Темы практических занятий

Тема 1. Художественный образ в стихотворении А. С. Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных»(формирует ОК-1; ОК-14; СК-1)

План

1. Общее понятие о художественном образе.

2. Определите идейно-эмоциональное содержание стихотворений А.С. Пушкина.

3. Проследите за развитием эмоционального состояния лирического героя. Каким образом оно передается?

4. Определите значение образа времени в стихотворении А.С. Пушкина. Какую функцию он выполняет?

5. Какова роль образной антитезы «жизнь – смерть» в раскрытии художественной идеи стихотворения?

Литература для самостоятельного изучения

1. Ю.М. Лотман // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. - СПб.: Искусство-СПБ, 2001.

Тема 2. Проблема «сюжет и фабула» в литературоведении. Сюжет и фабула в рассказе И.А. Бунина «Лёгкое дыхание», А.П. Чехова «Человек в футляре»(формирует ОК-1; ОК-14; СК-1 )

План

1. Сопоставьте фабулу и сюжет в рассказов И. А. Бунина и А.П. Чехова.

2. Выделите основные мотивы. Определите нарушение фабульной последовательности в рассказах. Чем обусловлено это нарушение?

3. Каков смысл названия рассказа И. А. Бунина и А.П. Чехова?

Литература для самостоятельного изучения

1. Выготский Л.С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции / Л.С.Выготский. -М.: Лабиринт, 1997. - С. 176 - 198.

2. Кожинов В.В. Сюжет, фабула, композиция / В.В. Кожинов // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. - М., 1964. - Кн. 2.

3. Левитан Л.С. Основы изучения сюжета / Л.С.Левитан, Л.М.Цилевич. - Рига: Звайгзне, 1990. - С. 25 - 36.

4. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика / Б.В.Томашевский - М., 2001.- С.179-191.

Тема 3. Субъектная организация рассказов И.А. Бунина «Лёгкое дыхание», А. П. Чехова «Человек в футляре» (формирует ОК-1; ОК-14; СК-1 )

План

1. Основные типы субъектной организации литературного произведения. 2. Какие типы субъектной организации повествования представлены в рассказе И.А. Бунина и А.П. Чехова?

2. Проанализируйте речь персонажей рассказа. Как она характеризует каждого из них? Как авторское отношение к этим персонажам проявляется в формах речи самих персонажей?

Литература для самостоятельного изучения

1. Кожевникова Н.А. Типы повествования в русской литературе XIX - XX вв / Н.А.Кожевникова. - М., 1994.

2. Корман Б.О. Опыт описания литературных родов в терминах теории автора (субъектный уровень) / Б.О. Корман // Проблема автора в художественной литературе. Вып. 1.-Ижевск, 1974.

Тема 4. Художественное время и пространство в рассказе-притче Ю. Буйды «Сон самурая», романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

План

1. Художественное время и пространство в мире произведения. Условность и дискретность времени и пространства в литературе. Связь художественного пространства и времени с культурологическими концепциями времени и пространства.

2. Формы пространства и времени в литературе. Формы пространства: замкнутое - открытое - пограничное, свое - чужое, верх - низ. Формы времени: биографическое, прошлое - настоящее - будущее, линейное - циклическое, завершенное - незавершенное.

3. «Хронотоп» и его функции в литературе. Типы хронотопов: хронотоп встречи, дороги, дома, замка, площади и т. д. Жанровый хронотоп и хронотоп героя. Функции хронотопа: изобразительная, сюжетная, характеристика героя.

4. Структура художественного времени в рассказе. Бинарные оппозиции в структуре художественного пространства рассказа Ю. Буйды «Сон самурая», романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Связь структуры художественного пространства с темой и идеей рассказа.

Литература для самостоятельного изучения

1. Бахтин М. Формы времени и хронотопа в романе / М.Бахтин // Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975. - С. 234 - 408.

2. Зобов Р.А. О типологии пространственно-временных отношений в сфере искусства / Р.А. Зобов, А.М.Мостепаненко // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. - М.,

1974. - С. 11 - 25.

3. Лотман Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя / Ю.М.Лотман // Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. - М., 1988. - С. 251 - 259. Нива Ж. Солженицын / Ж. Нива. - М.: Худ. лит., 1992. - С. 78 - 83.

4. Урманов А.В. Творчество Александра Солженицына: Учеб. пособие / А.В. Урманов. -М.: Флинта: Наука, 2003. - С. 56 - 147.

Тема 5. Категория литературного рода и жанра (формирует ОК-1; СК-1 )

План

1. Принципы разделения литературы на роды в «Поэтике» Аристотеля.

2. Проблема рода и жанра в поэтике Гегеля.

3. В.Г. Белинский о разделении поэзии на роды и виды.

4. Жанр как категория теоретической и исторической поэтики. Понятие «память жанра». Жанровые каноны и их трансформации.

5. Подготовьте сообщения (на 5 - 7 мин.) по следующим жанрам: новелла, рассказ, роман, басня, элегия, ода, эпопея, трагедия, комедия, драма. В со­общениях указать: а) к какому роду литературы относится данный жанр; б) время зарождения жанра; в) основные формальные и содержательные при­знаки жанра; г) варианты исторических трансформаций жанра.

Литература для самостоятельного изучения

1. Гюго В. Из предисловия к драме «Кромвель» / В. Гюго // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. - М., 1980. - С. 447 - 459.

2. Иезуитова Р.В. Баллада в эпоху романтизма / Р.В. Иезуитова // Русский романтизм. -Л., 1978. - С. 138 - 163.

3. Лейдерман Н.Л. Модель жанра, выводы о жанрах рассказа и романа / Н.Л. Лейдерман // Лейдерман Н.Л. Движение времени и законы жанра. - Свердловск, 1982.

4. Михайлов А.В. Новелла / А.В.Михайлов // Теория литературы. Т.3. Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении).- М.: ИМЛИ РАН, 2003.- С.245 - 250.

5. Скобелев В.П. Поэтика рассказа / В.П.Скобелев. - Воронеж, 1992.

6. Стенник Ю.В. О специфике жанровой природы басни / Ю.В. Стенник // Русская лите­ратура. - 1980. - № 4.

7. Тынянов Ю.Н. Ода как ораторский жанр / Ю.Н.Тынянов // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М., 1977.

8. Фрейденберг О.М. О древней комедии / О.М. Фрейденберг // Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. - М., 1978. - С. 282 - 301.

9. Шиллер Ф. О трагическом искусстве / Ф. Шиллер // Собр. соч.: В 7 т.- М., 1957. - Т. 6. -С. 41 - 64.

Тема 6. Стихосложение (формирует ОК-1; СК-1 )

План

1. Специфика стихотворной речи в сопоставлении с прозаической.

2. Понятие о ритме стиха. Ритмообразующие элементы стиха. Эстетическая функция ритма. Ю.Н. Тынянов о «тесноте стихового ряда».

3. Многообразие систем стихосложения: народный (песенно-тонический) стих, силлабическая система, силлабо-тоническая система, тоническая сис­тема (акцентный стих). Связь системы стихосложения с особенностями на­ционального языка.

4. Рифма и ее роль в поэзии. Классификация рифм.

5. Понятие строфы. Типология строф. Терцина, секстина, октава, сонет, онегинская строфа.

6. Ритм и смысл стихотворения.

Литература для самостоятельного изучения

1. «Мысль вооруженная рифмами...» (Поэтическая антология по истории русского стиха) / Сост. В.Е. Холшевников. - Л., 1983. - С.

2. Федотов О.И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха: В 2-х кн./ О.И. Федотов. - М.: Флинта: Наука, 2002.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: