натуралистическое мышление к жизни вновь и привела к созданию произведений в высшей степени неординарных, имевших сильный общественный резонанс. В этом контексте прежде всего следует назвать имя Джона Стейнбека (1902—1968), автора романа «Гроздья гнева» (1939), ставшего олицетворением социального протеста времен «великой депрессии».

Сильными сторонами творчества Стейнбека являются знание «элементарной» стихии народной жизни и соответствующее ему чувство природы. Сам писатель определил одну из главных тем своего творчества как характерное для современности становление коллективного сознания — «переход от "я" к "мы"».

Его друг Риккеттс—ученый, врачеватель, своеобразный мистик внушил начинающему писателю представление о «фаланге», стихийно складывающейся общности людей, которая, по определению Стейнбека, «обладает собственной памятью. Она помнит стихийные бедствия, когда луна висела низко над землей, помнит периоды голода, когда истощались запасы пищи. Фаланга хранит в памяти методы самосохранения... Фаланге свойственны эмоции, на которые один человек не способен...

Стейнбек исходил из доверия к спонтанно складывающейся реальности и действию «коллективного бессознательного» (писатель назвал это «манипулятивным механизмом»).

Гроздья гнева, 1939 Роман, в основу которого легла драматическая страница истории США. Произведение создано по свежим следам событий и под непосредственным впечатлением от них. В 1937 г. засуха и недород в центральных штатах, усугубившие общий социально-политический кризис в стране, разорили тысячи фермеров и сельскохозяйственных рабочих, заставив их сняться с обжитых мест и пуститься в долгий путь до «земли обетованной», какой рисовалась их воображению Калифорния.

Большие массы переселенцев продвигались по Америке с востока на запад, подгоняемые надеждой обрести в Калифорнии новый дом, работу и верный кусок хлеба.

Бедная семья фермеров-арендаторов, Джоуды, вынуждена покинуть свой дом в Оклахоме из-за засухи, экономических трудностей и изменений в принципах ведения сельского хозяйства(появление тракторов, которые заменяли труд сразу нескольких человек). В практически безвыходной ситуации, они направляются в Калифорнию вместе с тысячами других семей, надеясь найти там средства к существованию.

«Гроздья гнева» — роман, вызвавший обличением социальной несправедливости. Произведение задумано в эпическом ключе, на что указывает стилистика названия, одновременно и библейская и окрашенная исторически: привлекшее Стейнбека словосочетание заимствовано им из «Боевого гимна республики» времен Гражданской войны.

В христианской и иудаистской мифологической традиции «гроздья гнева» — Божье наказание городам Содом и Гоморра за развратность нравов. В романе "гроздья гнева" – это метафора. "В душах людей наливаются и зреют гроздья гнева – тяжелые гроздья, и дозревать им теперь уже недолго», - пишет автор.

В «Гроздьях гнева» чередуются два повествовательных пласта — драматический и публицистический, что является свидетельством политизации мышления Стейнбека и его эмоциональной сопричастности описываемому. В романе имеется, как и в большинстве зрелых стейнбековских произведений, резонер близких автору идей, бродячий проповедник Кейси.

Направленность романа очевидна. Основанный на фактических данных, он вызвал неподдельное сочувствие к исковерканным судьбам, а также неприятие тирании, представленной в «Гроздьях гнева» земельными компаниями и банками, предпочитающими уничтожать плоды земли (и тем самым надругаться над природой), нежели отдавать их голодающим. Цитата:

«Жгите кукурузу вместо дров - она горит жарко. Сбрасывайте картофель в реки и ставьте охрану вдоль берега, не то голодные все выловят. Режьте свиней и зарывайте туши в землю, и пусть земля пропитается гнилью. Это преступление, которому нет имени. Это горе, которое не измерить никакими слезами».

Созревание народного протеста привлекает Стейнбека не только как автора злободневного репортажа, персонажами которого выступают люди цельные и некнижные. В романе для писателя не менее важно неприятие механистических сил современности, которые разобщают людей. Путь к свободе, по Стейнбеку - это путь к мистически понимаемому коллективизму, к отказу от губительной власти богатства. Позднее эта тема получила развитие в новелле-притче «Жемчужина» (1948).

"Жемчужина" возникла из услышанной Стейнбеком истории. Герой из беспечного парня, который надеялся, продав свою необыкновенную находку, зажить праздной и разгульной жизнью (так рассказали о нем писателю), стал трудолюбивым рыбаком, отцом маленького семейства. Откровенно стилизованная, написанная, по словам самого автора, "как фольклор, в черно-белых красках", повесть эта очень гармонично выдержана в двойном - полуреалистическом (ландшафты, облик людей, детали быта), полусказочном - ключе. Легкие, шелестящие движения Хуаны, раздувающей огонь в очаге, ее заботы о Койотито, скупые слова, которыми обмениваются Кино и Хуана, - все это дано в особом «певучем» ключе.

Символика "Жемчужины" вызвала ряд толкований: от хитроумно- мистических (со ссылками на древневосточные апокрифы) до мещански-назидательных, как на обложке одного из недавних американских изданий повести, где сказано следующее:

"...это нестареющая классическая притча - история рыбака, нашедшего лучшую Жемчужину Мира. С ее помощью он надеялся купить счастье для себя, своей жены и маленького сына. Взамен этого он узнал, что мир и счастье нельзя купить. Они сами по себе - бесценная жемчужина".

В сопоставлении с «Гроздьями гнева» послевоенные романы Стейнбека («Заблудившийся автобус», 1947; «Зима тревоги нашей», 1961) гораздо пессимистичнее и отражают сомнения писателя по поводу возможности обновления традиционных американских ценностей.

А свои впечатления от трехмесячной поездки на грузовике по Америке, когда он побывал в сорока штатах, Стейнбек отразил в книге очерков «Путешествие с Чарли в поисках Америки».

Завершающимся этапом тв-ва являются два романа «Заблудившийся автобус» (отразил размышления его Стейнбека о дальнейших путях развития Соединенных Штатов Америки. «Заблудившийся автобус» — притча о том, как на проселочной дороге сбился с пути и застрял в грязи обычный рейсовый автобус, среди пассажиров которого — успешные бизнесмены и мелкие дельцы, фермеры и рабочие, старые и молодые жители послевоенной Америки) и «К востоку от рая», 1952 (библейская историю Авеля и Каина в современной Америке).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: