План изучения темы:
3.1 Основные характеристики (качества) бумаги, которые учитываются при определении ее свойств.
3.2 Свойства бумаги.
3.3 Методика проведения опытов по выявлению свойств бумаги и картона в 1-4 классах.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие характеристики (качества) бумаги учитываются при определении ее свойств [2]?
2. Чем можно объяснить преимущественное использование бумаги и картона на уроках трудового обучения?
3. По какому признаку различают между собой бумагу и картон?
4. Как знание свойств бумаги и картона помогает при изготовлении изделий?
5. Какие наблюдения убеждают младших школьников в необходимости бережно относиться к хранению бумаги [8, с. 19]?
6. На какие тематические группы можно разделить опыты и наблюдения с бумагой и картоном в начальных классах? Приведите примеры опытов и наблюдений каждой группы [1, 8].
Используйте при ответе данные таблицы 2.
7. Какие опыты по выявлению свойств бумаги и картона помещены в учебниках для 1-4 классах [3, 4, 5, 6, 7]?
Используйте при ответе данные таблицы 3.
|
|
8. Как часто опыты с бумагой и картоном необходимо включать в урок трудового обучения?
Задания:
1. На основе методической литературы [1, 8] заполните таблицу 2 «Методика проведения опытов и наблюдений с бумагой и картоном в 1-4 классах» (группы опытов с картоном выделите самостоятельно):
Таблица 2
Методика проведения опытов и наблюдений с бумагой и картоном
В 1-4 классах
БУМАГА | ||||
Группы опытов | Материалы | Действия | Выводы | |
I. Знакомство со строением бумаги | 1. наличие волокон и наполнителей | |||
2. размер и однородность волокон | ||||
3. растительное происхождение волокон | ||||
II. Прочность бумаги | 1. определение долевого и поперечного направления волокон | |||
2. исследование прочности на разрыв | ||||
III. Увлажнение бумаги | 1. определение долевого и поперечного направления волокон | |||
2. влияние увлажнения на прочность бумаги | ||||
IV. Различия бумаги | 1. сравнение на прозрачность | |||
2. сравнение на прочность | ||||
3. сравнение на гладкость | ||||
4. сравнение на толщину | ||||
КАРТОН |
Отметьте знаком «+» опыты, которые учащиеся могут провести самостоятельно.
2. Микропреподавание. Подготовьте и проведите опыты одной из групп (группы I-III в таблице 2) на практическом занятии. Все необходимые для опытов материалы поместите в «Папку по методике трудового обучения».
3. Проанализируйте содержание учебной программы и учебников по трудовому обучению для 1-4 классов [3, 4, 5, 6, 7] и заполните таблицу 3 «Опыты и наблюдения по выявлению свойств бумаги и картона в 1-4 классах»:
|
|
Таблица 3
Опыты и наблюдения по выявлению свойств бумаги и картона