Природа наделила человека стремлением
к обнаружению истины.
Цицерон
Дидактика представляет собой теорию обучения, которая исследует закономерности усвоения знаний, умений и навыков, определяет объем и структуру содержания образования, совершенствует методы и организационные формы обучения, оказывает воспитывающее воздействие на обучающихся.
К основным категориям дидактики относятся обучение, преподавание и учение. Обучение представляет собой способ орга-
С.162
низации образовательного процесса. Процесс обучения строится на основе взаимосвязи преподавания и учения. В качестве синонима понятию «процесс обучения» часто употребляется понятие «учебный процесс».
Учебный процесс представляется как совместная деятельность педагога и обучаемых, в ходе которой педагог нацеливает, информирует, организует и стимулирует деятельность обучающихся, корректирует и проверяет ее, а обучаемый овладевает содержанием, видами деятельности, в первую очередь предусмотренными в программах знаниями, умениями и навыками (В.И. Загвязинский).
|
|
Процесс обучения всегда является двусторонним, всегда содержит в своей структуре два элемента — деятельность учителя, преподавателя (преподавание) и деятельность учащегося, студента (учение).
Кроме того, все виды учебной деятельности предметны, направлены на освоение определенной действительности, значит, нетрудно выделить и третий элемент — факты, явления, понятия, величины, законы, теории. В процессе обучения устанавливаются соответствующие взаимосвязь и взаимозависимость между тремя выделенными элементами.
Преподавание — это деятельность учителя {преподавателя) по передаче обучаемым информации, организации их учебно-познавательной деятельности, по стимулированию познавательного интереса, самостоятельности, творчества и по оценке учебных достижений.
Учение — это деятельность по освоению, закреплению и применению полученных знаний, умений и навыков; осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта.
Изучение — это деятельность по анализу, ознакомлению с тем или иным вопросом, целенаправленный процесс познания какого-либо явления.
Обучение — целенаправленный, социально и индивидуально обусловленный и педагогически организованный процесс развития личности обучаемых, происходящий на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, всем богатством духовной и материальной культуры человечества.
Преподавание и учение неразрывно связаны. Очевидно, что тот, кто интересуется преподаванием, должен представлять себе, как происходит процесс учения.
Считается, что учение начинается еще до рождения и не прекращается до самой смерти. Учение предполагает определенные изменения в поведении или способность реализовать эти изменения в будущем.
С.163