Иерархическая структура конкурентоспособности

Тема: теоретические основы управления конкурентоспособностью.

Роль конкуренции в развитии экономики.

Конкуренция:

1. стимулирует экономический рост

2. способствует улучшению качества продукции

3. ускорение НТП

4. снижению издержек производства и цен

Ориентирую товаропроизводителя на потребности рынка конкуренция создает возможности наиболее широкого выбора товаров и услуг, наиболее полного потребления производственных запасов.

Конкуренция (с перевода с лат. Сталкиваться)

Конкуренция –это соперничество, соревнование людей, групп, организаций достижений сходных целей, лучших результатов в определенной общественной сфере.

Конкуренция- это существенная черта, различных видов деятельности в которых происходит столкновение интересов.

К.- это борьба предпринимателей за получение прибыли, путем использования наиболее выгодных условий производства, сбыта продукции, характерная для товарного производства, основой которого является частная собственность на средства производства.

Главным условием конкуренции явл. Наличие устойчивых отношений, складывающихся между субъектами рынка, мотивом, которых явл их экономические интересы.

Главным достоинством конкуренции является то, что она ставит распределение ограниченных ресурсов в зависимость от экономических аргументов соревнующихся, оказывая таким образом влияние на повышение аллокационной эффективности распределение ресурсов и их использование.

Аллокационная эффективность- это производство продукта, заданной структуры по средствам использования эффективной комбинации ресурсов, обеспечивающей минимальные издержки.

Большинством авторов К. рассматривается в 3х аспектах:

1. как степень состязательности на рынке

2. как саморегулирующий механизм рыночного механизма

3. как критерий по которому определяется тип отраслевого рынка

А.Ю,Юданов выделяет сл. Трактовки видов конкуренций:

1. поведенческая трактовка- т.е. борьба за доходы покупателя путем удовлетворения его потребностей.

Структурная трактовка (вкл. Анализ структуры рынка для определения степени свободы продавца и покупателя на рынке и способа выхода на рынок.

Функциональная трактовка конкуренции (соперничество старых технологий с инновацией).

иерархическая структура конкурентоспособности.

Конкурентоспособность – это часть конкуренции, означающая свойства объекта, характеризующие степень удовлетворения конкретной потребности по сравнения с лучшими аналогичными объектами.

Конкурентоспособность- это непрерывный процесс совершенствования объекта управления (предприятие, товар)

Выделяют сл. Уровни конкурентоспособности:

1. конкурентоспособность — товара-это микроуровень

2. конкурентоспособность организации- мезо уровень

3. конкурентоспособность отрасли- мезо уровень

4. конкурентоспособность региона-макроуровень

5. конкурентоспособность страны- макроуровень

между ними существует прямая зависимость

сущ и обратная зависимость

1. конкурентоспособность — товара - это относительная и обобщенная характеристика товара, выражающая его выгодные отличия от товара конкурента, по степени удовлетворения потребности и по затратам на ее удовлетворение

факторы влияющие на конкурентоспособность продукции:

1. Технико-экономические- качество, продажную цену, затраты на эксплуатацию, затраты на производство и реализацию продукции, наукоемкость продукции.

2. Коммерческие факторов- определяют условия конкурентоспособности товара на конкурентном рынке: конъюнктуру рынка, спрос и предложение, платежеспособность, острота конкуренции, предоставляем сервис, реклама (наличие, действенность), имидж фирмы (репутация, популярность торговой марки)

3. Нормативно-правовые: отражают требования технической, экологической и иной безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования. В случае несоответствия товара, действующим нормам и требованиям стандартов товар не может быть продан на данном рынке

2. конкурентоспособность — организации -это относительная характеристика, которая выражает степень отличия развития данной организации от конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребности людей.

1.высокая эффективность конкурентоспособности: являются следствием наличия у фирмы конкурентных преимуществ, которые могут формироваться на основе:

- более низких издержек, благодаря которым фирма может продавать товар по с меньшими затратами, чем у конкурентов.

- дифференцирование своего товара, что позволит обеспечить покупателя уникальной ценностью в виде особых потребительских свойств товара или после продажного обслуживания.

Конкурентоспособность организации определяется сл. Факторами:

1. Качество продукции или услуг

2. Наличие эффективной стратегии маркетинга

3. Уровень менеджмента и квалификации персонала

4. Технологический уровень производства

5. Налоговая среда в которой действует предприятие

6. Доступность источника финансирования

3. Конкурентоспособность отрасли - определяется наличием у нее технических, экономических и организационных условий, для создания, производства и сбыта продукции высокого качества, удовлетворяющий требованиям конкретных групп конкурентов.

· Наличие группы высоко конкурентных предприятий лидеров, подтягивающих другие предприятия отрасли до своего уровня.

· Отлаженная опытно-конструкторская и прогрессивная производственная и технологическая база, развитая отраслевая инфраструктура.

· Гибкая система научно-технического, производственного, материально-технического и коммерческого сотрудничества как внутри отрасли, так и с другими за ее пределами.

· Эффективная система распределения продукции

4. Конкурентоспособность территории базируется на развитии современных инновационных отраслей промышленности, таких как: микроэлектроника, биотехнологии, нано технологии, средства связи, гражданская авиация, робототехника и т д

5. Конкурентоспособность — региона - это способность региона производить товары иуслуги отвечающим требования внутреннего и мировых рынков, а также создавать условия для наращивания региональных ресурсов

Увеличение и удешевление производства продукции и услуг

Обеспечение роста потенциала территории

Улучшение качества жизни населения

Факторы: наличие природных ресурсов, наличие рабочей силы, развитая инфраструктура, уровень образования и технологий, эффективность организационных решений, качество работ административных структур.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: