Нормативно-правовая база социального обслуживания молодежи

Благополучие России в XXI веке во многом будет зависеть от способностей молодежи, которая сегодня должна рассматриваться в качестве главного субъекта социального обновления, инновационного ресурса общества, государства, региона, муниципального образования. Поэтому главная задача органов государственной власти – создать такие условия на территории государства, при которых молодые люди, получили бы возможность для беспрепятственного развития своих дарований в интересах общества и государства. Выполнение этой задачи должно предусматривать создание эффективной системы работы с молодыми гражданами и надежного механизма ее нормативно-правового обеспечения на всех уровнях управления – федеральном, региональном и местном.

Современная ситуация в России требует формирования и развития правовых основ государственной молодежной политики, в основе которых лежат общепризнанные принципы международного права и международные договоры РФ, федеральные, региональные и местные нормативные правовые акты, в которых содержатся и правовые нормы государственной молодежной политики. Она определяется в российском законодательстве как деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Сегодня имеется система нормативных правовых актов, регулирующих данную сферу общественных отношений. Указанные акты весьма многочисленны и многообразны. Среди них есть международные документы, федеральные и региональные законы, постановления Государственной Думы РФ и Совета Федерации РФ, подзаконные нормативные правовые акты Президента и Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, нормативные правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, муниципальные правовые акты. Совокупность всех этих нормативных правовых актов и составляет законодательство Российской Федерации в работе с молодежью.

Истоком правовых основ учреждения, последующего формирования и законодательного оформления государственной молодежной политики являться Конституция Российской Федерации.

Государственная молодежная политика должна рассматриваться как объект конституционно-правового регулирования, поскольку:

1) статья 7 Конституции РФ устанавливает, что Россия есть социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а молодежная политика, как известно, рассматривается как неотъемлемая часть такой политики;

2) зафиксированные в первом разделе Конституции РФ права, свободы и обязанности граждан составляют фундаментальную правовую основу для организации и проведения социальной работы с населением, различными социальными слоями и группами, в том числе с молодежью, и должны находить отражение в законах и иных нормативных правовых актах;

3) становление местного самоуправления как конституционно-правового института требует участия его органов в разработке и реализации молодежной политики, так как именно на уровне муниципального образования решается большинство социальных проблем молодых людей.

Условно нормативную правовую базу в сфере молодежной политики можно разделить на две части: акты, непосредственно касающиеся реализации молодежной политики, и акты, регламентирующие различные сферы общественной жизни и ориентированные прежде всего на молодежь.

Большое значение для развития правовых основ социальной работы с молодежью имеет ряд действующих в России кодексов. Гражданский кодекс РФ определяет такие важные понятия как правоспособность, дееспособность и эмансипация. В Семейном кодексе РФ перечислены многие права несовершеннолетних. Трудовой кодекс РФ устанавливает особенности правового регулирования труда молодых лиц, не достигших 18 лет. Кроме того, он содержит важное положение об обязательности включения в коллективный договор вопросов улучшения условий и охраны труда молодежи. Cогласно статье 70 Трудового кодекса Российской Федерации испытание при приеме на работу не устанавливается для лиц, не достигших возраста восемнадцати лет, а также лиц, окончивших образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающих на работу по полученной специальности.

Социальная работа с молодежью в нашей стране является частью государственной молодежной политики. Отечественная концепция государственной молодежной политики сформировалась на рубеже 80 – 90 годов на основе закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» от 16 апреля 1991 года. Данным документом определяется, что государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Основными целями государственной молодежной политики являются:

1) содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;

2) недопущение дискриминации молодых граждан в силу возрастных причин

3) Создание условий для более полного участия молодежи в социально- экономической, политической и культурной жизни общества;

4) Расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;

5) Реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития самой молодежи.

Для достижения поставленных целей предполагается поэтапное и активное воздействие социальной работы в следующих важнейших направлениях:

– обеспечение соблюдение прав молодежи;

– содействие гарантий в сфере труда и занятости молодежи;

– содействие предпринимательской деятельности молодежи;

– государственная поддержка молодых семей;

– гарантированное предоставление социальных услуг;

– поддержка талантливой молодежи;

– формирование условий, способствующих физическому и духовному развитию молодежи;

– поддержка деятельности молодежных и детстких объединений;

– содействие международным молодежным обменам.

Данные направления стали основой Федеральной, а в последствии Президентской программы «Молодежь России» (Указ Президента России от 15 сентября 1994 года № 1922; Постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1994 года № 1279), цель которой - формирование правовых, экономических и организационных условий и гарантий для становления личности молодого человека, развития молодежных объединений, движений и инициатив. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О программе социальных реформ в РФ на период 1996 – 2000 годов» от 26 февраля 1997 года №222 и в целях дальнейшего развития и реализации государственной молодежной политики Правительство РФ утвердило федеральную целевую программу «Молодежь России (1998-2000годы) (Постановление Правительства РФ от 18 июня 1997 г. № 746). Основная цель программы – дальнейшее формирование и укрепление правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодежи.

Важную роль в осуществлении социальной работы с молодежью сыграли указы Президента Российской Федерации, в которых рассматриваются конкретные вопросы социальной защиты этой категории населения.

Так, в Указе Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 года № 543 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей» проблема выживания детей призвана приоритетной, а Правительству Российской федерации поручено разработать и утвердить научно обоснованный перечень обязательных бесплатных социальных учреждений для женщин и детей, предоставление которых должно быть гарантировано государством.

Указ Президента РФ от 6 сентября 1993 года «О профилактике безнадзорности и правонарушения несовершеннолетних, защите их прав» установил, что государственную систему профилактики безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних, защиты их прав должны составлять комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, специализированные учреждения органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, органов внутренних дел, служба занятости населения, а также другие органы и учреждения, осуществляющие в своей компетенции меры по профилактике правонарушений несовершеннолетних и защите их прав.

Так же в сферу нормативно-правового обеспечения социальной работы с молодежью входят указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 года № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно – патриотическому воспитанию молодежи» предусматривает меры, направленные на обеспечение государственной поддержки объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи; постановление Правительтсва РФ от 3 апреля 1996 года № 387 «О дополнительных мерах поддержки молодежи в РФ» (с изменениями от 3 августа 1996 года); Постановление Правительства РФ от 28 августа 2002 года № 638 «О подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы (с изм. и доп. от 15 мая 2003 года), принятое в целях создания системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы и улучшения демографической ситуации, разработки и внедрения в практику субъектов Российской Федерации правовых, финансовых и организационных механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий; содействие инициативам молодежных организаций, направленным на улучшение жилищных и социально-бытовых условий молодых семей; развитие межведомственных форм планирования и проектирования возможных путей решения жилищной проблемы молодежи; создание новых организационно-правовых форм объединения молодежи с целью решения жилищных проблем; координацию и поддержку на конкурсной основе проектов и программ молодежи, предприятий и организаций, направленных на решение жилищной проблемы молодежи в регионах; разработку механизма реализации системы государственной поддержки молодых семей по строительству (приобретению) жилья;

Постановление Правительства РФ от 18 января 1992 года № 33 «О дополнительных мерах по социальной защите учащейся молодежи» (с изменениями от 5 июня 1994 года, 4 августа 2005 года) в целях дополнительной социальной защиты студентов высших и средних специальных учебных заведений определяет выделение дополнительных бюджетных ассигнований на оказание помощи нуждающимся студентам, предусматривать выделение высшим и средним специальным учебным заведениям дополнительных средств в объеме месячного стипендиального фонда соответствующего учебного заведения для организации культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы, санаторно-курортного лечения и отдыха студентов.

Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. N 1075 "О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики" (с изменениями от 12 апреля 1999 г.) в целях создания социально-экономических, правовых и организационных условий и гарантий для социального становления молодых граждан, максимального раскрытия потенциала молодежи в интересах развития общества предусматривает признание осуществления целостной государственной молодежной политики в России одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства.

В качестве первоочередных задач, требующих решения, рассматриваемым Указом Президента Российской Федерации были выделены:

- обеспечение соблюдения прав молодых граждан, установление для них гарантий в сфере труда и занятости, содействие их предпринимательской деятельности;

- создание условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи, предоставление молодым гражданам гарантированного минимума социальных услуг;

- осуществление поддержки молодой семьи, талантливой молодежи, молодежных объединений;

- содействие международным молодежным обменам.

Об усилении внимания со стороны государственных структур к молодежи и ее проблемах свидетельствует и принятие закона «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (1995), в котором наряду с адресностью, доступностью, добровольностью и гуманностью приоритет отдается оказанию социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.

В сферу законодательно – нормативного обеспечения государственной молодежной политики входят также Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских объединений» от 28 июня 1995 года. Настоящий Федеральный закон определяет гарантии, общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений Российской Федерации на федеральном уровне в объеме целевого финансирования из средств федерального бюджета и внебюджетных фондов РФ. Под государственной поддержкой молодежных и детских объединений понимается совокупность мер, принимаемых органами государственной власти РФ в молодежной политики в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий, гарантий, стимулов деятельности таких объединений, направленной на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, а также в целях охраны и защиты их прав.

Сегодня действует немалое количество ведомственных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Это постановление Министерства труда РФ от 24 апреля 1996 года № 24 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников бюджетных организаций Комитета Российской Федерации по делам молодежи» и распоряжение Комитета РФ по делам молодежи от 26 февраля 1996 г. № 17 «О порядке формирования Федерального реестра молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой». Целый блок ведомственных правовых актов в отношении несовершеннолетних и борьбы с правонарушениями в молодежной среде, их профилактики имеется у Министерства внутренних дел РФ. Действуют приказы и иные правовые акты, касающиеся молодежи и организации работы с ней, изданные другими федеральными органами исполнительной власти. Постепенно развивается ведомственная нормативно-правовая база, касающаяся мер по регулированию работы с молодыми специалистами, стимулирующая их приток и закрепление в различных отраслях народного хозяйства РФ.

Кроме законов субъектов РФ в сфере государственной молодежной политики действуют другие региональные нормативные правовые акты. Как правило, ими осуществляется специальная правовая регламентация вопросов, недостаточно отработанных в федеральном законодательстве. К ним относятся вопросы: развития системы социальных служб для молодежи; определения правового статуса молодежных коммерческих организаций (молодежных предприятий); конкретизации мер государственной поддержки программ и проектов молодежных и детских общественных объединений; развития молодежного парламентаризма; профилактики молодежной наркомании и других форм девиантного поведения молодых граждан; подготовки допризывной молодежи к военной службе; развития детско-юношеского и молодежного спорта; работы с детьми и молодежью по месту жительства; организации досуга и занятости молодежи и др.

Необходимо учитывать и то, что Россия достаточно глубоко интегрирована в международное пространство. Конституция Российской Федерации устанавливает важное положение о приоритете норм международного права над национальным законодательством. Пункт 5 статьи 15 Конституции РФ определяет, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. В связи с этим органам государственной власти следует обратить внимание на акты в сфере государственной молодежной политики, содержащие нормы международного права. Сегодня имеется целый ряд стратегических международных правовых документов по молодежной политике: Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами (1965); Руководящие принципы для дальнейшего планирования и осуществления соответствующих последующих мер, касающихся молодежи (1985); Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, до 2000 года и на последующий период (1996); Лиссабонская декларация по молодежной политике и программам (1998) и др. С точки зрения выстраивания государственной политики в отношении молодых людей не старше 18 лет необходимо использовать международные документы, касающиеся прав детей, прежде всего такой основополагающий международный правовой документ, как Конвенция ООН о правах ребенка, которая содержит обоснование и описание основных прав детей в современном мире.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что процесс формирования правовых основ работы с молодежью постепенно набирает ход, особенно в регионах России. Программа Правительства Российской Федерации «Структурная перестройка и экономический рост в 1997–2000 годах» (подраздел 7.12 «Государственная молодежная политика»), утвержденная постановлением Правительства РФ от 31 марта 1997 г. № 360, предусматривала в период 1997–2000 гг. завершить формирование законодательно-нормативной базы государственной молодежной политики как на федеральном, так и на региональном уровнях. Сегодня уже 2006 год, но ни о каком завершении пока речи быть не может.

Эффективность правовых основ социальной работы с молодежью в значительной мере связана с перспективами российского законодательства о государственной молодежной политике, т.е. взглядами в его будущее, выработкой соответствующей стратегии его развития. Сегодня нужна четкая и нормативным правовым образом закрепленная стратегия развития законодательства РФ о государственной молодежной политике, позволяющая определить направления деятельности федеральных и региональных органов государственной власти по разработке и претворению в жизнь системы нормативных правовых актов.

Президент Российской Федерации В.В. Путин назвал молодежную политику важнейшим направлением деятельности государства, приоритетная задача которой – «дать возможность молодым людям реализовать себя, найти свое призвание и место в жизни». Эффективное решение данной задачи невозможно без соответствующего законодательства.

Молодежь должна иметь надежный правовой фундамент для реализации своих прав и законных интересов. Социальная работа с молодежью может быть социально и организационно эффективной лишь тогда, когда решение проблем молодых граждан находит отражение в законодательстве страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: