Этапы работы: от художественной идеи к ее интерпретации в дизайн-проекте

Тема ВКР, как правило, связана с какой-либо художественной или дизайнерской идеей или научной проблемой в области дизайна. В зависимости от характера идеи или проблемы определяется метод, стиль работы и ее объем. Для выполнения удачной практической части, студент должен обладать достаточно широким спектром аналитического материала, который поможет выработать концепцию будущей работы. Следовательно, работа над практической и теоретической частями должны проводиться одновременно.

Итак, как только выбор темы осуществлен, намечается следующие направления:

• анализ теоретического материала (студент проводит первые исследования, выявляя как дизайнеры той или иной страны, эпохи решали подобную тему или каков был их взгляд на данную проблему).

• постановка студентом проблемы в выбранной теме.

• поиск новых подходов в решении поставленных проблем.

• определение художественного образа и его поиски в эскизах и набросках.

• анализ и оценка теоретических взглядов различных дизайнеров-теоретиков и практиков, искусствоведов, на подобную тему или проблематику.

• окончательная доработка композиции будущего произведения.

• работа над произведением.

• теоретическая обработка результатов практической деятельности (поэтапное описание работы над произведением).

Главная задача выполнения ВКР - овладение студентом современными методами дизайн-проектирования и научного исследования, которые адекватно используются им при выполнении практической части.

В практической части на первом месте стоит художественная идея (от греч. idea - представление). В ней отражаются существенные закономерности будущего дизайн-проекта, которые студент осмысливает, оценивает, делая при этом свои выводы. Художественная идея не существует как вполне сложившаяся «готовая» мысль, которая в процессе творчества лишь воплощается в материале. Она формируется по мере создания произведения. Поэтому, чтобы реализовать художественную идею студент должен сформулировать художественную концепцию. Художественная концепция - образная интерпретация жизни. Это своего рода нравственно-эстетическая ориентация, выраженная в некой логической конструкции. Художественная концепция объемлет весь дизайн-проект и вместе с тем заключает в себе некоторую смысловую доминанту. Она всегда - концепция человека и концепция мира, взятые в своей нераздельности, так как центральной проблемой дизайна является создание культурно и антропосообразного предметного мира, эстетически оцениваемого как гармоничный, целостный.

Становление художественной формы, выбор выразительных средств и технических приемов воплощения дизайнерского проекта зависит от особенностей материала, положенного в основу дизайнерского произведения.

Непосредственно творческий процесс начинается с замысла. С его возникновением в сознании автора складывается установка на творческий поиск, который становится целенаправленным и внутренне организованным. Студент приобретает возможность прояснить для себя основные направления поиска, представить его результаты, проверить в процессе практической работы правильность своих планов и намерений, чтобы найти единственно возможное для идейно-образного решения темы. Планы, наброски, этюды, эскизы - наиболее распространенные формы фиксации замысла дизайн-проекта. Творческий подход в определении темы, основанной на личном опыте, интересе, предполагает оригинальность, работа приобретает поисковый характер, в таком случае в ней будет присутствовать новизна идеи. Творческий подход в теоретической части придает дипломной работе исследовательский характер. Однако при этом студенту не следует увлекаться «самовыражением», необходимо придерживаться рекомендаций руководителя.

Список рекомендуемой литературы

основная литература:

1. Галкин, С.И. Техника и технология СМИ. Художественное конструирование газеты и журнала: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 520600 и специальности 021400 "Журналистика" / С. И. Галкин. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 213 с.

2. ГОСТ 7.1-2003. Система стандартов по информатизации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. – М.: ИПК издательство стандартов, 2004. – 104 с.

3. Грашин, А.А. Методология дизайн-проектирования элементов предметной среды: (дизайн унифицир. и агрегатир. объектов): учеб. пособие для студентов архитектур. и дизайнер. специальностей / А. А. Грашин – М.: Архитектура-С, 2004. – 227 с.

4. Грожан, Д.В. Справочник начинающего дизайнера: это модно / Д. В. Грожан. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 318 с.

5. Иттен, И. Искусство цвета / Иоханнес Иттен; [пер. с нем. Л. Монаховой]. - 4-е изд. – М.: Д. Аронов, 2007. – 94 с.

6. Касьянов, В.П. Дизайн. От идеи до патента: метод. пособие / В.П. Касьянов, Гл. упр. культуры и искусства Ом. обл., Ом. орг. Союза дизайнеров России. – Омск: Б. и., 2004. - 183 с.

7. Лебедев, А.Н. Стильный дизайнпомещений: основы дизайнерского искусства и создание проектов на компьютере / Лебедев А.Н. – М.: НТ Пресс, 2007. – 198 с.

8. Медведева, Е.В. Рекламная коммуникация / Е. В. Медведева. - М.: УРСС, 2004. – 277 с.

9. Минервин, Г.Б. Дизайн архитектурной среды: основные задачи и принципы худож. проектирования / Г. Б. Минервин. - М.: Архитектура-С, 2004. - 93 с.

10. Михальченко, М.С. Основы композиции в дизайне среды: учебное пособие / М.С. Михальченко, Э.В. Васильева, Т.Н. Моисеева; Федеральное агентство по образованию РФ, Омский гос. ин-т сервиса, Каф. дизайна, рис. и живописи. – Омск: Омский гос. ин-т сервиса, 2007. - 176 с.

11. Попков, В.А. Теорияипрактикавысшегопрофессиональногообразования: учеб. пособие для студентов вузов, магистров и аспирантов, а также слушателей ФПК и преподавателей вузов / В.А. Попков, А.В. Коржуев. – М.: Акад. проект, 2004. – 425 с.

12. Рябцев, Д.В. 3ds max 7. Дизайнпомещений и интерьеров / Д.В. Рябцев. – М.: Питер, 2006. - 271 с.

13. Сурина, М.О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре: учеб. пособие для вузов, обучающихся худ. специальностям и дизайну / М.О. Сурина. – М.; Ростов н/Д: ИКЦ МарТ, 2003. - 285 с.

14. Сухарев, М.И. Дизайниинтерьерпомещений / М. И. Сухарев. - М.: Machaon, 2004. – 313 с.

15. Халдина, Е.Ф. Основы композиции в дизайне среды: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 070601.65 "Дизайн (дизайн среды)" / Е.Ф. Халдина; НОУ Южно-Уральский ин-т упр. и экономики. – Челябинск: Полиграф-Мастер, 2007. - 227 с.

16. Цыганова, Л.Р. Отделочные материалы и композиции, применяемые в дизайне. Мозаика, фреска, витраж, сграффито: учебное пособие / Л.Р. Цыганова, Н.А. Мастерова, Е.Б. Артемова; Федеральное агентство по образованию, Волгоградский гос. архитектурно-строит. ун-т. – Волгоград: ВолгГАСУ, 2007. – 57 с.

17. Шимко, В.Т. Основы дизайна и средовое проектирование: учебное пособие для средних специальных учебных заведений архитектурного профиля / В. Т. Шимко; Московский архитектурный ин-т (гос. акад.). – М.: Архитектура-С, 2007. – 159 с.

18. Шлеюк, С.Г. Художественный образ и композиция в дизайне мебели периода XVIII-начала XXI веков: дис.... кандидата искусствоведения: 17.00.06. – М., 2005. - 200 с.

19. Шуванов, В.И. Психология рекламы: учеб. пособие для студентов вузов / В.И. Шувалов. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 315 с.

дополнительная литература:

1. Вартанян, О.М. Теоретические основы динамического структурного формообразования в архитектуре: автореферат дис.... доктора архитектуры: 18.00.01 / Моск. архит. ин-т. – М., 1988. - 48 с.

2. Паранюшкин, Р.В. Композиция / Р.В. Паранюшкин. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 79 с.

3. Попов, С.А. Методы коррекции тона и цвета компьютерных изображений: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Дизайн", "Дизайн архитектур. среды", "Архитектура", "Изобраз. искусство и черчение" / С.А. Попов, А.В. Ефимов; М-во образования Рос. Федерации. Новгор. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. - Велик. Новгород: Новгор. гос. ун-т, 2002. - 130 с.

Приложение 1

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тобольская государственная социально-педагогическая академия

имени Д.И. Менделеева»

Художественно-графический факультет

Кафедра дизайна и ХО


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: