Модуль 3. Психология воспитания

Тема 6. Психологические механизмы воспитания.

Вопросы для обсуждения

1. Междисциплинарный подход к воспитанию. Педагогические закономерности и принципы воспитания.

2. Психологические механизмы формирования личности. Возрастные особенности подражания.

3. Взаимосвязь обучения и воспитания.

4. Психологические механизмы воспитания.

5. Психологические закономерности реализации процесса воспитания.

6. Закономерности формирования мотивационно-потребностной сферы ребенка.

7. Особенности организации самовоспитания.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем состоит принципиальное отличие современного подхода к воспита­нию от существовавшего ранее?

2. В чем состоят основные цели и механизмы воспитания?

3. Являются ли кризисы неизбежной составляющей развития личности?

4. Каковы основные теории воспитания. В чем состоят их сходства и различия?

5. Как проследить взаимосвязь обучения и воспитания?

6. Какова взаимосвязь личностного роста с самооценкой?

Практические задания

1. Соотнесите понятия: «личностное влияние», «воздействие», «взаимодействие», «межличностные отношения», покажите их проявление на конкретном уроке.

2. Выберите один из собственных недостатков и составьте программу по его устранению.

3. Дайте психологический анализ высказывания Я. Корчака: «Я хочу, чтобы поняли: никакая книга, никакой врач не заменят соб­ственной зоркой мысли и внимательного наблюдения... Велеть кому-нибудь дать тебе готовые мысли о воспитании – это все равно, что поручить чужой женщине, родить твое дитя. Есть мысли, которые рождаются в муках, и они-то самые ценные».

4. Дайте психологический анализ высказывания: «Плох тот воспи­татель, который не помнит своего детства» (М. Эбнер-Эшенбах).

5. Проведите анализ ситуации: «Наблюдая за особенностями взаимоотношений в шестом классе, школьный психолог заметил, что один из мальчиков старается, как можно больше времени проводить с девочками, в поведении про­являет особенности, присущие им. Много внимания маль­чик уделяет своему внешнему виду. Игры, в которые предпочитает играть, также больше предназначены для девочек». Назовите возможные причины развития мальчика по «женскому» варианту.

6. Разработайте сценарий проведения занятия, направленного на оказание помощи старшеклассникам в выборе профессии, исполь­зуя для этого психологическое тестирование, информирование и активные методы обучения (ролевую игру, дискуссию, элементы социально-психологического тренинга).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: