О Левкиппе (500—440 гг. до н. э.) мы имеем очень скудные сведения. Местом его рождения являются или Элей, или Милет. Известно, что Левкипп был современником элейских мыслителей — Парменида и Зенона, натурфилософов Эмпедокла и Анаксагора и учителем Демокрита. Левкиппу приписывали сочинения «Великий диакосмос» и «Об уме», отнесенные впоследствии в корпус сочинений Демокрита. Считается, что, следуя материалистической традиции милетцев, Левкипп, хорошо знакомый с идеями элеатов, создал, однако, собственное учение, согласно которому в основе всего сущего лежат атомы — мельчайшие, далее неделимые частицы вещества, и пустота — место, в котором и благодаря которому движутся атомы, то соединяясь, то разъединяясь между собой. Симпликий считает, что Левкипп, в отличие от единого неподвижного первоначала элеатов, признал «бесконечное число всегда движущихся элементов и бесконечное множество форм их вследствие того, что этому числу нет никаких оснований быть скорее таким-то, чем иным, и так как он усматривал в сущем непрерывное возникновение и изменение». Единственный, признаваемый подлинным фрагмент из сочинения «Об уме», сообщаемый нам Аэцием, гласит: «Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости». Таким образом, помимо основных положений атомистической доктрины Левкипп сформулировал в общем виде принцип детерминизма в классическом смысле, т. е. принцип причинной обусловленности всего сущего, являющийся теоретическим фундаментом как самой атомистической доктрины, так и всякого научно-теоретического мышления.
|
|
Все сведения о жизни и произведениях Левкиппа носят большей частью предположительный характер, так что в исследовательской литературе был в свое время сформулирован «Левкиппов вопрос», ставящий под сомнение историческую достоверность как самого философа, так и приписываемого ему учения. В конце XIX в. этот вопрос был вновь поднят Эрнстом Роде, скептическую позицию которого поддержали Наторп, П. Таннери и В. Нестле. В противоположность им ряд крупных историков — Г. Дильс, Э. Целлер Т. Гомперц и А. О. Маковельский — выступили с обоснованием достоверности личности Левкиппа и приписываемого ему учения. На наш взгляд, их позиция заслуживает большего доверия, поскольку она хорошо согласуется с достаточно надежными историческими свидетельствами, в том числе свидетельствами таких серьезных авторов, как Аристотель, Симпликий, Аэций и др. Что же касается скептической позиции Наторпа, Таннери и Нестле, то она — один из частных результатов общей гиперкритической волны XIX столетия, набегавшей то поочередно, то одновременно не только на Левкиппа, но и на Гомера, Пифагора, на ряд произведений, приписываемых древней традицией Платону, и даже на Аристотеля, которого обвиняли в неадекватном воспроизведении существа учений предшествовавших ему древнегреческих мыслителей.
|
|
Хотя личность Левкиппа полулегендарна, сейчас среди историков философии утвердилось более или менее общее мнение, что такой философ должен был существовать реально. Он переселился из Милета в Элею, а потом в Абдеры, где с ним и встретился Демокрит. Левкипп и был, как полагают, греческим учителем Демокрита. Идея атомизма родилась в его уме; он передал ее Демокриту, который сам уже был готов философски воспринять эту идею. Итак, через Левкиппа - а быть может, не только через него - Демокрит познакомился с философией милетской школы и элеатов. Предполагают, что он слушал еще одного видного греческого философа - Анаксагора. Свидетельства подтверждают и то, что Демокрит был хорошо знаком с философией софистов, даже вел полемику с ее создателями.