Немецкой классической философии

Новое время

ХХ веке

творчестве Аристотеля

Решение:

Одной из основных характеристик немецкой классической философии была установка на создание философии как науки. Кант заявляет, что предшествующая философия была лишь филодоксией, рассуждательством на философские темы, но отнюдь не философией в строгом смысле слова, то есть наукой. Солидаризируясь с Кантом, Фихте определяет философию как «наукоучение», или науку о науке. Шеллинг, отвергая традиционное противопоставление философии наукам о природе, теоретически осмысливал достижения естествознания. Гегель уже в первом крупном своем произведении – «Феноменологии духа» провозглашает: «Истинной формой, в которой существует истина, может быть лишь научная ее система. Моим намерением было – способствовать приближению философии к форме науки – к той цели, достигнув которой она могла бы отказаться от своего имени любви к знанию и быть действительным знанием».

ЗАДАНИЕ N 15 сообщить об ошибке

Тема: Современная философия Запада

Основоположником феноменологии считается философ …

Э. Гуссерль З. Фрейд П. Фейерабенд Г. Гегель

Решение:

Феноменология – учение о феноменах; направление в философии ХХ века, основанное Э. Гуссерлем.

ЗАДАНИЕ N 19 сообщить об ошибке

Тема: Структура общества

Установите соответствие между социальными явлениями и понятиями социальной философии.

1. Деление общества на бедных и богатых

2. Национальная принадлежность

3. Главный инженер стал директором предприятия

4. Католик принял православие

1 социальная стратификация

2 социальная дифференциация

3 вертикальная мобильность

4 горизонтальная мобильность

социальная санкция

Решение:В социологии используется термин «социальная стратификация». Социальная стратификация, по мнению П. А. Сорокина, – это дифференциация некой данной совокупности людей на классы в иерархическом ранге, то есть деление общества на определенные социальные слои. При простой дифференциации (различии) люди могут принадлежать к одной и той же страте (слою). Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности), то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью из одной социальной позиции в другую. Выделяют два типа социальной мобильности – горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность предполагает переход индивида из одной социальной группы в другую, находящуюся на одном и том же социальном уровне. Вертикальная мобильность предполагает переход из одного социального плата в другой.

П. А. Сорокин выделяет два типа вертикальной мобильности – восходящую (социальный подъем) и нисходящую (социальный спуск).

ЗАДАНИЕ N 20 сообщить об ошибке

Тема: Культура, цивилизация, формации

Установите соответствие между философами и созданными ими теориями развития общества.

1. А. Тойнби

2. К. Маркс

3. У. Ростоу

4. Г. Риккерт

1 цивилизационная теория

2 формационная теория

3 теория стадий экономического роста

4 теория ценностей

теория исторического круговорота

Решение:Цивилизационная теория общества исходят из представления, что исторический процесс есть сосуществование и смена замкнутых локальных систем – цивилизаций, или культурно-исторических типов, которые, подобно живым организмам, проходят периоды роста, расцвета, упадка и разложения. Данную теорию разрабатывали многие мыслители: Н. Данилевский, О. Шпенглер, К. Леонтьев, А. Тойнби.

Формационная теория К. Маркса и Ф. Энгельса, в соответствии с которой в основе общественного развития лежит материальное производство. Развитие производительных сил обусловливает смену общественно-экономических формаций. Общественно-экономическая формация – это ступень в развитии общества, цельная социальная система, которая функционирует и развивается по своим законам на основе определенного способа производства. Собственность на средства производства определяет место человека в обществе.

Теория стадий экономического роста У. Ростоу исходит из того, что по мере совершенствования технологий увеличивается доля накопления капитала в национальном доходе. В результате этих изменений общество проходит стадии: 1) традиционную (аграрное общество), 2) переходную (появление предпринимательства), 3) стадию «сдвига» (промышленная революция, социально-экономические преобразования), 4) период «зрелости» (индустриальное общество), 5) эру «высокого уровня массового потребления», идеальным типом которого является англо-американский образец.

Согласно теории ценностей (Г. Риккерт, М. Вебер), в основе развития общества лежат ценности как осознанные интересы людей, побуждающие их к определенным действиям. Социальная система предполагает существование разделяемых всеми общих ценностей, при этом все ценностные системы равноправны. Типы ценностей: 1) целерациональные, определяемые разумно поставленной целью и лежащие в основе практической деятельности, 2) ценностно-рациональные, определяемые убеждениями о добре, красоте, чести, достоинстве и т.д., 3) аффективные, возникающие под влиянием сильных эмоций и переживаний, 4) традиционные, основанные на длительной привычке.

ЗАДАНИЕ N 22 сообщить об ошибке

Тема: Общество и история

Мыслителем, рассматривающим научно-технологический потенциал главенствующим показателем исторического развития, является …

Д. Белл О. Шпенглер Ж.-П. Сартр Г. Гегель

ЗАДАНИЕ N 23 сообщить об ошибке

Тема: Картины мира

Установите соответствие между философскими направлениями и характерными для них понятиями.

1. Монада

2. «Мир идей»

3. «Вещь в себе»

4. «Врожденные идеи»

1 плюрализм

2 объективный идеализм

3 агностицизм

4 дуализм

материализм

Решение:Плюрализм – философская концепция, согласно которой существует множество несводимых друг к другу и независимых друг от друга начал. Г. Лейбниц считает, что мир состоит из бесконечного множества монад. Монады различаются по уровню сознательности. Абсолютно сознательная монада – Бог. Объективный идеализм состоит в признании первичности сверхчеловеческого сознания. Создателем объективного идеализма был Платон, считавший что «мир идей» предшествует «миру вещей».

Агностицизм полагает, что человек может познать явления, сущности же остаются недоступны познанию. Наиболее полно позиция философского агностицизма выражена во взглядах И. Канта, который ввел специальные понятия для обозначения предмета, как он есть сам по себе («вещь в себе») и того, как этот предмет представляется человеку («явление»).

Р. Декарт является классическим представителем дуализма. Основа – метафизика – учение о первоначалах всего существующего. Центральное понятие картезианской метафизики – субстанция (объективная реальность). Сотворенный мир Р. Декарт делит на два рода субстанций: духовные и материальные. Духовная реальность обладает врожденными идеями, присущими ей, а не приобретенными в опыте.

ЗАДАНИЕ N 25 сообщить об ошибке

Тема: Структура философии

Философское учение о конечных судьбах мира и человека называется …


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: