Политические конфликты и кризисы

Политический конфликт, политический кризис, баланс поли­тических сил, технологии управления конфликтами, толерант­ность политическая, политическая интрига.

РАЗДЕЛ IV

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И УПРАВЛЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Тема 19

Эволюция политической системы общества

Этапы (стадии) эволюции политической системы Рес­публики Беларусь. Структура и функции национальной политической системы. Первоочередные проблемы по­литических институтов. Адаптивность, легитимность, стабильность и эффективность политической системы.

Особенности белорусской политической системы, ее ценностный вектор — развитие правовой государствен­ности и формирование зрелого гражданского общества.

В своем становлении и развитии политическая система Республики Беларусь прошла четыре этапа (стадии): провозглашение независимости, учреждение и легитимизация политических институтов (27 июля 1990 г. — 15 марта 1994 г.); конституционный кризис (1994 г. — ноябрь 1996 г.); политичес­кий выбор и апробация эффективной модели развития общества (1996 — 2005 гг.); политическая стабилизация (с 2006 г.).

Политическая система общества состоит из совокупности взаимосвязанных компонентов: государственных и общест­венных институтов, правил и процедур их формирования, фун­кций и полномочий, ценностей, интересов, норм, мотивов дея­тельности и отношений субъектов политики. Ее структура включает подсистемы — институциональную, культурно-идео­логическую, функциональную, нормативно-регулятивную, коммуникативную. Система использует традиционные и спе­цифические механизмы. Она принимает управленческие ре­шения и контролирует их выполнение, мобилизует и распреде­ляет ресурсы, решает задачи политической социализации и коммуникации, интегрирует граждан, стремится полнее удов­летворять их интересы.

Республика Беларусь — суверенное, унитарное государство, образовавшееся после распада СССР. Принятые в стране Кон­ституция, нормативные правовые акты закрепили государ­ственное устройство и национальные интересы. Стратегичес­кая цель проводимых в стране реформ — построение демокра­тического правового социально справедливого государства.

Среди проблем, включенных сегодня в «повестку дня» полити­ческих институтов, первоочередными являются:

► качественное совершенствование политических, эконо­мических, социальных отношений на основе преобразо­ваний, отвечающих интересам человека, общества и госу­дарства;

► реализация национальной модели (парадигмы) государ­ственного устройства и развития, которая гарантирует су­веренитет, безопасность и открытость страны, рост бла­госостояния, духовно-нравственного и творческого по­тенциала граждан;

► внедрение новых форм народовластия, демократизация от­ношений государства с личностью и обществом;

► формирование и укрепление статуса Беларуси как актив­ного субъекта мировой политики.

Политическая система страны, несмотря на «молодость», имеет достижения, сопоставимые с показателями развитых госу­дарств, которые «высвечивают» ее сходства и различия, пер­спективы и нерешенные проблемы. Повышается адаптивность политических институтов к вызовам времени и запросам общес­тва. Благодаря общественной солидарности и гражданскому со­гласию преодолен кризис 1990-х гг. и обеспечен рост валового внутреннего продукта. Постепенно внедряются принципы ры­ночной экономики. Внимание властных институтов сфокусиро­вано на эффективности социальной политики, процессах в ду­ховно-идеологической сфере. Разработаны и реализуются кон­цепции инновационных изменений в производстве и использо­вании топливно-энергетических ресурсов. Создается стабиль­ная законодательная база реформ, отвечающая потребностям государства и общества. Последовательно проводится политика взаимодействия с Россией, странами СНГ и Евразийским эко­номическим сообществом. Налаживаются сотрудничество с Ев­ропейским Союзом и государствами других регионов мира.

По индексу человеческого развития Беларусь находится на пограничном рубеже между странами со средним и высоким уровнем развития (Беларусь сегодня. — 2008. — ЗОапр.). Ее иде­альный ориентир на перспективу — войти в группу госу­дарств-лидеров, не уклоняясь от избранного и проверенного временем политического курса (там же).

7 Политология

Поощряется участие граждан в решении вопросов государ­ственной значимости, обустройстве своего региона, города, се­ла. Апробируются новые формы общественной инициативы, «прямой» и представительной демократии.

В одном из своих публичных выступлений Глава государст­ва отметил, что «у нас уже сформирована собственная эффек­тивная политическая система, со своими устоями и традиция­ми. В ее основе — подлинное народовластие» (Беларусь сегод­ня. — 2006. — 24мая).

Действительно, система сформирована, совершенствуется механизм ее взаимодействия с обществом, управления соци­ально-экономическими, политическими и духовно-идеологи­ческими процессами.

Для молодой политической системы характерны такие ка­чества, как устойчивость, адаптивность, легитимность и соци­альная эффективность. Благодаря этим свойствам система проя­вила способность реализовать национальные интересы, практи­ческие задачи государственного строительства (см. рис. 4.1).

Политический выбор общества неразрывно связан с созда­нием условий для свободной самореализации и достойного развития человеческой личности. Этот выбор, демократичес­кий по характеру, конкретизируется и теоретически обосновы­вается в идеологии белорусского государства.

Ценностный вектор политической системы — развитие пра­вовой государственности во благо народа. Он обусловлен воз­растающей ролью государства в переходный период как «локо­мотива» демократических перемен и социально-экономичес­кого прогресса, необходимостью гармонизации его отношений с личностью и обществом. «Государство по-прежнему должно держать руку на пульсе жизни общества во всех областях: обес­печивать законность и порядок, стабильность и спокойствие, безопасность и защиту своих граждан. Оно несет полную ответ­ственность за состояние экономики и социальной сферы. Но вместе с тем государство, власть должны все в большей степени открывать возможности для проявления творческой инициати­вы и самоуправления» (Государство для народа: Доклад Прези­дента Республики Беларусь на третьем Всебелорусском народном собрании // Беларусь сегодня. — 2006. — 3марта).

Государство как основной институт политической системы, оказывающий определяющее влияние на трансформационные процессы в обществе, призвано решить комплекс насущных, вза­имообусловленных задач:

Рис. 4.1. Особенности белорусской политической системы

► обеспечение ожидаемой гражданами социальной эффек­тивности власти — законодательной, исполнительной, судебной; увеличение инвестиций в человеческий капи­тал страны;

► формирование новой управленческой элиты, способной компетентно и адекватно отвечать на вызовы времени и запросы общества;

► повышение культуры и ответственности парламента, правительства, президентской администрации, центра­льного государственного аппарата; искоренение бюрок­ратизма и коррупции;

► улучшение стиля управления и усиления роли в структуре власти местных исполнительных и распорядительных органов, Советов депутатов;

► либерализация законодательства, формирование целост­ной, прозрачной, гибкой, динамичной правовой системы государства;

► упорядочение и демократизация государственного кон­троля реализации политических и оперативно-управлен­ческих решений;

► целенаправленное формирование привлекательного имиджа страны в мировом сообществе.

Демократическое правовое социальное государство как идеал политической системы Беларуси предполагает зрелое гражданское общество. Оно — социальный фундамент сильно­го, стабильного государства, ничем не заменимый институт об­щественного контроля власти. Пока что на авансцене публич­ной политики в стране общественные объединения (всего их 2235) не заявили о себе как авторитетная и влиятельная сила де­мократической трансформации.

Принципиальная позиция государства по отношению к струк­турам гражданского общества закреплена в Конституции и за­конах Республики Беларусь.

у Каждый гражданин имеет право на свободу объединений. Судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, Комитета государственного контроля, органов безопасности, военнослужащие не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели.

► Государство содействует формированию гражданского общества, которое гарантирует каждому человеку сво­бодный выбор участия в экономической, социальной и политической жизни, добровольное волеизъявление.

► Власть открыта для диалога с общественными института­ми по вопросам социально-политической жизни, обяза­на учитывать плюралистические взгляды и суждения, до­биваться взаимопонимания, взаимодействия и согласия различных политических сил.

► Государственные органы заинтересованы в конструктив­ном сотрудничестве со всеми общественными организа­циями, которые выражают групповые интересы, высту­пают посредниками между гражданами и властными ин­ститутами, поддерживают политический курс общества реальными делами.

► Законы государства запрещают действия институтов гражданского общества и их лидеров, которые наносят ущерб национальной безопасности и международному авторитету страны.

Тема 20

Приоритеты государственной политики

Политический выбор Республикой Беларусь концепции поступательного, устойчивого развития.

Сущность стратегии социальных изменений. Специфика белорусской модели развития. Роль государства в реа­лизации национальной модели развития, его практичес­ки-политические задачи.

Экономическая политика. Социальная политика. Ре­зультаты государственной политики.

Республика Беларусь — суверенное государство, осуществляющее независимую внутреннюю и внешнюю поли­тику. Страна переживает переходный этап в своем развитии, связанный с переустройством жизни на основе внедрения ры­ночных механизмов и демократизации, рационального ис­пользования интеллектуально-творческого потенциала общес­тва, новейших научных знаний и информационных техноло­гий.

Нынешняя стадия национальной трансформации — глубо­ких социальных изменений после распада СССР — совпадает с мировой эволюцией — становлением постиндустриальных об­ществ и процессами глобализации. Это обстоятельство обязы­вает политические институты Беларуси отвечать на вызовы XXI в. и вести поиск специфической модели развития, учиты­вающей интересы, историко-культурные традиции, географи­ческое положение и нереализованные возможности страны. Известные теории социальных изменений убеждают в том, что не существует единого, «универсального» пути преобразования индустриального общества, гарантирующего прогресс: повы­шение его адаптивности, жизнеспособности и полезности че­ловеку.

Беларусь сделала политический выбор в пользу концепции поступательного, устойчивого развития. Она определяет суть стратегии социальных изменений на длительную перспективу: постепенная демократизация общества; освоение механизмов рыночных отношений; создание эффективной и конкуренто­способной экономики; социальная направленность государ­ственной политики; энергетическая безопасность, экономия и бережливость; постепенный переход к постиндустриальному обществу посредством использования инноваций и высоких технологий.

Особенности белорусской модели развития: постепенная де­мократизация общества; равноправие форм собственности; со­циально ориентированная рыночная экономика; активное го­сударственное регулирование; стимулирование инноваций и инвестиций; правовая защищенность и ответственность субъ­ектов хозяйствования; поощрение социального партнерства и новых форм народовластия; интеграция со странами СНГ; раз­носторонняя внешнеэкономическая политика.

В реализации национальной модели развития ключевую роль закономерно играют институты государства. Их внимание фо­кусируется на практически-политических задачах:

► укрепление суверенной государственности и националь­ной безопасности;

► совершенствование механизмов государственного управ­ления на основе сотрудничества и партнерства институ­тов власти и гражданского общества;

► разработка, конкретизация и реализация политического курса; развитие новых форм непосредственной (прямой) и представительной демократии;

► идеологическое обеспечение практической политики;

► осуществление внешней политики, отвечающей нацио­нальным интересам.

Экономическая политика

В государстве формируется эффективная и конкурентоспо­собная экономика. Решение этой задачи обеспечивается путем совершенствования отраслевой структуры и ценообразования, развития предпринимательства и рыночной инфраструктуры, антимонопольной и налоговой политики, снижения издержек, повышения технического и технологического уровня производ­ства.

Приоритетное направление обновления экономики — акти­визация научно-технической и инновационной деятельности. Она направлена на разработку и внедрение прогрессивных техноло­гий и новых видов наукоемкой, ориентированной на экспорт и импортозамещающей продукции. Реконструкция основных фондов осуществляется на Белорусском и Минском автомо­бильных, Белорусском металлургическом, Минском трактор­ном заводах, Мозырском и Новополоцком нефтеперерабатыва­ющих заводах, других предприятиях промышленности.

Осуществляется модернизация сельскохозяйственного произ­водства, его техническое и технологическое переоснащение. Цель модернизации — формирование устойчивого и конкурен­тоспособного производства продукции, обеспечение продо­вольственной безопасности страны, удовлетворение внутрен­него рынка и увеличение поставок на экспорт. В настоящее время правительство осуществляет масштабную программу системных преобразований в аграрно-промышленном ком­плексе. Ее выполнение обеспечит совершенствование отноше­ний в отрасли, повышение мотивации качественного труда, рентабельности, финансовой устойчивости сельскохозяйст­венных организаций.

Особая задача экономической политики государства — обеспечение энергетической безопасности. Для Беларуси как страны, ввозящей сырьевые и энергетические ресурсы и расхо­дующей их на производство единицы продукции в 2—3 раза больше, чем экономически развитые страны, эта задача имеет стратегическое значение (Беларусь сегодня. — 2007. — 25 апр.). Она решается за счет внедрения наукоемких технологий, структурных преобразований в энергетической отрасли, эко­номии и бережливости, снижения затрат ресурсов, использова­ния местных видов топлива и нетрадиционных, возобновляе­мых источников энергии.

Социальная политика

Приоритеты социальной политики государства:

► повышение реальной заработной платы;

► развитие социальной сферы села, малых и средних горо­дов;

► ускоренное жилищное строительство, реконструкция жилых домов;

► удолетворение потребностей граждан в квалифицированной медицинской помощи; оснащение медицинских учреждений современным оборудованием, внедрение в отрасль прогрессивных методик и технологий;

► формирование среды, благоприятной для творчества; ду­ховно-нравственное оздоровление нации, усиление им­мунитета граждан против низкопробных «продуктов» массовой культуры.

На рынке труда государство реализует меры по обеспечению занятости населения, поддержанию стабильности в сфере со­циально-трудовых отношений. Устраняется дисбаланс между профессионально-квалификационным составом кадров и об­новляющейся структурой рабочих мест.

Государство ориентировано на искоренение иждивенчес­тва, упорядочение льгот, индивидуальную поддержку тех, кто в ней нуждается. Усиливается внимание программам по охране материнства и детства, защите семьи, преодолению послед­ствий чернобыльской катастрофы, демографического кризиса. Предусмотрено изменение принципов пенсионной системы. Значительные средства выделяются из бюджета на развитие об­разования, науки, культуры и искусства, преодоление демогра­фического кризиса.

Результаты государственной политики

Обобщенный их показатель — политическая и экономичес­кая стабильность. Это состояние является главным условием качественных изменений во всех сферах жизни общества. Ин­дикатор стабильности — гражданское согласие, солидарность и партнерство основных политических сил.

Основные выводы о государственной политике

Политический курс государства выверен практикой и дока­зал свою эффективность. Это созидательный, реформаторский курс, исключающий «шоковую терапию» и тотальную привати­зацию. Он нацелен на построение сильной и процветающей страны, повышение уровня и качества жизни граждан.

Социально-экономическая политика государства обеспе­чивает укрепление суверенитета Беларуси и национальной бе­зопасности, вывела общество из кризисного состояния 1990-х гг. Успешное выполнение заданий первой и второй пятилетки, а также программы социально-экономического развития стра­ны на 2006 — 2010 гг. — свидетельство эффективности и пер­спективности эволюционных процессов в обществе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: