В – 32 Пути формирования детского коллектива

В педагогической литературе коллектив – объединение учащихся, отличающихся рядом важных признаков: Общая социально значимая цель: а) цель должна совпадать с общественными целями; б) поддерживаться обществом и государством; в) не противоречить конституции и законам государства. Общая деятельность для достижения цели: а) каждый должен активно участвовать в совместной деятельности; б) должна быть общая организация; в) у каждого члена коллектива должна быть личная ответственность. Отношение общественной зависимости: а) не только рабочее сплочение, но и моральное единение. Общий выборный руководящий орган: Орган управления коллективном – формируются при прямом открытом избрании наиболее авторитетных членов коллектива. Особенности коллектива. Характеристики, отражающие внутриколлективную атмосферу и психологический климат: * сплочённость; * взаимопонимание; * защищённость; * чувство локтя; * причастность к коллективу; * взаимопомощь; * взаимоответственность; * доброжелательность; * здоровая критика и самокритика. Система отношений к труду, к моделям к личности и общественным обязанностям: * различное сочетание личных и общественных интересов (умение подчинять личность к общественному). Ученический коллектив – группа учеников, объединённая общей социально значимой целью, деятельностью, имеющая общение выборные органы, отличающаяся сплочённостью, ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях. Структура коллектива: Общешкольный коллектив состоит из множества первичных коллективов (классов). Структурные единицы: Главным органом является собрание воспитанников, которое обсуждает и принимает все решения. Ядром коллектива является актив. В актив входят воспитанники выполняющие те или иные постоянные поручения. Подбирать необходимо наиболее активных и пользующихся авторитетом. Органы ученического самоуправления (ученический комитет, совет). Лидеры – по статусу бывают: * формальные – базируются на деловых социальных отношениях, официально выбранные; * неформальные – психологические, личные симпатии. Стадии развития коллектива: Становление коллектива. Коллектив выступает как цель воспитательных усилий учителя, стремящегося организованно оформить группу. Организатор коллектива - учитель и от него исходят все требования. Стадия завершается когда заработал актив, воспитанники сплотились общей деятельностью и организацией. Усиление влияния актива. Актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет и к членам коллектива. Цель учителя максимально использовать возможности коллектива для решения воспитательных задач. Стабилизация структуры коллектива. Действует механизм самоорганизации и саморегуляции. Само коллектив требует от членов определённых норм поведения. Развитие коллектива связано с преодолением противоречий между коллективом и отдельными учащимися, между общими и индивидуальными перспективами, между нормами поведения коллектива и стихийными нормами, между отдельными группами учащихся с различными ценностными ориентациями. В связи с этим на этом этапе неизбежны скандалы, конфликты, остановка в развитии. Расцвет коллектива. Более высокие требования к себе, чем к своим товарищам определяет уровень воспитанности всех, устойчивость взглядов, суждений, привычек. Коллектив превращается в место индивидуального развития каждого человека. Высшая стадия развития. Каждый школьник предъявляется к себе определённые требования. Выполнение предписанных норм становится потребностью каждого. Процесс воспитания становится самовоспитанием. Между стадиями нет чётких границ. Личность и коллектив. Специальные педагогические исследования выявили 3 модели развития отношений между личностью и коллективом.

1 модель: конформизм – личность подчиняется коллективу.

2 модель: личность и коллектив находятся в определённых отношениях (гармония).

3 модель: нонконформизм – личность подчиняет себе коллектив.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: