Оперение самолетов разделяется на ГО и ВО.
Горизонтальное оперение, состоящее на дозвуковых самолетов нормальной схемы из стабилизатора и рулей высоты, предназначено для обеспечения продольной устойчивости и управляемости самолета. Вертикальное оперение, состоящее из киля и руля направления, служит для обеспечения путевой устойчивости и управляемости.
Для поперечной управляемости самолета предназначены элероны. На сверхзвуковых самолетах ГО, а иногда и ВО делают цельноповоротным.
Размещают оперение таким образом, чтобы на него не оказывали вредного воздействия крыло, двигатели и другие части самолета.
Оперение самолета в полете нагружается внешними распределенными силами: веса и аэродинамической. Под действием внешних нагрузок в конструкции оперения возникают поперечная сила, изгибающий и крутящий моменты. Конструктивно-силовые схемы оперения такие же, как у крыла. Аналогичны также характер нагружения и работа отдельных силовых элементов.
2.3. Особенности технического обслуживания планера самолета
|
|
После грубой посадки или попадания ЛА в сильную турбулентную атмосферу, а также после большой маневренной перегрузки, превышающей эксплуатационную, необходимо осмотреть узлы крепления, обшивку и заклепочные швы фюзеляжа, крыла, мотогондол, стабилизатора, киля, рулей и закрылков, стыковые соединения отъемной части крыла с центропланом и выборочно проверить затяжку болтов; осмотреть шасси и узлы его крепления, элементы конструкции центроплана и фюзеляжа в зоне расположения узлов подвески шасси, закрылков и замков выпущенного положения шасси, а также силовые установки и особенно их узлы крепления. Для некоторых ЛА предусматривается и осмотр лонжеронов (через смотровые люки), силовых элементов и нивелировка.
Вопросы для самопроверки
1. Какие внешние силы действуют на крыло самолета в полете?
2. Какие внутренние нагрузки появляются в конструкции крыла под действием внешних сил в полете?
3. Какие причины вызывают появление в конструкции крыла изгибающего и крутящего моментов?
4. Назовите элементы продольного и поперечного набора крыла.
5. Из каких элементов состоит лонжерон, и какие нагрузки воспринимают эти элементы?
6. Какие отличия имеются в нагружении обшивки лонжеронного, кессонного и моноблочного крыла внутренними силами и моментами?
7. Какие элементы конструкции крыла или оперения воспринимает поперечную силу, изгибающий и крутящий моменты?
8. Назовите конструктивно-силовые схемы оперений.
9. Какими условиями определяется месторасположения оперения?
10. Какие особенности технического обслуживания крыла и оперений вы знаете?