Радиотехническая система дальней навигации (РСДН)

Радиотехнические системы ближней навигации имеют ограниченную дальность действия. Они не могут быть использованы при полетах на дальние расстояния, полетах над океанами. Значительные затруднения в обеспечении полетов средствами ближней навигации имеются при полетах над тундрой, тайгой и горной местностью. В этих случаях местоположение ВС может быть определено штурманом с помощью радиотехнических систем дальней навигации. В этих системах использованы свойства сверхдлинных волн распространяться вдоль поверхности земли на значительные расстояния.

Как уже было сказано ранее, для определения местоположения ВС нужно иметь две линии положения (если задача на плоскости). Напомним, что в системе РСБН в качестве линий положения использованы окружность и радиус-вектор. В системах дальней навигации использованы линии положения в виде гипербол, поэтому эти РСДН еще называются гиперболическими. Здесь рассматривается вариант РСДН, относящийся к разностно-дальномерным системам (п.4, рис.4.3). Эти РСДН на борту ВС измеряют разность расстояний до двух наземных маяков системы РСДН. Известно, что геометрические места точек, для которых разность расстояний до фокусов одинакова, образуют гиперболу. Места расположения маяков РСДН нанесены на штурманскую карту, поэтому по полученной разности расстояний сразу строится одна линия положения - гипербола. Вторая гипербола получается аналогично с той только разницей, что вычисляется разность расстояний между самолетом до одной из двух предыдущих станций и третьей станцией, расположенной в другом районе Земли. Таким образом, на карте штурман строит две гиперболические линии положения, пересечение которых дает на плоскости точку нахождения самолета. Разности расстояний в системе РСДН измеряются по разности времён прихода сигналов от пары наземных станций. Одновременно при определении местоположения ВС надо использовать три станции, которые излучают сигналы с очень высокой степенью синхронности, что необходимо для получения требуемой точности определения местоположения самолета. Для обеспечения синхронной работы одна из трех наземных станций работает как ведущая. Несмотря на внешнюю простоту метода, техническая реализация работы наземной системы достаточно сложна. Существуют несколько типов РСДН систем «Лоран», «Омега» и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: