Понятие о фонетике

Фонетика (от греч. phonetikos - звуковой, голосовой, phone - звук) - раздел языкознания, изучающий звуко­вые средства языка. Существуют различ­ные определения предмета фонетики: одни учёные предметом фонетики считают только способы звукового оформления значимых единиц языка - морфем, слов (Р.И. Аванесов, А.А. Реформатский и др.), другие учёные в сферу изучения фонетики включают и интонационные средства языка (Л.Л. Буланин и др.), наконец, существует точка зрения, согласно которой предметом фонетики являются способы обозначения на письме звуковых единиц (графика), и правила написания значимых единиц - орфография (Л.В. Щерба) (см. Приложение 1 «Сведения об исследователях русского языка»).

Фонетика занимается изучением языковых единиц, природа которых материальна. С одной стороны, эти единицы лишены самостоятельного значения (звуки речи, слоги, ударения) или же обладают очень специфическим значением (разные интонационные типы); с другой стороны, эти единицы и обусловливают существование значимых единиц языка (морфемы, слова, фразы или большие высказывания), яв­ляясь средством их материальной реали­зации. Таким образом, фонетические единицы, с одной стороны, противопоставлены дру­гим языковым единицам, с другой сто­роны, обеспечивают их материальную реализацию.

Фонетическое изучение звуковых средств подразумевает выявление основ­ных единиц, описание их фонетических свойств и правил употребления в языке. Основные фонетические единицы – звук речи, слог, фонетическое слово (т.е. самостоятель­ное слово с примыкающими к нему слу­жебными словами, объединённые одним ударением: на горе, под гору), синтагма, высказывание. Выделение этих единиц имеет различное основание. Так, звуки речи выделяются в резуль­тате фонемного анализа, синтагмы и вы­сказывания - в результате анализа смы­словых и интонационных отношений, слог и фонетическое слово - на собственно фонетических, не смысловых основаниях. Как специальная научная дисциплина, фонетика первоначально рассматривала физио­логические характеристики звуков речи; в дальнейшем исследуются и особенности звучания (акустика речи), а также осо­бенности восприятия фонетических еди­ниц человеческим ухом (психоакустика и психофонетика). Три аспекта исследо­ваний - физиологический, акустический и психологический - основаны на непо­средственном наблюдении, поэтому их развитие тесно связано с разработкой специальных методов исследования. Пер­воначально это были субъективные на­блюдения исследователя, определяющего путём анализа собственных мускульных ощущений особенности артикуляции от­дельно произносимого звука. Постепенно развиваются и методы объективного ана­лиза: для исследования артикуляционных характеристик широко применяются тех­нически совершенные методы комплекс­ной регистрации движений артикуляцион­ных органов, кинорентгеносъёмки речево­го тракта во время произнесения тех или иных единиц, разнообразные способы регистрации мышечных потенциалов, воз­никающих во время речи. Для анализа акустических свойств звуковых единиц используется специальная спектроанализирующая аппаратура, широко при­меняются электронно-вычислительные ма­шины. Исследование особенностей вос­приятия звуковых единиц проводится на основе применения специальных прибо­ров, позволяющих выделить из магнит­ных записей непрерывной речи сегменты разной длительности; создана специаль­ная методика синтеза речи, т.е. созда­ния речеподобных звуков искусственным путём, без участия человека. Характе­ристики таких синтезированных звуков или звукосочетаний могут изменяться под контролем исследователя, что даёт возможность оценить роль этих харак­теристик при восприятии их человеком.

Раздел фонетики, изучающий объективные свойства звуковых единиц при помощи специальных методов, называют инст­рументальной или экспери­ментальной фонетикой. Последнее назва­ние более верно, т.к. главное - не в ис­пользовании инструментов для накопления фактов, а в проведении при помощи этих инструментов специальных экспе­риментов для выявления тех или иных характеристик, их относительной значи­мости и особенностей проявления в раз­ных условиях речевого общения.

Важным аспектом фонетики является описательная фонетика, предметом которой являются основные закономерности упот­ребления различных звуковых единиц при оформлении значимых единиц язы­ка, например, распределение ударения в словах различных типов, чередования глас­ных и согласных, звуковые характеристики морфем. Сюда же относится и исследование сочетаемости звуковых еди­ниц, основанное на статистическом обсле­довании текстов.

Специальным аспектом фонетики является историческая фонетика, предметом изучения которой являются изменения в фоне­тическом оформлении значимых единиц, происходящие в истории конкретного языка. Т.к. при историческом подходе к фонетическим явлениям мы имеем дело или с письменными памятниками или с реконструкциями, сфера рассмотрения звуковых явлений при таком подходе сужена: нельзя говорить ни о точных артикуляционно-акустических, или пер­цептивных, характеристиках звуковых единиц, ни об интонационных особенно­стях.

Существует также общая фонетика, зани­мающаяся изучением общих закономер­ностей, действующих в звуковых систе­мах различных языков и являющаяся основой для фонетического анализа лю­бого конкретного языка.

Существуют две противоположные точки зрения: согласно одной из них, фонетика как наука, исследующая материальные яв­ления (артикуляция, акустика звуков речи), вообще не может считаться линг­вистической дисциплиной и по отношению к фонологии - науке, изучающей функ­ции звуковых единиц, должна рассмат­риваться лишь как способ описания некоторых характеристик, используемых в фонологии (Р.И. Аванесов в работах 30-40-х гг.). Согласно другой точке зрения, фонетика и фонология не только существенно дополняют друг дру­га, но и вообще существуют только в не­разрывной связи: для фонетического описания необходим фонологический под­ход, который является основным критерием для выделения ряда фонетических еди­ниц, таких, например, как звук речи: с соб­ственно фонетической точки зрения мини­мальной произносительной единицей яв­ляется слог, а разбивка его на последо­вательность звуков есть результат наших фонологических представлений. С дру­гой стороны, фонологические построения только тогда могут считаться прибли­жающимися к реально существующей в языке ситуации, когда они основаны на достоверных и непротиворечивых фо­нетических фактах (Л.В. Щерба, Р.И. Аванесов). Ко 2-й пол. 70-х гг. выш­ли работы, посвященные описанию звуко­вой системы русского языка с разных точек зрения: и с экспериментально-фонетиче­ской, и с описательной, и с исторической. Изучение фонетики русского языка имеет более чем двухвековую историю и нача­лось с трудов В.К. Тредиаковского и М.В. Ломоносова, рассматривавших осо­бенности русской звуковой системы, соотно­шение между написанием и произноше­нием, особенности живых фонетических чередований, правила слогоделения и т.д. Большое значение имели наблюдения Я.К. Грота и О.Н. Бетлингка, касаю­щиеся влияния мягких согласных на соседние гласные. Тонкий и точный фоне­тический анализ дан в работах А.А. По-тебни, А.И. Томсона, В.А. Богородицкого. Впервые в истории языкознания И.А. Бодуэн де Куртенэ (см. Приложение 1) пришёл к пред­ставлениям о лингвистической значимо­сти звуковых единиц – фонем (см. глоссарий). Экс­периментально-фонетические исследова­ния проводились в СССР с самого начала возникновения этого метода - работы В.А. Богородицкого, А.И. Томсона, Л.В. Щербы, посвя­щенные фонетическому анализу русского языка, не потеряли своего значения до настоящего времени.

Современное языкознание характеризуется оп­ределёнными достижениями в области фонетики русского языка - работы Р.И. Аванесова, Л.В. Щербы и др., посвященные и фонетике, и орфоэпии. Широко развер­нулось экспериментально-фонетическое исследование разных элементов звукового строя языка, как его литературной формы, так и диалектов.

Фонетика имеет значение в целом ряде при­кладных аспектов: это преподавание русского языка нерусским, исправление дефектов речи, обучение звучащей речи людей, не имеющих слуха; фонетические данные широко используются при изучении осо­бенностей высшей нервной деятельности человека; в целом ряде технических на­правлений также используются фонетиче­ские данные: для улучшения качества передачи речи по каналам связи, для разработки систем, управляемых звуча­щей речью, и т.д.

2.1.2.2 Фонетическое членение русской речи


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: