Структура Совета Министров

Структура Правительства утверждена Указам Президента № 289 от 5 мая 2006 г. (в ред. Указа № 23 от 12.01.2007).

В систему республиканских органов государственного управления, подчиненных Правительству, входят 24 министерства, 7 государственных комитетов и 8 госорганизаций, подчиненных Совету Министров (концерн «Белпищепром», концерн «Белнефтехим», концерн «Беллегпром», концерн «Белбиофарм» и др.).

Министерство, государственный комитет – республиканские органы государственного управления (функциональные или отраслевые), проводящие государственную политику, осуществляющие регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) и координирующие деятельность в этой отрасли (сфере) других республиканских органов государственного управления Республики Беларусь.

Председатели государственных комитетов по статусу являются министрами.

Министерства, государственные комитеты Республики Беларусь образуются Президентом Республики Беларусь и строят свою работу в соответствии с положениями о них.

Положения о министерствах внутренних дел, обороны, по чрезвычайным ситуациям, Комитете государственной безопасности, Государственном комитете пограничных войск, Государственном таможенном комитете, Государственном военно-промышленном комитете утверждаются Президентом Республики Беларусь; положения об иных министерствах, Государственном комитете по имуществу, Государственном комитете по науке и технологиям, Государственном комитете по стандартизации – Советом Министров Республики Беларусь.

Министерства, государственные комитеты по отдельным вопросам деятельности, предусмотренным законодательными актами Республики Беларусь, могут подчиняться исключительно Президенту Республики Беларусь.

В структуре министерств, государственных комитетов по решению Президента Республики Беларусь создаются департаменты, которые являются их структурными подразделениями, обладают правами юридического лица и осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и др.) функции в определенных сферах ведения, отнесенных к компетенции соответствующего министерства или государственного комитета. Положения о департаментах утверждаются министерствами, государственными комитетами, в структуру которых они входят, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь.

В республиканских органах государственного управления, подчиненных Совету Министров, создаются коллегии, в состав которых входят руководители республиканских органов государственного управления, их заместители, а также другие руководящие работники этих органов. В состав коллегий могут включаться работники подчиненных соответствующим республиканским органам государственного управления организаций. Коллегии рассматривают основные вопросы развития соответствующих отраслей (сфер деятельности), обсуждают другие вопросы деятельности республиканских органов государственного управления, подчиненных им организаций. Решения коллегий проводятся в жизньпостановлениями и приказами республиканских органов государственного управления.

В случае возникновения разногласий между руководителем республиканского органа государственного управления и членами коллегии при обсуждении вопросов и принятии решений руководитель республиканского органа государственного управления проводит в жизнь свое решение и сообщает об этом в Совет Министров, а члены коллегии имеют право информировать Совет Министров о своей позиции.

21.2. Компетенция Совета Министров Республики Беларусь и республиканских органов государственного управления,
подчиненных Совету Министров

В соответствии со ст. 107 Конституции Республики Беларусь Совет Министров:

- руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;

- разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;

- разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении;

- обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда;

- обеспечивает исполнение Конституции, законов, декретов, указов и распоряжений Президента;

- отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления;

- осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента.

В соответствии со ст. 25 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь» Правительство осуществляет соответствующие"соответствии со ст.14 Закон о Совете Министоров в Республике Беларусьнция Совета Министров, Премьер-министр, члены Совета Мини функции по руководству подчиненными ему республиканскими органами государственного управления. В частности, Совет Министров:

- принимает меры по обеспечению реализации республиканскими органами государственного управления предоставленных им прав и полномочий в целях выполнения возложенных на них задач и осуществления своих функций ; утверждает положения о республиканских органах государственного управления, подчиненных Совету Министров, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь;

- утверждает состав коллегий республиканских органов государственного управления, если иное не предусмотрено актами Президента Республики Беларусь;

- при необходимости передает решение отдельных входящих в его компетенцию вопросов государственного управления республиканским органам государственного управления, за исключением вопросов, решение которых относится к исключительной компетенции Совета Министров, либо принимает к решению вопросы, входящие в компетенцию республиканских органов государственного управления, за исключением случаев, когда компетенция указанных органов определена Президентом Республики Беларусь;

- отменяет правовые акты республиканских органов государственного управления, если они противоречат Конституции, законам, актам Президента Республики Беларусь, постановлениям Совета Министров, распоряжениям Премьер-министра, за исключением решений, которые могут быть отменены только Президентом Республики Беларусь;

- налагает в установленном порядке на руководителей республиканских органов государственного управления, подчиненных Совету Министров, их заместителей а также на руководителей департаментов республиканских органов государственного управления дисциплинарные взыскания, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Закон «О Совете Министров Республики Беларусь» определяет также вопросы руководства Советом Министров местными исполнительными и распорядительными органами. Так, Совет Министров:

- руководит деятельностью местных исполнительных и распорядительных органов;

- организует контроль за исполнением местными исполнительными и распорядительными органами Конституции, законов, актов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров, распоряжений Премьер-министра;

- создает условия для подготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов;

- регулирует вопросы взаимодействия между местными исполнительными и распорядительными органами и республиканскими органами государственного управления, определяет порядок и степень их участия в выполнении государственных, межотраслевых и региональных программ, мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; передает при необходимости свои отдельные полномочия местным исполнительным и распорядительным органам;

- передает при необходимости свои отдельные полномочия местным исполнительным и распорядительным органам.

21.3. Полномочия Премьер-министра, заместителей Премьер-министра, других членов Совета Министров

Премьер-министр Республики Беларусь:

- осуществляет непосредственное руководство деятельностью Правительства Республики Беларусь и несет персональную ответственность за его работу;

- организует работу Совета Министров, руководит его заседаниями;

- подписывает постановления Совета Министров;

- издает распоряжения;

- информирует Президента Республики Беларусь об основных направлениях деятельности Правительства и о всех важнейших его решениях;

- в двухмесячный срок после своего назначения представляет Палате представителей Программу деятельности Совета Министров;

- распределяет обязанности между заместителями Премьер-министра, координирует их деятельность;

- представляет без дополнительных полномочий Правительство Республики Беларусь в международных сношениях, проводит переговоры и подписывает международные договоры;

- осуществляет полномочия Президента Республики Беларусь в случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией Республики Беларусь, до принесения присяги вновь избранным Президентом Республики Беларусь.

Заместители Премьер-министра Республики Беларусь:

- осуществляют координацию деятельности республиканских органов государственного управления, подчиненных Совету Министров, контроль за работой этих органов и дают им указания по обеспечению исполнения Конституции, законов, актов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров, распоряжений Премьер-министра и по иным вопросам их деятельности;

- предварительно рассматривают предложения и проекты документов, внесенные в Совет Министров;

- несут ответственность за состояние дел в управляемых ими отраслях экономики и сферах деятельности;

- исполняют иные обязанности в соответствии с распределением функций.

В случае отсутствия Премьер-министра Республики Беларусь его обязанности исполняет Первый заместитель Премьер-министра, а при отсутствии последнего – Заместитель Премьер-министра, в ведении которого находятся вопросы экономики.

Другие члены Совета Министров Республики Беларусь:

- несут ответственность за состояние дел в порученной им сфере деятельности;

- принимают участие в рассмотрении вопросов на заседаниях Совета Министров;

- имеют право вносить в Совет Министров предложения о рассмотрении вопросов, входящих в его компетенцию;

- инициируют разработку законов, актов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров, распоряжений Премьер-министра.

Правовой статус министров, руководителей иных республиканских органов государственного управления, подчиненных Совету Министров, определяется Президентом Республики Беларусь.

21.4. Отношения Совета Министров Республики Беларусь
с Национальным Собранием Республики Беларусь
и местными Советами депутатов

Отношения Совета Министров с Национальным собранием

Совет Министров обладает правом законодательной инициативы. По поручению Президента Республики Беларусь, по собственной инициативе Совет Министров организует разработку проектов законов Республики Беларусь.

Премьер-министр в двухмесячный срок после назначения его на должность представляет Национальному собранию программу деятельности Правительства, а в случае ее отклонения – повторную программу деятельности Правительства в течение двух месяцев.

Премьер-министр может поставить перед Палатой представителей Национального собрания вопрос о доверии Правительству по представленной программе или по конкретному поводу. Если Палата представителей в таком доверии отказывает, Президент Республики Беларусь вправе в десятидневный срок принять решение об отставке Правительства или о роспуске Палаты представителей и назначении новых выборов. При отклонении отставки Правительство продолжает осуществлять свои полномочия.

По поручению Президента Республики Беларусь Правительство вправе вносить предложения в Палату представителей и Совет Республики Национального собрания об объявлении рассмотрения проекта закона срочным.

С согласия Президента Республики Беларусь Правительство вправе требовать от Палаты представителей и Совета Республики принятия на своих заседаниях решения путем голосования в целом за весь внесенный Правительством проект или часть его с сохранением лишь тех поправок, которые предложены или приняты Президентом либо Правительством.

Совет Министров по поручению Президента Республики Беларусь может требовать принятия Палатой представителей окончательного решения, если согласительной комиссией, созданной вследствие отклонения Советом Республики законопроекта не принят согласованный текст законопроекта.

Совет Министров в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь, представляет в палаты Национального собрания и их органы по их требованию, а также по собственной инициативе документы и материалы, связанные с деятельностью Правительства.

Премьер-министр и другие члены Совета Министров имеют право принимать участие в заседаниях Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания и их органов, выступать на этих заседаниях вне очереди, а также обязаны отвечать на специальных заседаниях палат Национального собрания на вопросы соответственно депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики, а также в установленном порядке – на их запросы.

Отношения Совета Министров Республики Беларусь
с местными Советами депутатов

Совет Министров в целях учета интересов Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц в соответствии с действующим законодательством определяет вместе с местными Советами депутатов степень и порядок их участия в выполнении общегосударственных программ, совместных проектов, рассматривает предложения этих Советов.

21.5.Организация и порядок деятельности Совета Министров
Республики Беларусь. Отставка Правительства

Заседания Совета Министров проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Заседание считается правомочным, если в нем принимает участие не менее половины членов Правительства Республики Беларусь.

Заседания Совета Министров проходят под председательством Премьер-министра. При отсутствии Премьер-министра заседания проводит Первый заместитель Премьер-министра, а при отсутствии последнего – Заместитель Премьер-министра, в ведении которого находятся вопросы экономики.

Президент Республики Беларусь имеет право председательствовать на заседаниях Совета Министров Республики Беларусь.

Решения Совета Министров принимаются большинством голосов членов Правительства Республики Беларусь, присутствующих на заседании. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий.

На заседаниях Совета Министров решаются наиболее важные вопросы, отнесенные к компетенции Правительства.

Для оперативного решения вопросов, входящих в компетенцию Совета Министров, в качестве постоянного его органа действует Президиум Совета Министров Республики Беларусь в составе Премьер-министра, его заместителей, Главы Администрации Президента Республики Беларусь, Председателей Комитета государственного контроля, Правления Национального банка, министров экономики, финансов, иностранных дел.

Заседания Президиума Совета Министров проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц под председательством Премьер-министра, а при его отсутствии – под председательством Первого заместителя Премьер-министра. В случае отсутствия Первого заместителя Премьер-министра заседания Президиума Совета Министров проводятся под председательством Заместителя Премьер-министра, в ведении которого находятся вопросы экономики.

Заседание Президиума Совета Министров считается правомочным, если на нем присутствует более половины общей численности членов Президиума. Решения Президиума Совета Министров принимаются большинством голосов от общей численности его членов, оформляются в виде постановлений Совета Министров и должны соответствовать актам, принятым на заседаниях Совета Министров. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий.

По отдельным неотложным вопросам или вопросам, не требующим обсуждения, постановления Совета Министров могут приниматься путем опроса членов Президиума Совета Министров (без рассмотрения на заседаниях).

Акты Совета Министров, Премьер-министра, заместителей
Премьер-министра Республики Беларусь, министерств,
государственных комитетов

Совет Министров на основании и в целях исполнения Конституции Республики Беларусь, законов, актов Президента Республики Беларусь принимает постановления и контролирует их исполнение. Постановления Совета Министров вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в них не установлен иной строк.

Постановления Совета Министров могут быть отменены Указом Президента Республики Беларусь.

Распоряжения Премьер-министра издаются по вопросам, входящим в компетенцию Премьер-министра, а также при наличии поручения Правительства по входящим в компетенцию, но не относящимся к конституционным полномочиям Совета Министров вопросам, если регулирование их не требует принятия решений, носящих нормативный характер.

Решения по отдельным вопросам могут оформляться в виде протоколов заседаний (совещаний) у Премьер-министра и его заместителей, а также их указаний и поручений,являющихся обязательными для исполнения должностными лицами Аппарата Совета Министров, республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров.

Нормативные акты министерств, иных республиканских органов государственного управления принимаются (издаются) в форме постановлений и приказов.

Принимаемые (издаваемые) министерствами, иными республиканскими органами государственного управления иные нормативные акты (инструкции, положения, уставы, правила) утверждаются постановлениями или приказами.

Срок полномочий Совета Министров и его отставка

Совет Министров действует на протяжении срока полномочий Президента Республики Беларусь.

Конституция Республики Беларусь предусматривает ответственность Правительства за свою деятельность. Необходимо различать: политическую ответственность Правительства и его членов (т. е. ответственность за политику, результаты деятельности) и юридическую ответственность членов Правительства за правонарушения.

С точки зрения конституционного права нас интересует политическая ответственность Правительства и его членов. Политическая ответственность наступает перед Парламентом, либо Главой государства (в зависимости от формы правления).

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст. 106), «Правительство в своей деятельности, подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь».

Результатом политической ответственности Правительства является его отставка, которая реализуется преимущественно посредством двух процедур: вотума недоверия и отказа в доверии Правительству.

Вотум недоверия – результат парламентской инициативы. Он выражается Правительству, например, за серьезные упущения в работе; неспособность исправить положение, найти выход в создавшейся ситуации; за неправильное проведение внешнеполитической линии и т. д.

Отказ в доверии – имеет место в случае, когда Правительство само поставило вопрос о доверии по представленной программе или в связи с каким-либо актом, принятия которого оно добивается от Парламента. Это довольно эффективный способ давления на Парламент, который может использовать Правительство. Отказ в доверии Правительству может повлечь роспуск Палаты представителей или даже Парламента в целом.

Конституция Республики Беларусь предусматривает еще три случая возможной отставки Правительства:

· Совет Министров слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь и принимает постановление Совета Министров о сложении полномочий;

· Президент Республики Беларусь вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства и освободить от должности любого члена Правительства Республики Беларусь;

· Совет Министров в полном составе, Премьер-министр, каждый член Правительства отдельно имеют право заявить Президенту Республики Беларусь о своей отставке, если сочтут невозможным исполнять возложенные на них обязанности.

Отставка Премьер-министра не влечет за собой сложения полномочий Советом Министров в полном составе.

В случае отставки Совет Министров по поручению Президента Республики Беларусь продолжает осуществлять свои полномочия до сформирования нового Правительства Республики Беларусь.

Контрольные вопросы

1. Каким образом формируется Совет Министров?

2. Какие функции возложены на Аппарат Совета Министров?

3. Какой компетенцией обладает Совет Министров?

4. Какими полномочиями наделен Премьер-министр?

5. Какие акты издает Совет Министров и Премьер-министр?

6. В каких случаях возможна отставка Правительства?

Тема 22. Судебная власть в Республике Беларусь

Основные понятия: судебная власть; общие суды; хозяйственные суды; Конституционный Суд; принципы правосудия; акты Конституционного суда; кандидат на должность судьи; статус судьи; дисциплинарная ответственность судей; народные заседатели; органы судебного сообщества.

22.1. Социальные функции, задачи и принципы судебной власти

В соответствии со ст. 109 Конституции, судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам. Наряду с Конституцией правовой статус судебной власти определяется Кодексом Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь», иными нормативными актами.

Социальная роль судебной власти состоит в том, чтобы обеспечить господство права, в том числе и по отношению к государству. Деятельность судов по осуществлению своей юрисдикции, т. е. по разрешению правовых споров, именуется правосудием.

Судебную систему Республики Беларусь составляют:

- Конституционный Суд Республики Беларусь;

- суды общей юрисдикции.

Конституционный Суд Республики Беларусь призван обеспечивать верховенство Конституции Республики Беларусь и ее непосредственное действие, соответствие нормативных правовых актов государственных органов Конституции, утверждение законности в нормотворчестве и правоприменении, решение других вопросов, предусмотренных Конституцией и иными законодательными актами.

Суды общей юрисдикции в Республике Беларусь призваны защищать гарантированные Конституцией и иными актами законодательства права и свободы граждан, конституционный строй Республики Беларусь, государственные и общественные интересы, права организаций, индивидуальных предпринимателей, способствовать укреплению законности и предупреждению правонарушений.

Принципы правосудия

Принципы правосудия –основополагающие положения, требования, в соответствии с которыми строится работа судебных органов. В качестве таковых выступают:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: