Тема: теоретические основы управления конкурентоспособностью.
Роль конкуренции в развитии экономики.
Конкуренция:
1. стимулирует экономический рост
2. способствует улучшению качества продукции
3. ускорение НТП
4. снижению издержек производства и цен
Ориентирую товаропроизводителя на потребности рынка конкуренция создает возможности наиболее широкого выбора товаров и услуг, наиболее полного потребления производственных запасов.
Конкуренция (с перевода с лат. Сталкиваться)
Конкуренция –это соперничество, соревнование людей, групп, организаций достижений сходных целей, лучших результатов в определенной общественной сфере.
Конкуренция- это существенная черта, различных видов деятельности в которых происходит столкновение интересов.
К.- это борьба предпринимателей за получение прибыли, путем использования наиболее выгодных условий производства, сбыта продукции, характерная для товарного производства, основой которого является частная собственность на средства производства.
|
|
Главным условием конкуренции явл. Наличие устойчивых отношений, складывающихся между субъектами рынка, мотивом, которых явл их экономические интересы.
Главным достоинством конкуренции является то, что она ставит распределение ограниченных ресурсов в зависимость от экономических аргументов соревнующихся, оказывая таким образом влияние на повышение аллокационной эффективности распределение ресурсов и их использование.
Аллокационная эффективность- это производство продукта, заданной структуры по средствам использования эффективной комбинации ресурсов, обеспечивающей минимальные издержки.
Большинством авторов К. рассматривается в 3х аспектах:
1. как степень состязательности на рынке
2. как саморегулирующий механизм рыночного механизма
3. как критерий по которому определяется тип отраслевого рынка
А.Ю,Юданов выделяет сл. Трактовки видов конкуренций:
1. поведенческая трактовка- т.е. борьба за доходы покупателя путем удовлетворения его потребностей.
Структурная трактовка (вкл. Анализ структуры рынка для определения степени свободы продавца и покупателя на рынке и способа выхода на рынок.
Функциональная трактовка конкуренции (соперничество старых технологий с инновацией).
иерархическая структура конкурентоспособности.
Конкурентоспособность – это часть конкуренции, означающая свойства объекта, характеризующие степень удовлетворения конкретной потребности по сравнения с лучшими аналогичными объектами.
Конкурентоспособность- это непрерывный процесс совершенствования объекта управления (предприятие, товар)
|
|
Выделяют сл. Уровни конкурентоспособности:
1. конкурентоспособность — товара-это микроуровень
2. конкурентоспособность организации- мезо уровень
3. конкурентоспособность отрасли- мезо уровень
4. конкурентоспособность региона-макроуровень
5. конкурентоспособность страны- макроуровень
между ними существует прямая зависимость
сущ и обратная зависимость
1. конкурентоспособность — товара - это относительная и обобщенная характеристика товара, выражающая его выгодные отличия от товара конкурента, по степени удовлетворения потребности и по затратам на ее удовлетворение
факторы влияющие на конкурентоспособность продукции:
1. Технико-экономические- качество, продажную цену, затраты на эксплуатацию, затраты на производство и реализацию продукции, наукоемкость продукции.
2. Коммерческие факторов- определяют условия конкурентоспособности товара на конкурентном рынке: конъюнктуру рынка, спрос и предложение, платежеспособность, острота конкуренции, предоставляем сервис, реклама (наличие, действенность), имидж фирмы (репутация, популярность торговой марки)
3. Нормативно-правовые: отражают требования технической, экологической и иной безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования. В случае несоответствия товара, действующим нормам и требованиям стандартов товар не может быть продан на данном рынке
2. конкурентоспособность — организации -это относительная характеристика, которая выражает степень отличия развития данной организации от конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребности людей.
1.высокая эффективность конкурентоспособности: являются следствием наличия у фирмы конкурентных преимуществ, которые могут формироваться на основе:
- более низких издержек, благодаря которым фирма может продавать товар по с меньшими затратами, чем у конкурентов.
- дифференцирование своего товара, что позволит обеспечить покупателя уникальной ценностью в виде особых потребительских свойств товара или после продажного обслуживания.
Конкурентоспособность организации определяется сл. Факторами:
1. Качество продукции или услуг
2. Наличие эффективной стратегии маркетинга
3. Уровень менеджмента и квалификации персонала
4. Технологический уровень производства
5. Налоговая среда в которой действует предприятие
6. Доступность источника финансирования
3. Конкурентоспособность отрасли - определяется наличием у нее технических, экономических и организационных условий, для создания, производства и сбыта продукции высокого качества, удовлетворяющий требованиям конкретных групп конкурентов.
· Наличие группы высоко конкурентных предприятий лидеров, подтягивающих другие предприятия отрасли до своего уровня.
· Отлаженная опытно-конструкторская и прогрессивная производственная и технологическая база, развитая отраслевая инфраструктура.
· Гибкая система научно-технического, производственного, материально-технического и коммерческого сотрудничества как внутри отрасли, так и с другими за ее пределами.
· Эффективная система распределения продукции
4. Конкурентоспособность территории базируется на развитии современных инновационных отраслей промышленности, таких как: микроэлектроника, биотехнологии, нано технологии, средства связи, гражданская авиация, робототехника и т д
5. Конкурентоспособность — региона - это способность региона производить товары иуслуги отвечающим требования внутреннего и мировых рынков, а также создавать условия для наращивания региональных ресурсов
Увеличение и удешевление производства продукции и услуг
Обеспечение роста потенциала территории
Улучшение качества жизни населения
Факторы: наличие природных ресурсов, наличие рабочей силы, развитая инфраструктура, уровень образования и технологий, эффективность организационных решений, качество работ административных структур.