Основания и порядок досрочного прекращения полномочий Президента

Конституцией (ст. 87, 88) предусмотрены два варианта досрочного прекращения полномочий Президента Республики Беларусь: освобождение от должности и смещение с должности.

Освобождение от должности может иметь место в случае добровольной отставки Президента.

Президент может быть досрочно освобожден от должности и по причине стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять обязанности Президента. В данном случае решение о досрочном освобождении Президента от должности принимается большинством не менее двух третей от полного состава обеих палат Парламента на основании заключения специально создаваемой палатами комиссии.

Президент может быть смещен с должности в связи с совершением государственной измены либо иного тяжкого преступления.

Решение о выдвижении обвинения и его расследовании в этом случае считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей по предложению не менее одной трети ее депутатов. Расследование обвинения организуется Советом Республики. Президент считается смещенным с должности, если за это решение проголосовало не менее двух третей от полного состава Совета Республики, а также не менее двух третей от полного состава Палаты представителей.

Непринятие Советом Республики и Палатой представителей решения о смещении Президента с должности в течение месяца со дня выдвижения обвинения означает отклонение обвинения. Предложение о смещении Президента с должности не может инициироваться в период рассмотрения в соответствии с Конституцией вопроса о досрочном прекращении полномочий Парламента.

В случае смещения Президента с должности в связи с совершением преступления, дело по существу обвинения рассматривается Верховным Судом.

В случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей его полномочия до принесения Присяги вновь избранным Президентом переходят к Премьер-министру Республики Беларусь.

Контрольные вопросы

1. Каково место и роль Президента Республики Беларусь в системе государственных органов?

2. Какие требования предъявляются к кандидату на должность Президента?

3. При каких условиях кандидат в Президенты считается избранным?

4. Какой компетенцией обладает Президент?

5. Какие акты издает Президент?

6. В каких случаях полномочия Президента могут быть прекращены досрочно?

Тема 20. Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь как представительный и законодательный орган государства

Основные понятия: Парламент; структура Парламента; компетенция Парламента; организационно-правовые формы работы Парламента; законодательный процесс; роспуск Парламента.

20.1. Структура, состав и порядок образования Парламента
Республики Беларусь

Согласно ст. 90 Конституции Республики Беларусь Парламент – Национальное собрание является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Основной его функцией в системе разделения властей является принятие законов. Парламент состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики. Представительный характер Парламента состоит в том, что он выражает волю своих избирателей и представляет их интересы.

Национальное собрание осуществляет свою деятельность на основании Конституции Республики Беларусь, Закона «О Национальном собрании Республики Беларусь» от 8 июля 2008 г., иных законодательных актов, а также регламента Палаты представителей и регламента Совета Республики.

Срок полномочий Парламента – 4 года. Его полномочия могут быть продлены на основании закона и только в случае войны.

Выборы нового состава палат Парламента назначаются Президентом Республики Беларусь не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий палат действующего созыва. Внеочередные выборы палат Парламента проводятся в течение трех месяцев со дня досрочного прекращения их полномочий.

Национальное собрание Республики Беларусь правомочно при избрании не менее 2/3 от общего количества депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики. Полномочия Национального собрания начинаются со дня первого заседания вновь избранного состава палат.

В состав Палаты представителей избирается 110 депутатов. Им может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года. Депутат Палаты представителей может быть одновременно членом Правительства. В то же время он не может быть одновременно членом Совета Республики, депутатом местного Совета, занимать должность Президента либо судьи.

Из состава Палаты представителей формируются следующие органы:

Председатель Палаты и его заместитель,избираемые на сессии Палаты из числа депутатов тайным голосованием с использованием бюллетеней. Кандидат на должность Председателя или его заместителя считается избранным, если он получил большинство голосов от полного состава Палаты. Если ни один из кандидатов не был избран, проводится повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. Если в первом туре баллотировалось не более 2 кандидатов, либо во втором туре голосования никто не был избран, то вся процедура выборов Председателя палаты или его заместителя повторяется начиная с выдвижения кандидатур. Результаты голосования об избрании Председателя Палаты и его заместителя оформляются постановлением Палаты.

Совет Палаты представителей, в состав которого входят:

· председатель Палаты;

· заместитель председателя Палаты;

· шесть депутатов, избираемых Палатой;

· председатели постоянных комиссий.

Совет Палаты организует законопроектную работу, предварительно рассматривает вопросы, выносимые на сессию, организует работу постоянных комиссий. Совет Палаты является постоянно действующим органом и подотчетен Палате представителей.

Постоянные комиссии. Избираются из состава Палаты представителей: в количестве от 5 до 13 депутатов для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Палаты; рассмотрения письменных обращений граждан и других субъектов, содержащих предложения по совершенствованию законодательства Беларуси по направлениям деятельности комиссий. Заседания постоянных комиссий Палаты представителей проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц.

Временные комиссии. При необходимости в Палате представителей могут создаваться следственные, ревизионные и иные временные комиссии, порядок деятельности которых определяется Палатой при их образовании.

Секретариат Палаты представителей обеспечивает правовое, информационно-аналитическое, организационное и иное обеспечение деятельности Палаты представителей.

Согласительные комиссии. Согласительная комиссия может быть создана по инициативе палат Парламента для преодоления разногласий, возникших по законопроекту, принятому Палатой представителей и отклоненному Советом Республики.

Депутатские группы. Депутаты Палаты представителей для коллективного обсуждения и высказывания мнений по законопроектам и иным вопросам, относящихся к ведению Палаты представителей, реализации предвыборных программ вправе объединяться в постоянные либо временные депутатские группы. Депутатские группы образуются на добровольной основе при наличии не менее 10 депутатов. Депутатские группы имеют право:

- на выступление или заявление своего представителя при обсуждении любого вопроса;

- распространять в Палате представителей подготовленные материалы;

- выступать инициаторами по проведению парламентских слушаний.

Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и г. Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового территориального уровня каждой области и г. Минска по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживающий на территории соответствующей области, г. Минска не менее 5 лет. Член Совета Республики не может одновременно являться депутатом Палаты представителей, членом Правительства, а также занимать должность Президента либо судьи. Из состава Совета Республики формируются следующие органы:

Председатель Совета Республики и его заместитель, которыеизбираются из состава Совета Республики большинством голосов от полного состава членов Совета Республики. Каждый член Совета Республики вправе предложить по одной кандидатуре либо выдвинуть собственную кандидатуру на должность Председателя Совета Республики и его заместителя.

Президиум Совета Республики. Создается для организации работы Совета Республики, предварительного рассмотрения вопросов, относящихся к ведению Совета Республики. Является постоянно действующим органом. В состав Президиума входят Председатель Совета Республики, его заместитель, председатели постоянных комиссий Совета Республики.

Постоянные комиссии. Совет Республики избирает из своего состава постоянные комиссии, которые являются постоянно действующими органами. Постоянные комиссии осуществляют подготовку заключения по проектам законов, принятых Палатой представителей, разрабатывают проекты законов и иных правовых актов, организуют проведение парламентских слушаний и т. д. В состав постоянных комиссий Совета Республики входит не менее 8 членов.

Временные комиссии. Совет Республики создает при необходимости следственные, ревизионные и иные временные комиссии. Временные, как и постоянные комиссии, могут привлекать к своей работе специалистов, не являющихся членами Совета Республики.

Секретариат Совета Республики обеспечивает правовое, информационно-аналитическое, организационное и иное обеспечение деятельности Совета Республики.

20.2. Компетенция палат Национального собрания
и их председателей

В соответствии со ст. 97 Конституции Палата Представителей:

- рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции;

- рассматривает проекты иных законов;

- назначает выборы Президента;

- дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра;

- заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу. Повторное отклонение палатой программы означает выражение вотума недоверия Правительству;

- рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству;

- по инициативе не менее 1/3 от полного состава Палаты представителей выражает вотум недоверия Правительству. Вопрос об ответственности Правительства не может быть поставлен в течение года после одобрения программы его деятельности;

- принимает отставку Президента;

- отменяет распоряжения Председателя Палаты представителей.

Палата представителей может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.

Председатель Палаты представителей:

- осуществляет общее руководство Палатой представителей;

- ведет заседания Палаты представителей;

- направляет в Совет Республики принятые Палатой представителей проекты законов;

- подписывает постановления Палаты представителей и решения Совета Палаты;

- дает поручения постоянным комиссиям;

- издает распоряжения;

- осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством и Регламентом Палаты представителей.

В соответствии со ст. 98 Конституции Совет Республики:

- одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию; о толковании Конституции; проекты иных законов;

- дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов правления Национального банка;

- избирает шесть судей Конституционного Суда;

- избирает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;

- отменяет решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству;

- принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом;

- рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании. При наличии оснований большинством не менее 2/3 голосов от полного состава принимает решение о смещении Президента с должности;

Совет Республики может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.

Председатель Совета Республики:

- осуществляет общее руководство Советом Республики;

- ведает внутренним распорядком Совета Республики;

- ведет заседания Совета Республики;

- подписывает постановления Совета Республики и его Президиума;

- издает распоряжения;

- направляет в постоянные комиссии проекты законов, принятые Палатой представителей;

- дает поручения постоянным комиссиям о разработке законопроектов, которые предполагается внести в Палату представителей в качестве законодательной инициативы Совета Республики;

- направляет Президенту для подписания законы, принятые Палатой представителей и одобренные Советом Республики;

- решает иные вопросы деятельности Совета Республики.

Вопросы общей компетенции палат Парламента. В данном случае речь идет о вопросах, подведомственных обеим палатам, решения по которым могут приниматься лишь Парламентом в целом. К таковым вопросам относятся:

- законодательные полномочия;

- принятие решения о досрочном освобождении или смещении с должности Президента Республики Беларусь;

- внесение Президенту предложения о проведении республиканского референдума;

- заслушивание ежегодных посланий Президента Республики Беларусь к Парламенту.

20.3. Организационно-правовые формы работы Парламента

Сессии палат Парламента. Палаты собираются на две очередные сессии в год. Первая сессия открывается 2 октября и может иметь продолжительность не более 80 дней. Вторая сессия открывается 2 апреля, ее продолжительность не может быть более 90 дней. Если 2 апреля или 2 октября приходятся на нерабочий день, то сессия открывается на следующий за ним рабочий день. Первая после выборов сессия палат Парламента созывается Центральной комиссией по выборам и проведению республиканских референдумов и начинает свою работу не позднее чем через 30 дней после выборов.

Внеочередные сессии созываются указами Президента Республики Беларусь по инициативе самого Президента или по требованию большинства не менее 2/3 от полного состава каждой из Палат по определенной повестке дня.

Заседания палат являются открытыми. Палаты, если этого требуют интересы государства, могут принять решение о проведении закрытого заседания большинством голосов от их полного состава. Во время заседаний, в том числе закрытых, Президент, его представители, Премьер-министр и члены правительства могут выступать вне очереди столько раз, сколько они этого потребуют.

Одно заседание в месяц резервируется для вопросов депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики и ответов Правительства.

Заседание палаты считается правомочным при условии, что на нем присутствует не менее двух третей ее состава. Голосование в палатах открытое, тайное – проводится только при решении кадровых вопросов.

Совместные заседания палат Парламента. Предложение о проведении совместных заседаний может вноситься Президентом Республики Беларусь, Правительством, Советом Палаты представителей, Президиумом Совета Республики, депутатами Палаты представителей, членами Совета Республики. Совместные заседания могут быть открытыми и закрытыми и проводятся в случаях:

- принесения Президентом Присяги;

- заслушивания обращения Президента с посланием к Парламенту;

- проведения парламентских слушаний;

- ответов Правительства на вопросы депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики;

- обсуждения совместных обращений, деклараций и заявлений палат Парламента;

- в других случаях по решению палат Парламента.

Парламентские слушания. Представляют собой форму деятельности палат Парламента, состоящую в заслушивании сообщений и мнений депутатов, членов Совета Республики, членов Правительства Республики Беларусь, представителей государственных органов и общественных объединений, экспертов и специалистов по вопросам, входящим в компетенцию Совета Республики, Палаты представителей.

По решению Палат Парламента могут проводиться совместные слушания обеими Палатами. Парламентские слушания могут заканчиваться выработкой рекомендаций по обсуждаемому вопросу. По рекомендациям, выработанным в ходе парламентских слушаний, принимаются постановления палат Парламента.

Деятельность Совета Палаты представителей и Президиума Совета Республики (о них говорилось выше).

Деятельность постоянных комиссий. Постоянные комиссии образуются на первой сессии вновь избранного Парламента на срок его полномочий. Парламентарий может быть членом только одной постоянной комиссии, при этом учитывается его желание. В работе других комиссий парламентарий по желанию принимает участие с правом совещательного голоса. Председатели палат Парламента и их заместители не могут входить в состав постоянных комиссий. Перечень и состав постоянных комиссий, порядок их формирования определяются палатами Парламента.

Председатели постоянных комиссий избираются на заседании Палаты тайным голосованием, если Палатой не будет принято иное решение. Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов от полного состава Палаты. Если никто из кандидатов не был избран, то по двум кандидатам, набравшим наибольшее число голосов, проводится повторное голосование.

Заместителипредседателей постоянных комиссий избираются на заседаниисоответствующей постоянной комиссии и утверждаются Палатой большинствомголосов от полного состава Палаты.

Совместные заседания постоянных комиссий палат Парламента. Решения о проведении совместного заседания постоянных комиссий принимаются большинством голосов от полного состава каждого из постоянных комиссий, участвующих в совместном заседании, и оформляются протоколам.

Деятельность временных комиссий палат Парламента. Порядок формирования состава временных комиссий, их задачи и порядок деятельности определяются решениями палат Парламента. Эти комиссии прекращают свою деятельность после выполнения возложенных на них задач или досрочно на основании решений палат Парламента.

Деятельность согласительных комиссий (о них говорилось выше).

Деятельность депутатов в избирательных округах и членов Совета Республики на своих территориях. Депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики проводят собрания избирателей округа, населения административно-территориальной единицы, рассматривают поступившие от граждан предложения и жалобы, способствуют разрешению содержащихся в них вопросов, ведут прием граждан, изучают общественное мнение и при необходимости вносят предложения в соответствующие органы, информируют избирателей и население о своей работе в Парламенте во время встреч и через СМИ.

Деятельность депутатских групп (была рассмотрена выше).

20.4. Законодательный процесс в Парламенте

Законодательный процесс состоит из нескольких стадий.

1. Внесение законопроекта. В соответствии со ст. 99 Конституции право законодательной инициативы принадлежит: Президенту Республики Беларусь, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек и реализуется в Палате представителей. Право законодательной инициативы может быть реализовано несколькими субъектами права законодательной инициативы совместно.

Правом законодательной инициативы по вопросу об изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь обладают Президент Республики Беларусь или не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом. Проекты законов или законодательные предложения государственных или общественных органов, которые не обладают правом законодательной инициативы, или отдельных граждан могут быть внесены в Парламент через органы и лиц, которые обладают правом законодательной инициативы. Законопроекты, следствием принятия которых могут стать сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, могут вноситься в Палату представителей лишь с согласия Президента либо по его поручению Правительства.

Президент либо по его поручению Правительство имеют право вносить предложение в Палату представителей и Совет Республики об объявлении рассмотрения проекта закона срочным. Палата представителей и Совет Республики должны рассмотреть данный проект в течение десяти дней со дня внесения на их рассмотрение.

2. Рассмотрение законопроекта в отраслевой (головной) постоянной комиссии. Поступивший в Палату представителей законопроект направляется в соответствующую профильную постоянную комиссию для его предварительного рассмотрения и подготовки по нему соответствующего заключения. По решению председателя Палаты представителей рассмотрение законопроекта может быть поручено нескольким комиссиям. В этом случае из их числа назначается головная комиссия, которая обобщает поступившие к ней материалы из других комиссий.

В необходимых случаях по решению головной комиссии законопроект направляется на научную экспертизу, по нему могут запрашиваться заключения министерств и ведомств, мнения различных организаций. По завершении работы головная комиссия направляет заключение и законопроект со всеми необходимыми материалами в Совет Палаты представителей для рассмотрения вопроса о включении законопроекта в повестку дня сессии Палаты представителей.

3. Обсуждение законопроекта на пленарных заседаниях Палаты представителей. Эти обсуждения принято называть «чтениями». Рассмотрение проектов законов, внесенных в данную Палату, осуществляется в двух чтениях.

1) Рассмотрение законопроекта в первом чтении. При рассмотрении в первом чтении обсуждаются концепция, структура проекта закона и целесообразность его принятия. По результатам обсуждения Палата голосованием принимает или отклоняет законопроект.

2) Рассмотрение законопроекта во втором чтении. После принятия законопроекта в первом чтении, Палата представителей передает его на доработку в ту же или другую постоянную комиссию. Если в ходе первого чтения Палата представителей признает представленный проект не требующим поправок, он может быть рассмотрен во втором чтении без доработки в постоянных комиссиях.

Обсуждение законопроекта во втором чтении начинается с принятия его наименования, затем обсуждается преамбула. Далее по решению Палаты законопроект обсуждается постатейно, по главам, по разделам или в целом.

4. Обсуждение законопроекта в Совете Республики. Принятые Палатой представителей законопроекты в течение пяти дней передаются на рассмотрение в Совет Республики, где могут рассматриваться не более двадцати дней, если иное не предусмотрено Конституцией.

Закон считается одобренным Советом Республики, если:

- за него проголосовало большинство голосов от полного состава Совета Республики;

- либо если в течение двадцати дней, а при объявлении законопроекта срочным – десяти дней со дня внесения он не был рассмотрен Советом Республики.

В случае отклонения законопроекта Советом Республики, палаты могут создать согласительную комиссию, формируемую на паритетной основе для преодоления возникших разногласий. Если согласительной комиссией не принят согласованный текст законопроекта, Президент либо по его поручению Правительство могут потребовать, чтобы Палата представителей приняла окончательное решение. Закон считается принятым Палатой представителей при условии, что за него проголосовало не менее двух третей от полного состава Палаты представителей.

Закон, принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики (либо принятый Палатой представителей в вышеуказанном порядке), представляется в десятидневный срок Президенту на подпись. Если Президент согласен с текстом закона, он его подписывает. Если Президент не возвращает закон в течение двух недель после того, как он был ему представлен, закон считается подписанным. Закон не считается подписанным и не вступает в силу, если он не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии.

При несогласии с текстом закона Президент возвращает его со своимивозражениями в Палату представителей, которая должна рассмотреть закон с возражениями Президента не позднее тридцати дней. Если закон будет принят Палатой представителей большинством не менее двух третей голосов от полного состава, он вместе с возражениями Президента в пятидневный срок направляется в Совет Республики, который также должен рассмотреть его повторно не позднее двадцати дней. Закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее двух третей голосов от полного состава Совета Республики. Закон послепреодоления Палатой представителей и Советом Республики возражений Президента подписывается Президентом в пятидневный срок. Закон вступает в силу и в том случае, если он не будет подписан Президентом в этот срок.

В таком же порядке палатами рассматриваются возражения Президента на отдельные положения закона, которые возвращаются для повторного голосования. В этом случае до вынесения соответствующего решения Палатой представителей и Советом Республики закон подписывается Президентом и вступает в законную силу, за исключением тех положений, относительно которых имеются возражения Президента.

Рассматривая содержание законодательного процесса следует иметь в виду, что кроме обычных законов Парламент может принимать и иные: Конституцию, законы о внесении в нее изменений и дополнений, о введении в действие этих законов, акты о толковании Конституции, программные законы. Все эти акты считаются принятыми при условии, что за них проголосовало не менее 2/3 от полного состава обеих Палат.

Решения Палаты представителей принимаются в форме законов и постановлений. Решения Совета Республики принимаются в форме постановлений.

5. Промульгация и издание закона. Промульгация состоит из нескольких элементов:

- удостоверение закона и факта, что он принят по должной процедуре (осуществляется путем визирования закона);

- подписание закона.

Законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом законе не предусмотрен иной срок. Закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан.

20.5. Основания и порядок
досрочного прекращения полномочий Парламента

В случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, полномочия Палаты представителей или Совета Республики могут быть прекращены досрочно. С прекращением полномочий Палаты представителей или Совета Республики по решению Президента могут быть также прекращены полномочия соответственно Совета Республики или Палаты представителей.

Полномочия Палаты представителей могут быть прекращены по решению Президента при:

- отказе в доверии Правительству Республики Беларусь;

- выражении вотума недоверия Правительству (что такое «отказ в доверии Правительству» и «выражение вотума недоверия Правительству» будет рассмотрено в теме, посвященной Правительству Республики Беларусь);

- в случае двукратного отказа в даче согласия на назначение Премьер-министра;

- систематическом или грубом нарушении Конституции Республики Беларусь.

Полномочия Совета Республики могут быть досрочно прекращены в случае систематического или грубого нарушения Конституции Республики Беларусь или в связи с прекращением полномочий Палаты представителей

Решение о роспуске палат Национального собрания Республики Беларусь в случае систематического или грубого нарушения Конституции Республики Беларусь принимается Президентом на основании заключения Конституционного Суда Республики Беларусь. Решение о роспуске палат Национального собрания Республики Беларусь принимается Президентом не позднее чем в двухмесячный срок после официальных консультаций с председателем соответствующей палаты, если в течение этого срока не были устранены причины, явившиеся основанием для досрочного прекращения полномочий.

Палаты не могут быть распущены:

- в период чрезвычайного или военного положения;

- в последние шесть месяцев полномочий Президента;

- в период решения палатами вопроса о досрочном освобождении или смещении Президента с должности;

- в течение одного года со дня их первых заседаний.

20.6. Депутат Палаты представителей, член Совета Республики – полномочные представители народа
в органе государственной власти

Успешное осуществление Парламентом стоящих перед ним задач в немалой степени зависит от эффективной деятельности работающих в нем парламентариев, являющихся представителями государственной власти. Это значит, что в своей работе они должны, прежде всего, руководствоваться общегосударственными интересами, интересами всего народа. Вместе с тем в своей деятельности они учитывают запросы населения, экономические, культурные и иные особенности областей, района, города, от которых избраны или на территории которых находится избирательный округ.

Парламентарии Республики состоят из депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики. Их статус определяется Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» от 4 ноября 1998 г. (с изм. и доп.), иными актами законодательства Республики Беларусь, регламентами Палаты представителей и Совета Республики.

Срок полномочий депутата Палаты представителей, члена Совета Республики начинается со дня первого заседания вновь избранных Палаты представителей, Совета Республики и заканчивается в день открытия первого заседания Палаты представителей, Совета Республики нового созыва.

Депутат Палаты представителей осуществляет свои полномочия на профессиональной основе, а член Совета Республики – на профессиональной основе либо без отрыва от производственной или служебной деятельности.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики, осуществляющие полномочия на профессиональной основе, не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

20.7. Права депутата Палаты представителей,
члена Совета Республики

· Право законодательной инициативы. Депутат Палаты представителей обладает правом законодательной инициативы, которое реализуется посредством внесения в Палату представителей проектов законов и постановлений Палаты представителей и поправок к ним. Член Совета Республики правом законодательной инициативы не обладает;

· право на обращение к должностным лицам государственных органов, органов общественных объединений, к руководителям учреждений, организаций и предприятий независимо от форм собственности и подчинения, иным должностным лицам по вопросам, связанным с их парламентской деятельностью, и принимать участие в рассмотрении поставленных вопросов. На обращение депутата Палаты представителей, члена Совета Республики указанные лица обязаны дать ответ в устной или по их требованию в письменной форме безотлагательно, а при необходимости дополнительного изучения или проверки фактов – не позднее чем в месячный срок;

· право на первоочередной прием должностными лицами и доступ в учреждения, организации, на предприятия. Порядок доступа депутата Палаты представителей, члена Совета Республики в учреждения, организации, на предприятия или в их подразделения, посещение которых ограничено в соответствии с актами законодательства, устанавливается законодательством;

· право требовать устранения нарушения законности. В случае обнаружения нарушения законности депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе направить представление должностному лицу правоохранительных или контрольных органов, других государственных органов, общественных объединений, учреждений, организаций и предприятий. Должностные лица этих органов и учреждений принимают меры к устранению нарушения, а при необходимости – к привлечению виновных к ответственности с последующим информированием об этом депутата Палаты представителей, члена Совета Республики;

· право на участие в работе органов местного управления и самоуправления. Депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе участвовать с правом совещательного голоса в заседаниях органов местного управления и самоуправления;

· право на получение и распространение информации. Парламентарии обеспечиваются документами, принятыми палатами Национального собрания Республики Беларусь, а также другими информационными и справочными материалами. Депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики имеют преимущественное право выступать по вопросам своей деятельности в государственных средствах массовой информации. При этом материалы, представляемые парламентариями по поручению палаты, подлежат обязательному опубликованию и распространению через государственные средства массовой информации не позднее 7 дней после обращения. Редактирование представленных парламентариями материалов без их согласия не допускается;

· право принимать участие в проверках работы государственных органов, органов общественных объединений, учреждений, организаций и предприятий, проводимых органами государственного контроля;

· право иметь до двух помощников на постоянной платной основе и до трех, работающих на общественных началах, для более тесной связи с избирателями, населением, получения помощи в решении организационных, технических, консультационных и иных вопросов.

Права парламентариев на сессии палаты:

· право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым соответствующей палатой и органами, в состав которых избраны парламентарии;

· избирать и быть избранными Председателем палаты или его заместителем, в органы палат;

· вносить предложения по персональному составу создаваемых палатами органов;

· вносить с соответствующей мотивировкой вопрос об освобождении от должностей лиц, избранных, назначенных либо утвержденных соответствующей палатой Национального собрания Республики Беларусь;

· предлагать вопросы для рассмотрения палатами и их органами;

· участвовать в прениях, задавать вопросы, давать справки, доводить до сведения соответствующих палат свою точку зрения и точку зрения избирателей, населения.

20.8. Обязанности депутатов Палаты представителей,
членов Совета Республики

· Соблюдать в своей деятельности Конституцию Республики Беларусь, законы и другие нормативные акты, регламент соответствующей палаты;

· присутствовать на заседаниях и участвовать в работе соответствующей палаты Национального собрания Республики Беларусь. Депутату Палаты представителей, члену Совета Республики, которые не участвовали без уважительных причин в работе палаты, постоянных комиссий и иных органов, не выплачивается компенсация, заработная плата за время их отсутствия;

· парламентарий не должен ссылаться на свой статус или использовать его в случаях, не связанных с осуществлением своих полномочий. Недопустимо использовать преимущества, предоставленные ему статусом парламентария, в целях личной выгоды;

· член Парламента несет моральную ответственность за нарушение правил парламентской этики. Вопросы парламентской этики рассматриваются специальной комиссией, которая правомочна применять следующие меры воздействия: обязать члена Парламента принести извинения; объявить общественное порицание; информировать избирателей, орган, избравший или назначивший парламентария, о нарушении им правил парламентской этики; не выплатить вознаграждение за дни отсутствия без уважительных причин на заседаниях;

· депутат Палаты представителей обязан периодически, но не реже одного раза в год, отчитываться перед избирателями о своей работе, ходе выполнения предвыборной программы, работе Палаты представителей и органов, в состав которых он избран или входит по должности. Отчет депутата может быть проведен также по требованию не менее 300 избирателей.

20.9. Формы деятельности парламентариев в Республике Беларусь

· Участие соответственно в заседаниях Палаты представителей, Совета Республики;

· участие в совместных заседаниях Палаты представителей и Совета Республики;

· участие в работе постоянных комиссий и иных органов палат;

· участие в работе согласительных комиссий, создаваемых палатами в случае отклонения законопроекта Советом Республики;

· участие в работе межпарламентских органов и органов межгосударственных образований, в состав которых входит Республика Беларусь;

· участие в парламентских слушаниях;

· участие в проверках работы государственных органов, органов общественных объединений, учреждений, организаций и предприятий;

· запрос депутата Палаты представителей, члена Совета Республики.

Запрос – вносимое на сессии в письменной форме предложение дать официальное разъяснение или изложить позицию по интересующим вопросам, отнесенным к компетенции государственных органов или должностных лиц. Парламентарий вправе обратиться с запросом к Премьер-министру, членам Правительства, руководителям государственных органов, образуемых или избираемых Парламентом, по вопросам, входящим в компетенцию этих органов. Должностное лицо, к которому обращен запрос, обязано в течение двадцати сессионных дней дать ответ на запрос. Запрос, ответ на него и постановление, принятое палатой Парламента по результатам его рассмотрения, подлежат официальному опубликованию;

· вопросы депутата Палаты представителей, члена Совета Республики. В соответствии с ч. 2 ст. 103 Конституции Республики Беларусь во время сессий палат Парламента одно заседание в месяц резервируется для вопросов парламентариев и ответов Правительства;

· обращение депутата Палаты представителей, члена Совета Республики (о содержании обращения говорилось в предыдущем вопросе);

· участие в работе депутатских групп, объединений, ассоциаций и клубов;

· работа депутата Палаты представителей с избирателями, члена Совета Республики с населением административно-территориальной единицы.

В рамках реализации данной формы работы парламентарии:

- проводят собрания избирателей округа, населения административно-территориальной единицы;

- информируют избирателей и население, трудовые коллективы о своей работе в Парламенте во время встреч и через средства массовой информации;

- изучают общественное мнение и при необходимости вносят предложения в соответствующие органы;

- с правом совещательного голоса вправе участвовать в работе территориальных органов местного управления и самоуправления;

- отчитываются о своей работе, выполнении предвыборной программы, работе палаты Парламента и ее органов.

20.10. Основные гарантии деятельности депутата
Палаты представителей, члена Совета Республики

Гарантии их деятельности предусмотрены главой 4 Закона Республики Беларусь «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь»:

- обеспечение условий для осуществления своих полномочий – предоставление библиотечных фондов, копировально-множительной техники, электронно-вычислительной техники и т. д.;

- предоставление парламентариям помещения, оборудованного мебелью, средствами связи и оргтехникой, необходимых им для ведения приема граждан, рассмотрения их обращений и осуществления иной деятельности;

- парламентарии, работающие на профессиональной основе, получают ежемесячное денежное вознаграждение в размере заработной платы министра. Заработная плата председателей палат Парламента и их заместителей устанавливается согласно действующему законодательству. Члену Совета Республики, не работающему на профессиональной основе, выплачивается доплата к заработной плате в размере разницы между средним заработком по основному месту работы и денежным вознаграждением члена Совета Республики, работающего на профессиональной основе;

- предоставление парламентариям, работающим на профессиональной основе, служебного помещения в здании соответствующей палаты, оборудованное мебелью, оргтехникой, средствами связи;

- предоставление жилого помещения не имеющим в г. Минске жилой площади или стоящим на учете для улучшения жилищных условий, по их заявлению в течение 6 месяцев со дня начала работы на профессиональной основе предоставляется служебное жилое помещение для проживания с членами семей. На период до получения жилой площади предоставляется двухместный гостиничный номер либо возмещаются расходы по найму жилого помещения;

- право на внеочередную установку квартирного телефона;

- предоставление санаторно-курортного и бытового обеспечения на условиях, установленных для министра Республики Беларусь;

- пенсионное обеспечение на условиях и в порядке, установленных для выхода в отставку (на пенсию) министра Республики Беларусь;

- право на внеочередное поселение в гостинице;

- пользоваться воздушным, железнодорожным, автомобильным, водным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта (за исключением такси) за счет средств, выделяемых на финансирование Национального собрания Республики Беларусь;

- освобождение на срок полномочий от призыва на военную службу и военные сборы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: