Типология социального государства

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1. Теоретические модели классификации социального государства на Западе

2.Иисторическая типология социального государства

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ КЛАССИФИКАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА НА ЗАПАДЕ

Сравнительный анализ государств с разным уровнем развития социальных функций является наиболее очевидным способом выделения специфических характеристик социального государства.

При этом необходимо помнить, что за каждой конкретной классификацией стоит определенная теоретическая модель.

Ведущие исследователи государства благосостояния Томас Маршалл, Коста Эспин-Андерсон, Тимоти Тилтон, Норман Фёрнис в 70-е годы ХХ в. предприняли попытку уточнить смысл понятия «государство благосостояния» и дать его историческую классификацию. В частности, они выделили три его разновидности:

1. «Позитивное государство социальной защиты» – государство, ориентированное на уравнивание шансов на благосостояние всех граждан, обеспечение и гарантирование «равных возможностей»; примером такого государства является США.;

2. «Государство социальной безопасности» - в дополнение к обеспечению равных шансов граждан создает условия полной занятости и гарантирует всем гражданам без исключения получение доходов не ниже прожиточного минимума; пример – Великобритания;

3. «Социальное государство всеобщего благосостояния» - обеспечивает полную занятость, сглаживает различия в доходах всего населения, создает многочисленные постоянные государственные и общественные социальные службы; пример – Швеция.

Достаточно распространенной, особенно в России является попытка понять суть социального государства через его политическую природу. Примером такого анализа может служить подразделение социального государства на либеральное, консервативное и социал-демократическое.

в основе данной классификации лежит принцип противопоставления рынка социальной направленности государства, противостояние либеральной и социальной идеи.

В случае либерального социального государства «осуществление социальных реформ проходило под сильным влиянием идей либерализма» и привело к принятию постулата, что «...у каждого есть права по крайней мере на минимально достойные условия жизни.

В основе консервативной социальной политики лежит идея партнерства между государством, общественными и благотворительными организациями.

Социал-демократическая модель социального государства предполагает доминирование социальных задач над требованиями рынка. «Чтобы достичь этих целей, социальные услуги должны предоставляться на бесплатной для всех, основе, а не в зависимости от проверки нуждаемости».

Содержание и объем социальных функций различных государств, конечно, не одинаковы, также как и реальный результат соответствующей деятельности. Поэтому следует говорить о разном уровне социальности того или иного государства».

2. ИСТОРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

Исторически первый тип социального государства был связан с появлением у государства функций соц обеспечения, соц защиты, здравоохранения и образования и распространенности данных функций на всех, их правовой основы, наличия социального бюджета и специализированных социальных структур. Этот тип соотносится с первым («социалистическим») и вторым («правовым») этапами развития социального государства и может быть обозначен, как первичное социальное государство. Это первая форма социального государства, в котором наличие правовых основ, социального бюджета и специализированных социальных структур порождают специфические функции, не свойственные иным государствам. Необходимо подчеркнуть, что не отдельно взятое свойство и вытекающие из него функции определяют водораздел между социальным и не социальным государствами, а совокупность первичных признаков социального государства – общедоступность, право, социальный бюджет и специализированные социальные структуры.

Нужно отметить, что в современном мире многие страны можно отнести к первичным социальным государствам. На наш взгляд, это только подтверждает тезис о том, что социальное государство является продуктом эволюционного развития общества.

На третьем этапе развития, обозначенном нами, как государство социальных услуг, происходит переход государства к активной социальной политике, выражающейся в появлении таких функций, как предоставление социальных услуг и обеспечение занятости. Для этого типа государства свойственно уже не только удовлетворение индивидуальных социальных потребностей в социальной защите, минимизации социальных рисков и пр., но и активная социальная политика, направленная на создание социально комфортной жизненной среды, удовлетворение социальных потребностей, не регулируемых рынком, создание полезностей для всего государства. Государство становится субъектом удовлетворения социальных потребностей человека.

Условно данный тип социального государства, в соответствии с соответствующим этапом, можно обозначить, как государство социальных услуг.

К государству социальных услуг сегодня относятся многие страны Европы и Америки и некоторые страны Азии и Африки. Для них характерно наличие всего комплекса функций первичного социального государства и предоставление государством социальных услуг, усилия по обеспечению полной занятости и активная социальная политика.

Принятие государством на себя ответственности за уровень благосостояния всех граждан, стремление достичь равенства в высоком уровне жизни обуславливают появление у государства таких функций, как государственное регулирование и необходимое пополнение из бюджета страховых фондов, оказание социальной помощи при страховых случаях, защита от нестраховых рисков, тотальное перераспределение доходов, стимулирование социальной ориентации экономики. Данный тип государства по праву можно назвать государством всеобщего благоденствия.

В настоящее время к данному типу, с определенными оговорками, относятся только страны Бенилюкса, Швеция, Норвегия, а также Объединенные Арабские Эмираты и Кувейт с поправкой на то, что речь идет только о гражданах этих стран. Хотя еще до середины 80-х годов этот тип социального государства был достаточно распространен в Европе и Северной Америке.

Последний выделенный нами этап развития социального государства был обозначен как этап либерального социального государства, и переход к этому этапу был обусловлен неэффективностью механизмов социального страхования и как следствие разрушением принципа солидарности, техническим прогрессом и противоречиями между рыночным и государственным регулированием экономики. Главные особенности данного этапа - появление у социального государства функции проведения социальной политики, направленной на снятие антагонизма между социальными целями государства и требованием рынка.

Тип социального государства, формирующегося на данном этапе, основан на всех вычлененных нами константных признаках такого государства и может быть обозначен как собственно социальное государство. Только этот вид государства обеспечивает совпадение социальных целей и механизмов их достижения, развитие основных принципов социального государства, реализацию его основных функции, снятие вынужденных противоречий, существующих в прежних, переходных видах.

Таким образом, говоря о социальном государстве как родовом понятии, мы имеем в виду существование различных типов социального государства, представляющих фазы его развития:

1. Первичное социальное государство;

2. Государство социальных услуг;

3. Государство социального благоденствия;

4. Социальное государство.

Любое государство, обладающее набором свойств, присущих первичному социальному государству, а это в настоящее время большинство стран мира, может быть отнесено к одному из данных типов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: