1.
Форма, в которой первая часть - период, вторая - не сложнее периода. Применение: песни, танцы, вокальные и инструментальные произведения, части более крупных форм. Зависимость от бытовых жанров: небольшие размеры, четкость, квадратность
разновидности: репризная и безрепризная
1. Двухчастная репризная форма, строение второй части: развитие темы первой части (развивающая середина) или введение новых мотивов (контрастная середина) и повтор одного из предложений первой части (чаще второго). Активность в точке золотого сечения (середина). Средства серединного типа изложения: тонально-гармоническая неустойчивость, дробление, секвенцирование.
Схема формы: A B
(a+a) (b+a).
2. Двухчастная безрепризная форма.
а) контрастная (со второй частью на новом материале - чаще в вокальных жанрах)
б) развивающая (со второй частью, развивающей материал первой).
Схема формы: A B
(a+a) (b+b).
Задания для практических работ
Моцарт. Симфония № 40. Финал. Г.п., Соната № 6 (ч.3-тема вариаций), № 10 (ч.3), Бетховен. Соната № 2 (ч. 2, 4), № 10 (ч. 2), № 23 (ч. 2), № 15 (ч. 3. Трио), № 25 (Финал. Рефрен), Мендельсон. Песня без слов № 12, Чайковский. «Май», Даргомыжский. «Титулярный советник», «Юноша и дева», Дебюсси. «Девушка с волосами цвета льна», Шуман. «Альбом для юношества», № 17, Бетховен. Вариации на тему Марша Дресслера.
Тема 2.3 Простая трехчастная форма.
Репризная форма из трех частей (ава), где первая часть представляет собой период, а две другие - не сложнее периода.
Применение: самостоятельные пьесы, номера в операх и балетах, часть цикла, разделы более сложной формы. Различная протяженность - от миниатюры до симфонического произведения или части цикла.
Разновидности:
1. развивающая (однотемная, с серединой развивающего типа)
2. контрастная (двухтемная, с серединой на новом материале). Преобладание первого типа.
Схема: АВА с контрастной серединой