1. Проанализируйте ситуации и определите, развитие какого компонента учебной деятельности стимулирует педагог:
- «После выполнения учащимися 3-го класса самостоятельной работы учитель предложил им поменяться тетрадями и проверить работу своего соседа по парте».
- «Учитель предложил учащимся прочитать математическую задачу и изменить вопрос задачи таким образом, чтобы она решалась в три действия».
- «Для проведения обобщающего урока в 1-м классе учитель выбрал форму сюжетной игры».
Предложите свои ситуации, которые были бы направлены на развитие разных компонентов учебной деятельности.
2. Подберите методики, направленные на диагностику уровня развития у детей младшего школьного возраста различных компонентов учебной деятельности.
3. Составьте план и содержание тренинга мотивации достижения в учебной деятельности школьников, а также тренинга внутренней мотивации учения.
4. Предложите примерную программу обучения младших школьников (3 класс), подростков (7 класс) и старшеклассников (10 класс) самостоятельной работе. Проведите сравнительный анализ собственных программ с программой обучения самостоятельной работе, предложенной И.А. Зимней.
5. Разработайте критерии умения учиться и подберите методы их диагностики для старших школьников.
6. Проследите возрастную динамику изменения учебных мотивов и определите (найдите в литературе) эффективные приемы мотивации для каждого возраста.
7. Проведите анализ деятельности какого-либо учителя (конкретного) с точки зрения формирования у школьников учебной мотивации.
8. Проведите психологический анализ эффективности существующих способов оценивания результатов учебной деятельности школьников. Придумайте новые способы оценки, свободные от недостатков существующих.
Темы докладов и рефератов
1. Как сделать учение интересным: к проблеме мотивации учебной деятельности школьников.
2. Личностные особенности популярных и непопулярных школьников.
3. «Индивидуальный подход»: возможен ли он в современной школе?
4. Психологическое значение школьных ошибок.
Темы для презентаций
1. Одаренные дети: преимущества и психологические проблемы.
2. Неуспевающие школьники: что делать?
3. «Ода» шпаргалке, или как ее использовать учителю и ученику.
4. Школьная отметка: друг или враг?
5. Приемы повышения мотивации в системе вузовского обучения.
Литература
1. Амонашвили, Ш.А. Воспитательные функции школьных оценок / Ш.А. Амонашвили. – М., 2006.
2. Бабаева, Ю.Д. Одаренный ребенок за компьютером / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский. – М., 2003.
3. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. – М., 2001.
4. Бурова, А.В. Мотивация учения / А.В.Бурова. – Волгоград, 2006.
5. Валлон, А. Психическое развитие ребенка / А.Валлон. – СПб., 2001.
6. Волочков, А.А. Учебная активность: понятие, структура, измерение / А.А. Волочков // Образование и наука. Известия Уральского научно-образовательного центра РАО. – 2002. – № 4(6). – С. 97 – 114.
7. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка / П.Я. Гальперин // Педагогическая психология: хрестоматия; сост. В.Н. Карандашев, Н.В. Носов, О.Н. Щепелина. – СПб., 2006. – С. 39 – 45.
8. Гордеева, Т.О. Психология мотивации достижения / Т.О. Гордеева. – М., 2006.
9. Давыдов, В.В. Формирование учебной деятельности школьника / В.В. Давыдов, Й. Помшер, А.К. Маркова. – М., 2002.
10. Ильясов, И.И. Структура процесса учения / И.И. Ильясов. – М., 2006.
11. Ландау, Э. Одаренность требует мужества. Психологическое сопровождение одаренного ребенка / Э. Ландау. – М., 2002.
12. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность школьников / Н.С. Лейтес. – М., 2000.
13. Лейтес, Н.С. Способности и одаренность в детские годы / Н.С. Лейтес // Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: хрестоматия: учеб. пособие для студентов пед. вузов; сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М., 2001. – С. 284 – 289.
14. Мурачковский, П.И. Как предупредить неуспеваемость школьников / П.И. Мурачковский. – М., 2007.
15. Некрасова, Ю.Б. Лечение творчеством / Ю.Б. Некрасова; под ред. Н.Л. Карповой. – М., 2006.
16. Польской, А. Как улучшить свою память / А. Польской. – Минск, 2000.
17. Фокина, Е.А. Одаренные дети в коллективе сверстников / Е.А. Фокина // Одаренный ребенок. – 2002. – № 2.
18. Фридман, Л.М. Мотивация учения / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина // Педагогическая психология: Хрестоматия; сост. В.Н. Карандашев, Н.В. Носов, О.Н. Щепелина. – СПб., 2006. – С. 62 – 66.
19. Шаталов, В.Н. Куда и как исчезли тройки / В.Н. Щаталов. – М., 2009.
20. Юркевич, В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность / В.С. Юркевич // Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: хрестоматия: учеб. пособие для студентов пед. вузов; сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М., 2001. – С. 289 – 296.
21. Яшина, В.И. Обогащение мотивов речевой деятельности старших дошкольников в процессе обучения / В.И. Яшина, А.В. Колосовская. – М., 2004.
22. Bookap
23. www.maikonline.com/maik/showCatalogs
24. http://www.psychology.ru