Тема 6. Психологические механизмы воспитания.
Вопросы для обсуждения
1. Междисциплинарный подход к воспитанию. Педагогические закономерности и принципы воспитания.
2. Психологические механизмы формирования личности. Возрастные особенности подражания.
3. Взаимосвязь обучения и воспитания.
4. Психологические механизмы воспитания.
5. Психологические закономерности реализации процесса воспитания.
6. Закономерности формирования мотивационно-потребностной сферы ребенка.
7. Особенности организации самовоспитания.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. В чем состоит принципиальное отличие современного подхода к воспитанию от существовавшего ранее?
2. В чем состоят основные цели и механизмы воспитания?
3. Являются ли кризисы неизбежной составляющей развития личности?
4. Каковы основные теории воспитания. В чем состоят их сходства и различия?
5. Как проследить взаимосвязь обучения и воспитания?
6. Какова взаимосвязь личностного роста с самооценкой?
Практические задания
|
|
1. Соотнесите понятия: «личностное влияние», «воздействие», «взаимодействие», «межличностные отношения», покажите их проявление на конкретном уроке.
2. Выберите один из собственных недостатков и составьте программу по его устранению.
3. Дайте психологический анализ высказывания Я. Корчака: «Я хочу, чтобы поняли: никакая книга, никакой врач не заменят собственной зоркой мысли и внимательного наблюдения... Велеть кому-нибудь дать тебе готовые мысли о воспитании – это все равно, что поручить чужой женщине, родить твое дитя. Есть мысли, которые рождаются в муках, и они-то самые ценные».
4. Дайте психологический анализ высказывания: «Плох тот воспитатель, который не помнит своего детства» (М. Эбнер-Эшенбах).
5. Проведите анализ ситуации: «Наблюдая за особенностями взаимоотношений в шестом классе, школьный психолог заметил, что один из мальчиков старается, как можно больше времени проводить с девочками, в поведении проявляет особенности, присущие им. Много внимания мальчик уделяет своему внешнему виду. Игры, в которые предпочитает играть, также больше предназначены для девочек». Назовите возможные причины развития мальчика по «женскому» варианту.
6. Разработайте сценарий проведения занятия, направленного на оказание помощи старшеклассникам в выборе профессии, используя для этого психологическое тестирование, информирование и активные методы обучения (ролевую игру, дискуссию, элементы социально-психологического тренинга).