Методики преподавания истории с сопредельными науками

Схема связей


Рассмотрим прежде всего связи методики истории с историей как наукой и как предметом преподавания ее основ в средней школе. Эти связи очень многообразны. Необходимо особо подчеркнуть, что историческая наука в своем развитии несколько опережает те свои основы, которые преподаются в школе. Методика истории, находясь в прямой связи с историей, добивается того, чтобы основы исторической науки стояли на уровне современных достижений мировой и отечественной научной мысли. Учителя истории должны всегда следить за прогрессом в области исторической науки, вносить ее лучшие достижения в школьное преподавание истории. Делать это надо умело и осторожно, не стремясь еще недостаточно доказанные и аргументированные выводы и положения, вносить в школьное преподавание истории. Учителя обычно руководствуются на этот счет следующим правилом: только то, что уже стало прочным завоеванием научной исторической мысли, должно стать дополнительным элементом школьного преподавания. Непроверенные факты, недоказанные выводы, неаргументированные положения, дискуссионные проблемы не должны вносится в школьное преподавание истории.

Одной из главных задач учителя истории состоит в том, чтобы, как писал В.И. Ленин, «… дать живую картину известной формации при строго научном объяснении ее»[3], обеспечить такое изучение исторического процесса, «чтобы не было верхоглядства, чтобы знали факты»[4].

Для успешного и целенаправленного разрешения этих и других задач методика истории анализирует содержание исторической науки, вырабатывает принципы отбора из него (содержания науки истории) фактов, образов, представлений, понятий, важнейших исторических закономерностей, одним словом, всего того, что в своей совокупности и составляет школьную историю, т.е. основы исторической науки. При этом методика истории руководствуется научным пониманием прошлого человечества. В настоящее время подходит к концу определение оптимального содержания всех основ наук, составляющих школьное образование, в том числе и основ исторической науки. Вполне естественно поэтому в наше время и возрастание роли частных методик, следовательно, и методики истории в решении тех ответственных задач, которые поставлены перед школой правительственными документами. Итак, историческая наука органически связана с методикой преподавания истории, придает ей историзм, дает ей содержание для построения учебного предмета истории в средней школе. Именно в этом смысле методика преподавания истории является исторической дисциплиной. Это одна из ее сторон, что и отображено на нашей схеме. Методика истории органически связана с исторической наукой. Эту сторону методики истории тонко подметил французский историк Ланглуа, который назвал методику истории «исторической педагогикой». Однако не надо в данном случае рассматривать методику истории в ее связях с исторической наукой как своего рода потребительницу. Она многое дает и истории как науке. Дело в том, что любая наука движется вперед совершенствованием методики исследования своего объекта. Тут исследовательская методика и педагогическая методика взаимосвязаны: совершенствование одной способствует успехам другой и наоборот. Но это еще не все и, быть может, сказанное не самое главное. Главное состоит в том, что новые концепции национальной и зарубежной истории разработанные учеными, апробируются в школьных учебниках, а затем – усовершенствованные в практике преподавания – становятся достоянием «большой» (университетской и академической) науки. Для иллюстрации высказанной мысли позволю себе привести два факта. Факт первый. В 1859-1862 гг. С.М.Соловьев издал свою знаменитую «Учебную книгу русской истории» (Вып. 1-4). В ней он продемонстрировал свою концепцию русской истории, охватывающую время с древности и почти до конца первой половины XIX в., которую затем воплотил в своей циклопической «Истории России с древнейших времен» (1850-1879. В 29 т.).[5] Факт второй. После Русской революции 1917 г. с огромными трудностями и потерями отечественная историческая наука переводится на марксистскую теорию историю и методологию. Марксистской концепции русской и зарубежной истории к этому времени не существовало. Ее разработка началась в школьных учебниках истории. В мае 1934 г. правительством СССР были сформированы группы ученых историков-марксистов, которым было поручено написать марксистские учебники по истории зарубежных стран и России. Они были подготовлены и изданы в 1940 г.: «История древнего мира» (Руководитель группы проф. А.В.Мишулин), «История средних веков» (Проф. Е.А.Косминский), «История нового времени. Часть I. (1640-1870 гг.)» (Проф. А.В.Ефимов), «История СССР. Часть I-III» (Проф. А.М.Панкратова). После Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) вышел в свет учебник «Новая история (1870-1918). Часть II» (Проф. В.М.Хвостов). Именно в упомянутых учебниках впервые в мировой историографии было продемонстрировано марксистское материалистическое понимание русской и зарубежной истории, которое затем развивалось в монографических исследованиях и многотомных изданиях.

Связь с педагогикой составляет вторую сторону методики преподавания истории.

Методика истории занимается рассмотрением содержания основ исторической науки, изучаемой учащимися в средней школе, в свете тех задач и средств, которые уже определены и разработаны отечественной педагогикой. Методика истории опирается на систему гражданского воспитания и образования, выработанную нашей педагогической наукой, которая охватывает все звенья образования и воспитания подрастающего поколения.

В этой системе определены общие принципы, характер и направленность содержания обучения и воспитания, его методы и формы. В этой системе занимает свое место и история как предметного преподавания, а стало быть, и методика преподавания истории как научная дисциплина, дающая теоретическое обоснование школьной истории и вырабатывающая методы и приемы ее наиболее эффективного изучения.

Связь методики истории с педагогикой составляет ее вторую сторону, придает методики характер педагогической дисциплины. Эти две стороны методики истории – историческая и педагогическая находятся в диалектической связи.

Обратим свой взор на левую часть таблицы. В верхней ее части отмечены взаимные связи методики и дидактики – науки об образовании и обучении. Эти связи очень прочны и органичны, поскольку методику (любого школьного предмета, в том числе, разумеется, и истории) считают частной дидактикой. Отсюда следует, что общая дидактика развивается и движется вперед теми успехами, которые достигают частные дидактики, одной из них является методика истории. Те принципы определения содержания школьных предметов, те закономерности обучения, те эффективные формы учебного процесса, которые разработала дидактика, методика истории (с учетом своих особенностей) приноравливает в своей области знаний.

При разработке наиболее эффективных методов и приемов преподавания методика истории опирается на достижения русской и зарубежной психологии, труды великих русских физиологов И.П.Павлова, И.М.Сеченова и других.

Процесс усвоения и запоминания различного исторического материала учащимися, развитие наблюдательности и внимания, мышления, пути формирования исторических представлений и понятий, развитие суждения об обществе путем анализа и синтеза и т.д. – все эти и многие другие вопросы нельзя разрешить, не используя данные общей, детской и педагогической психологии.

Важное значение в решении многих методических проблем имеет знание учителем особенностей детей разных возрастов. От взаимной связи методики истории и психологии выигрывает не только методика, но и психология. Ведь психология получает важный материал наблюдений и экспериментов по вопросу о влиянии обучения на разные стороны деятельности учащихся. Некоторые работы, посвященные восприятию учащимися исторических понятий и представлений, стоят на стыке методики, психологии и логики[6] (о последней речь позже).

Итак, главное требование, которое психология предъявляет к учителю, к методической науке – это возрастной подход к учащимся при обучении их истории, строгий учет биологического роста и развития ребенка, подростка.

Столь же закономерны связи методики истории с арифметикой. За последние годы снизились знания учащихся хронологии. Ученики плохо запоминают опорные даты истории своей страны и историю зарубежных народов, они подчас не умеют увидеть синхронность событий у разных народов, с трудом соотносят года с веками и т.д. Знания арифметики в данном случае незаменимы. В связи со сказанным весьма своевременно звучат слова великого русского историка В.О.Ключевского (1841-1911): «История без годов все равно, что арифметика без цифр».

Российская методика истории находится в определенных связях и с зарубежной методической мыслью. Отечественная методическая мысль внимательно следит, изучает методику преподавания истории в США, Франции и других странах, поскольку она отражает живой опыт школы, практику преподавания исторического материала самого разнообразного характера.

А теперь свои глаза обратим на правую сторону таблицы.

И в основной (девятилетке), и полной (одиннадцатилетке или двенадцатилетке) средней школе учащиеся изучают (или будут изучать) курс «Обществознание». Его методика в настоящее время находится на этапе становления. Неоценимую помощь в формировании методики обществоведения как научной дисциплины может оказать методика истории. Методика обществоведения, учитывая свою специфику (теоретичность, обобщенность, междисциплинарность) может взять в свой методический арсенал многое из методики истории. Следует хотя бы тонкой линией наметить это «многое»: общие, частные закономерности процесса обучения учащихся обществознанию; методы научного исследования; методы и приемы преподавания упомянутого курса; некоторые типы и виды уроков обществоведения, формы и виды организации внеклассной работы и т.д. Методика истории и методика обществоведения – это, образно говоря, две родные сестры, у которых нежные и сердечные чувства друг к другу: они готовы прийти на помощь одна к другой. Понятно, что по мере совершенствования методики обществознания будет совершенствоваться и методика истории.

Существенное воздействие на методику истории оказывает логика – наука о правильном мышлении, о законах мыслительной деятельности человека. Учителю необходимо знать прежде всего формальную логику. Без знаний логики учителю трудно построить систему доказательств теоретических положений, всесторонне раскрыть опорные понятия школьных курсов истории и обществознания.

Для методики истории очень важны ее связи с географией (физической и экономической). Изучая географическое и экономическое положение стран, учитель актуализирует в учебном процессе не только знания учащихся, но закрепляет их умения и навыки работы с разными типами исторических и географических карт в конечном итоге совершенствуют их представления и знания исторической локальности.

Методика преподавания истории взаимосвязана и с историческим краеведением как научной дисциплиной, ставящей своей целью изучение истории края. Требует систематического привлечения краеведческого материала для показа специфики проявления общестрановедческих и общеисторических закономерностей в тесной связи с местными условиями. Историческое краеведение дает методической науке теоретико-фактический материал местного края, а методика истории должна определить организационные формы, методы и приемы его использования в школьном преподавании истории в соответствии с образовательно-воспитательными задачами, стоящими перед современной средней школой и основами исторической науки.

Взглянем еще раз на таблицу, показывающую связи методики истории с сопредельными науками. Ее основой является современная «Теория и методология истории». Этот курс вы изучили и успешно сдали экзамен в летнюю сессию. Вы помните, что его предметом являются теория истории (Теория исторического процесса) и теория методологии истории (Теория познания истории). Первая часть раскрывает исторический процесс (как совершалась и совершается история), вторая же – как он познается. Обе части этого курса очень тесно связаны не только с методикой истории (последняя определяет содержание школьных курсов на современном научном уровне), но и с другими науками, названными в таблице. Ученики же в процессе изучения истории в школе знакомятся и с тем, как люди познают историю, откуда они добывают свои знания. И тут без методологии истории методике не обойтись.

Как же можно определить методику истории в качестве научной дисциплины? Весь изложенный материал подводит нас к такому определению: Методика преподавания истории есть научная историко-педагогическая дисциплина, которая разрабатывает теорию образования и теорию обучения истории в современной средней школе с целью подготовки молодежи к жизни в обществе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: