Утопия и антиутопия в литературе Великобритании (Шоу, Уэллс, Хаксли, Оруэлл)

Утопическое сознание как важная составляющая массового сознания первой половины 20 века нашло отражение в литературе.

Социальная утопия Ге́рберта Джорджа Уэ́ллса (англ. Herbert George Wells; 21 сентября 1866, Бромли, Великобритания — 13 августа 1946, Лондон, Великобритания) — английского писателя и публициста. «Лю́ди как бо́ги» (англ. Men Like Gods) — научно-фантастический роман Герберта Уэллса о цивилизации людей на планете, называемой «Утопия» в параллельном мире, куда случайно попадают несколько англичан. Показано социальное устройство и технологические достижения людей, построивших в Утопии (модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели. Название жанра происходит от одноимённого произведения Томаса Мора — «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», в котором «Утопия» лишь название острова. Выделяют технократические, где проблемы решаются путём технического прогресса, и социальные, где люди сами изменяют общество) ноократическое (вид политического устройства или социальной системы общества, которая «основана на приоритете человеческого разума») общество. Роман написан и впервые опубликован в 1923 году.

Основа сюжета — контакт англичан 1920-х годов с иной цивилизацией и рассказ о социалистическом строе:

Но теперь, в дни его сомнений и усталости, видение нового мира снова возвращается к социализму, и унылое зрелище диктатуры пролетариата снова уступает дорогу Утопии, требованиям общества справедливого и мирного, где все богатства будут создаваться и использоваться для общего блага, где каждый гражданин будет освобожден не только от принудительного труда, но и от невежества и где излишек энергии будет разумно направлен на развитие знаний и красоты.

Вторжение чужаков дорого обходится этому миру — помимо культурного смущения умов, англичане занесли в него смертоносный вирус. Но сам Барнстейпл, преображённый и помолодевший, возвращается обратно, где думает приступить к строительству Утопии.

Мы видим идеальное общество, где «почти нет малоспособных людей, а слабоумные отсутствуют вовсе; лентяи, люди, склонные к апатии или наделённые слабым воображением, постепенно вымерли». Утопия изображена в расцвете, когда принципы жизнеустройства приняты всем населением: принцип уважения к частной жизни, принцип свободы передвижения, принцип неограниченного знания, принцип свободы, объявляющий ложь самым черным из преступлений, принцип свободного спора и критики.

Если в уэллсовской Утопии первично преобразование общества, в результате чего становится возможным преобразование человека, то в основе утопической модели Джорджа Бе́рнарда Шо́у (англ. George Bernard Shaw; 26 июля 1856 года, Дублин, Ирландия — 2 ноября 1950 года, Хартфордшир, Англия) — ирландского драматурга, писателя, романиста, лауреата Нобелевской премии в области литературы – преобразование человека в рамках «творческой эволюции». Модель предусматривает увеличение жизни, но не для собственного блага, а для накопления мудрости. В последней части пенталогии (пять самостоятельных частей) «У предела мысли» - человечество 31920 года находится на таком уровне (увеличение продолжительности жизни до бесконечности), когда универсальной целю человечества стало освобождение от телесной оболочки и переход к существованию в виде чистой мысли.

Параллельно утопической традиции формируется антиутопическая, где описывается государство, в котором возобладали негативные тенденции развития. Расцвета антиутопический жанр достиг в 20 веке.

Среди наиболее известных выделяют антиутопию О́лдоса Ле́онарда Ха́ксли (англ. Aldous Huxley; 26 июля 1894, Годалминг, Суррей, Англия, Великобритания — 22 ноября 1963, Лос-Анджелес, США) — английского писателя «О дивный новый мир». Действие романа разворачивается в Лондоне далёкого будущего (около 26 века христианской эры, а именно в 2541 году). Люди на всей Земле живут в едином государстве, общество которого — общество потребления. Отсчитывается новое летоисчисление — Эра Т — с появления Форда Т. Потребление возведено в культ, символом потребительского бога выступает Генри Форд, а вместо крестного знамения люди «осеняют себя знаком Т». В процессе воспитания людям прививается любовь к собственной касте, восхищение к вышестоящей и пренебрежение к низшим кастам.

Высшие касты:

  • Альфа — ходят в одежде серого цвета. Наиболее интеллектуально развиты, ростом выше представителей других каст. Выполняют самую высококвалифицированную работу. Управленцы, врачи, преподаватели.
  • Бета — ходят в красном. Медсёстры, младший персонал Инкубатория.

Генетический материал низшим кастам берут у себе подобных. После оплодотворения зародыши проходят специальную обработку, в результате одна зигота почкуется до 96 раз. Это создает стандартных людей. «Девяносто шесть тождественных близнецов, работающих на девяноста шести тождественных станках». Затем зародышам значительно снижают подачу кислорода, отчего снижается умственно-телесный уровень. Низшие касты ниже ростом, интеллект снижен.

  • Гамма — ходят в зелёном. Рабочие специальности, требующие небольшого интеллекта.
  • Дельта — ходят в хаки.
  • Эпсилоны — ходят в чёрном. Обезьяноподобные полукретины, как их описывает сам автор. Не умеют читать и писать. Лифтёры, неквалифицированные рабочие.

Если в антиутопии Хаксли преобладают «советские черты», то в антиутопии Джорджа О́руэлла (англ. George Orwell, настоящее имя Эрик Артур Блэр, англ. Eric Arthur Blair; 25 июня 1903 — 21 января 1950) — британского писателя и публициста, наиболее известного как автора культового антиутопического романа «1984», помимо советских черт, черты, характерные для нацистского мироустройства.

Книга была написана в 1949 году. В ней изображена тоталитарная система, пришедшая на смену капитализму. При этом новое общество полностью отрицает свободу и автономию личности. Для него характерны: мобилизация всех сил для реализации глобальной цели; концентрация власти в руках одной партии, направляемой вождём; безраздельная монополия на средства коммуникации; считаемая единственно верной идеология; полный контроль за общественной и частной жизнью; жестокое насилие в отношении всех инакомыслящих и несогласных; постоянные поиски врагов, с которыми ведётся непримиримая война; материальная нищета и всеобщий страх[5].

Сам Оруэлл, незадолго до смерти, писал[6]:

Мой роман не направлен против социализма или британской лейбористской партии (я за неё голосую), но против тех извращений централизованной экономики, которым она подвержена и которые уже частично реализованы в коммунизме и фашизме. Я не убеждён, что общество такого рода обязательно должно возникнуть, но я убеждён (учитывая, разумеется, что моя книга — сатира), что нечто в этом роде может быть. Действие книги я поместил в Англию, чтобы подчеркнуть, что англоязычные нации ничем не лучше других и что тоталитаризм, если с ним не бороться, может победить повсюду.

У Хаксли и Оруэлла единство человека с Государством достигается за счет манипуляции подсознанием и вытеснением рационального сознания, отсюда – разрушение логического мышления в оруэлловской Океании, разработка нового языка, который д б породить автоматическую речь, рождающуюся за пределами мозга. Развешивание там плакатов «Война-это мир», «Свобода – это рабство», «Незнание – сила». Формирование у людей способности верить во все, что целесообразно с точки зрения власти в данный момент.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: