Конкурентоспособность продукции и предприятия
Конкурентоспособность является многоаспектным понятием соответствия конкретного товара условиям рынка и конкретным требованиям потребителей в части качественных, технических, экономических, эстетических и других характеристик.
Под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных характеристик товара, определяющих успех этого товара и его производителя на рынке.
Конкурентоспособность товара (услуг) характеризует и конкурентоспособность предприятия-производителя.
Конкурентоспособность можно определить как комплексную характеристику товара, определяющую его предпочтение на рынке по сравнению с продуктами-конкурентами.
Конкурентоспособность предприятия характеризуется конкурентоспособностью конкретного товара на конкретном рынке.
Конкурентоспособность производителя конкретного товара (услуги) объективно может быть оценена относительным объемом его продаж на целевом рынке.
|
|
Конкурентоспособность предприятия включает также комплекс экономических характеристик, определяющих его положение на отраслевом рынке.
Сегодня для достижения рыночного успеха решающим становится рациональное использование факторов конкурентоспособности товаров, таких как:
- эффективность коммуникативной политики фирм конкурентов;
- практика разработки новых товаров и присвоения торговых марок;
- привлекательность упаковки товаров;
- организация и эффективность сервисной политики конкурирующих фирм;
- показатели сбыта и его организация у конкурентов;
- эффективность каналов товародвижения конкурентов.
К внешним факторам, влияющим на конкурентоспособность, относятся:
1. Государственные факторы, в частности экономические методы.
2. Рыночные.
3. Социально-политические факторы.
Внутренними факторами конкурентоспособности являются:
- организационная структура предприятия;
- инновационный потенциал;
- качество эксплуатации, обслуживания.
Под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих успех этого товара и его производителя на рынке.
Успех конкретного товара на рынке означает предпочтение покупателя, отданное предприятию — производителю этого товара в условиях широкого предложения товаров-аналогов другими производителями. На рынке каждый покупатель приобретает тот товар, который в большей мере удовлетворяет его потребности. Совокупность покупателей, отдавших предпочтение товару конкретного производителя, является объективной оценкой (характеристикой) удовлетворения общественной потребности этим товаром по сравнению с другими производителями. Таким образом, конкурентоспособность товара (услуг) характеризует и конкурентоспособность предприятия-производителя.
|
|
Конкурентоспособность можно определить как комплексную характеристику товара, определяющую его предпочтение на рынке по сравнению с продуктами-конкурентами как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.
Конкурентоспособность предприятия в конечном счете характеризуется конкурентоспособностью конкретного товара на конкретном рынке. Однако существуют по крайней мере два принципиальных отличия определения конкурентоспособности товара от конкурентоспособности производителя, которые следует учитывать при оценке последнего. Во-первых, конкурентоспособность предприятия, отражающая отличия конкретного предприятия от других производителей, применима к достаточно длительному промежутку времени. Конкурентоспособность товара определяется в любой малый временной интервал. Во-вторых, оценку деятельности производителя дает не только потребитель, но и сам производитель. При этом он решает, выгодно ли ему в масштабах и условиях конкретной экономической ситуации заниматься производством и реализацией тех или иных товаров.
Конкурентоспособность производителя конкретного товара (услуги) объективно может быть оценена относительным объемом его продаж на целевом рынке {рынках). Эта оценка характеризует реальное положение предприятия-производителя на рынке. Достижение конкретной рыночной позиции непосредственно связано с экономическими результатами деятельности оцениваемого предприятия. Они определяют его конкурентные преимущества и характеризуют его успех (неуспех) в конкретном бизнесе. Обеспечение конкурентоспособности, в свою очередь, определяется постоянным совершенствованием производственно-сбытовой деятельности предприятия, в том числе обеспечением конкурентных издержек производственно-сбытовой деятельности, поддержанием необходимого научно-технического уровня продукции и ее производства.
Конкурентоспособность предприятия включает также комплекс экономических характеристик, определяющих его положение на отраслевом рынке (национальном или мировом).
Анализ конкурентных позиций предприятия на рынке предполагает выяснение его сильных и слабых сторон, а также тех факторов, которые в той или иной степени воздействуют на отношение покупателей к предприятию и, как результат, на изменение его доли в продажах на конкретном товарном рынке. Факторы конкурентоспособности:
-концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия;
-качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и сравнительных тестов;
-цена товара с возможной наценкой;
-финансы - как собственные, так и заемные;
-торговля - с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности;
-послепродажное обслуживание, обеспечивающее предприятию постоянную клиентуру;
-внешняя торговля предприятия, позволяющая ему позитивно управлять отношениями с властями, прессой и общественным мнением;
-предпродажная подготовка, которая свидетельствует о его способности не только предвидеть запросы будущих потребителей, но и убедить их в исключительных возможностях предприятия удовлетворить эти потребности.