а) предпосылки становления и развития муниципального права:
б) муниципальное право – комплексная отрасль;
в) предмет;
г) метод;
д) система.
Муниципально-правовые отношения и их субъекты.
Муниципально-правовые нормы.
а) понятие;
б) особенности;
в) классификация
Муниципальное право как учебная дисциплина и наука.
а) Появление обусловлено несколькими предпосылками:
1) учреждение местного самоуправления:
2) развитие законодательства.
1) появление местного самоуправления как самостоятельного института власти. В период советской власти местного самоуправления не было, существовали органы общественной самодеятельности (товарищеские дружины). Советы народных депутатов – орган власти (а не местного самоуправления), все вопросы решались сверху. Принцип разделения власти действует как по горизонтали, так и по вертикали → 3 уровня власти: федеральная, субъектов федерации, муниципальная.
Конституция 1993г. определила местное самоуправление как основу конституционного строя (ст. 12), как форму народовластия (ст. 3), как право граждан на решение вопросов местного значения; как право граждан на управление делами общества.
|
|
(2) Появление законодательства о местном самоуправлении. К середине 90-х годов объем норм значительно вырос, такие нормы принимались на всех 3 уровнях власти.
Муниципальное от латинского municipium – самоуправляющаяся община.
Ст. 7 – об общих принципах (почему называется муниципальным).
Б) муниципальное право представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления.
Вторичная, производная отрасль муниципального права – комплексная отрасль российского права (бюджет, здравоохранение – комплекс общественных отношений, которая регулирует муниципальное права). В муниципальное право входят нормы других отраслей права.
Муниципальное право – комплексная отрасль, содержащая совокупность правовых норм, которые закрепляют и регулируют общественные отношения, возникающие на уровне местного самоуправления.
В) Предметом муниципального права является совокупность общественных отношений, решающих в основе организации и деятельности местного самоуправления общественные отношения, которые:
1. это отношения, которые возникают при определении населением и органами местного самоуправления системы местного самоуправления;
2. отношения, которые возникают при управлении всем муниципальным хозяйством;
3. отношения, которые возникают при наделении государством органов местного самоуправления полномочиями.
|
|
4. обеспечение гарантий на осуществление местного самоуправления.
Г) Под методом следует понимать совокупность приемов, способов, средств воздействия на участников общественных отношений, возникающих в процессе осуществления местного самоуправления. Императивный и диспозитивный метод.
Способы воздействия, 3 метода:
1) предписание;
2) дозволение;
3) запрет.
Предписание характерно для императивных отраслей права. Предписание построено на субординации, прямом подчинении, юридическим фактом является предписание.
Дозволение – характерно для диспозитивного метода (нормы частного права, договоры).
Запрет – способ юридического воздействия на поведение субъектов права, может быть использован как в императивном, так и в диспозитивном методе.
(1) Метод гарантий должно гарантировать местное самоуправление: государство не вправе вмешиваться в те вопросы, которые отнесены к ведению органов местного самоуправления.
(2) Метод рекомендации.
(3) Метод саморегуляции, содержится в локальных законодательных нормах.
Д) Система права – это комплекс однородных норм, регулирующих определенные группы общественных отношений. Система местного самоуправления основывается на логическом последовательном разделении норм в однородные правовые группы (правовой комплексный институт).
Система местного самоуправления выстраивается с учетом его предмета. Правовые комплексы – это нормы.
Группы норм:
1) нормы, которые закрепляют различные основы, территориальные, экономические, финансовые, социальные).
2) правомочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
4) отдельные государственные вопросы.
Вторая систематизация.
Муниципальное право делится на правовые институты: институт муниципальной службы, институт выборов, институт договорных отношений.
Муниципально-правовые отношения.
Муниципально-правовые отношения – отношения, которые возникают в процессе организации и деятельности муниципального права в границах конкретной территории.
Возникают, изменяются или прекращаются в связи с определенными обстоятельствами, именуемыми юридическими фактами. Особенности муниципально-правовых отношений состоит в том, что:
1) они могут возникать по воле как одной стороны, так и двух и более сторон;
2) одной из сторон всегда выступает население муниципального образования или его представители в лице органа местного самоуправления или должностного лица;
3) отношения носят локально-территориальный уровень муниципально-правовых отношений, имеют свою структуру: 1) содержания, 2) объект, 3) субъект.
(1) юридическое содержание: юридические права и обязанности его участников, определяемых муниципально-правовой нормой.
Фактическое содержание: поведение конкретных субъектов в рамках их юридических прав и обязанностей.
(2) Объект – материальные и нематериальное благо (право). Социально-экономическое благо – объект – материальный.
(3) Под субъектом муниципально-правовых отношений понимаются участники, выступающие в качестве сторон общественных отношений, которые возникают в процессе осуществления местного самоуправления. Одна сторона- носитель правомочия, права; другая – носитель обязанности. Между ними возникает общественная связь в форме субъективных юридических прав и обязанностей. В качестве субъектов муниципально-правовых отношений могут выступать как физические, так и юридические лица, как индивиды, так коллективы, группы:
а) особый субъект – муниципальные образования;
б) те субъекты, которые наделены правом принимать решения или участвовать в принятии решений по вопросам местного значения;
в) все остальные (которые способствуют, содействуют осуществлению местного самоуправления.
|
|
Ст. 10 закона об общих принципах: муниципальные образования вправе создавать ассоциации.
ГК ст. 215 – вся муниципальная собственность принадлежит муниципальному образованию (1 группа субъектов → возникают гражданские правоотношения → муниципальное образование – юридическое лицо.
Ст. 124 (2 группа субъектов)
- собрания, сходы, конференции граждан;
- органы местного самоуправления;
- граждане.
Население (страны, муниципальные образования). Муниципальные образования – граждане, проживающие в границах муниципального образования и реализующие свое право на осуществление местного самоуправления.
Под субъектом следует понимать социальную общность людей, выявляющих свой гражданский потенциал.
Право граждан на самоуправление – конституционное право. Субъектом муниципально-правовых отношений могут быть:
1) органы государственной власти
2) общественные объединения
3) предприятия
4) политические партии.