Психическое здоровье и факторы риска в детском возрасте

В дошкольном возрасте факторами риска названы следующие особенности поведения ребенка:

-выраженная психомоторная расторможенность, трудности выработки тормозных реакций и запретов, соответствующих возрас­ту; трудности организации поведения даже в игровых ситуациях;

- склонность ребенка к «космической» лжи - приукрашиванию ситуации, в которой он находится, а также к примитивным вы­мыслам, которые он использует как средство выхода из затрудни­тельного положения или конфликта; ребенок очень внушаем к неправильным формам поведения, «все дурное к нему так и лип­нет», он имитирует отклонения в поведении сверстников, более старших детей и взрослых;

- инфантильные эмоциональные проявления с двигательными разрядками, громким настойчивым плачем и криком;

-импульсивность поведения, эмоциональная заражаемость, вспыльчивость, которая обусловливает ссоры и драки даже по незначительному поводу;

- прямое неподчинение и негативизм с озлобленностью, агрес­сией в ответ на наказания, замечания, запреты, побеги как реак­ции ответного протеста и др.

В младшем школьном возрасте факторами риска являются сле­дующие особенности поведения:

- сочетание низкой познавательной активности и личностной незрелости, которые противоречат нарастающим требованиям к социальной роли школьника;

- неуменьшающаяся моторная бестормозность, которая соче­тается с эйфорическим настроением;

— повышенная сенсорная жажда в виде стремления к острым ощущениям и бездумным впечатлениям;

- акцентуация компонентов влечений: интерес к ситуациям, включающим агрессию, жестокость;

-наличие немотивированных колебаний настроения, кон­фликтности, взрывчатости, драчливости в ответ на незначитель­ные требования либо запреты;

- отрицательное отношение к занятиям, эпизодические прогу­лы отдельных «неинтересных» уроков; побеги из дома при угрозе наказания как защитная реакция;

-реакции протеста, связанные с нежеланием заниматься в школе, отказ от занятий по самоподготовке; намеренное невы­полнение домашних заданий назло взрослым; гиперкомпенсатор­ные реакции со стремлением обратить на себя внимание грубо­стью, злобными шалостями, невыполнением требований учителя;

- выявление к концу обучения в начальных классах массовой школы стойких пробелов по основным разделам программы; не­возможность усвоения дальнейших разделов программы вследст­вие слабого интеллекта и отсутствия интереса к учебе;

- нарастающее тяготение к асоциальным формам поведения под влиянием более старших детей и взрослых;

- дефекты воспитания в виде бесконтрольности, безнадзорно­сти, грубой авторитарности, асоциального поведения членов семьи.

Для подросткового возраста факторами риска, оказывающими влияние на психическое развитие, оказываются:

- инфантильность суждений, крайняя зависимость от ситуации, неспособность воздействовать на нее, склонность к уходу от 1 рудных ситуаций, слабость реакции на порицание; неспособ­ность к волевым усилиям, слабость функции самоконтроля и са­морегуляции как проявление несформированности основных об­разований подросткового возраста;

- сложности поведения, обусловленные сочетанием инфан­тильности с аффективной возбуждаемостью;

-ранние проявления половых влечений, повышенный интерес к сексуальным проблемам; у мальчиков - склонность к алкоголи­зации, агрессии, бродяжничеству;

- сочетание указанных проявлений с невыраженностью школь­ных интересов, отрицательным отношением к учебе;

- переориентация интересов на внешкольное окружение; стремление к имитации асоциальных форм взрослого образа жиз­ни (ранние сексуальные эксцессы, упорное стремление к курению, алкоголизации и пр.);

- неблагоприятные микросредовые условия (семейные), асоци­альное поведение как основа реакции имитации либо протеста;

-неадекватные условия обучения, препятствующие усвоению программы (К.С.Лебединская, Г.С.Абрамова).

Как определить, является ли поведение ребенка лишь отклоне­нием от нормы или симптомом психического заболевания?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: