Концепция мира и человека в русской литературе XIX века

А.А. Бестужев-Марлинский. «Вечер на бивуаке». Средства раскрытия характеров и развитие конфликта в произведении. Романтический характер в новелле. Изобразительно-выразительные средства и художественная деталь в произведении.

О.М. Сомов. «Русалка». Фантастика в новелле. Особенности раскрытия мира человеческой души. Портрет в новелле. Средства создания характеров носителей зла.

Читательская лаборатория: «Как научиться характеризовать колорит в литературном произведении».

А.С. Пушкин. «Цыганы». Поэма как лиро-эпический жанр. Образ старого цыгана. Характер Алеко. Поэтические средства создания характеров. Пейзаж в поэме. Художественное мастерство поэта. Раскрытие в основном конфликте поэмы понятия человеческой свободы.

А.С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке». Сравнение с «Легендой об арабском астрологе» В. Ирвинга.Трагизм образа Дадона. Художественная деталь в сказке. Проблема ответственности человека за судьбы окружающего мира.

А.С. Пушкин. «Повести Белкина» («Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»). Понятие новеллистического цикла и особенности его организации. Система повествования и образы повествователей в «Повестях Белкина». Идейное и композиционное значение образа Белкина. Тематика и проблематика цикла. Особенности пушкинской прозы.

«Выстрел». Своеобразие художественного мира новеллы. Особенности конфликта. Тема офицерской чести. Характер Сильвио и способы создания его образа. Смысл названия новеллы и её место в композиции цикла.

«Барышня-крестьянка». Женский характер в русской литературе XIX в. Тема любви в новелле. Изображение помещичьего и крестьянского быта. Мастерство А.С. Пушкина в изображении национального характера. Смысл названия новеллы и её место в композиции цикла.

Читательская лаборатория: «Как научиться анализировать эпизод художественного произведения».

М.Ю. Лермонтов «Дума», «Родина». Образ лирического героя и его мировосприятие.

Н.В. Гоголь. «Портрет». Особенности композиции. Олицетворение зла в повести. Вопрос о назначении искусства. Характер художника в литературе. Проблема ответственности человека за судьбы мира.

С.Т. Аксаков. «Очерк зимнего дня». Особенности восприятия мира и человека в жанре очерка. Образ повествователя.

Н.А. Некрасов. «Школьник». Лирический характер повествователя. Образ школьника. Поэтическое мастерство автора. «Размышления у парадного подъезда». Восприятие социального контраста лирическим героем. Обличительное звучание произведения. Особенности жанра.

И.С. Тургенев. «Бежин луг». Роль пейзажа в создании эмоционального отношения к повествованию. Человек и природа в новелле. Характер ребёнка в литературе. Изображение детского характера в новелле.

Читательская лаборатория: «Как научиться различать типическое и индивидуальное в характере».

Н.С. Лесков. «Левша». Образ повествователя и своеобразие сказовой формы произведения. Идейное звучание концовки. Особенности изображения национального характера в новелле.

Читательская лаборатория: «Как научиться определять национальные черты литературного характера».

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пискарь». Сатирическое изображение персонажей. Объекты сатиры в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Современное звучание произведений писателя.

Л.Н. Толстой. «После бала». Значение «рамочной» композиции новеллы. Антитеза в новелле. Роль художественных деталей в раскрытии характеров. Мастерство Л.Н. Толстого-психолога. Понятие о «диалектике души». Этическое звучание новеллы.

Читательская лаборатория: «Как научиться понимать внутренний мир литературного характера».

Ф.М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке». Особенности жанра произведения. Соотношение художественного вымысла и реальности при изображении характера героя. Гуманизм Ф.М. Достоевского.

В мастерской художника слова. Портрет в произведении.

А.П. Чехов. «Хамелеон», «Каникулярные работы институтки Наденьки N». Комический характер в новеллах. Художественные средства создания характеров. Понятие о юморе. Юмористическое и сатирическое в произведениях А.П. Чехова.

Читательская лаборатория: «Как научиться понимать характер персонажа по его речи».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: