Способы управления государственной и муниципальной собственностью

1. Продажа (отчуждение)

Преимущества:

· разовое поступление большой суммы денежных средств; это обусловило доминирование данного способа управления собственностью в 1990-е гг., когда полученные от продажи собственности денежные средства использовались для покрытия дефицитов бюджетов, особенно местных;

· формирование частного сектора, что повысило эффективность хозяйствования в рыночной экономике, и налоговой базы.

Недостатки:

· это приводит к сокращению возможности выполнения социальной функции. Например, переход парков отдыха и аттракционов в частные руки привел к тому, что вход в них стал платный, а кинотеатров – к тому, что поход на сеансы фильмов для пенсионеров и малоимущих граждан стал проблематичным;

· отсутствие возможности контролировать судьбу объекта в будущем. Например, какое-либо важное для населения предприятие может закрыться.

2. Аренда

Передача муниципального имущества различным организациям для использования на условиях договора аренды является надежным источником пополнения местного бюджета и действенным инструментом экономического развития территории.

Наиболее распространена аренда муниципального недвижимого имущества. Значительно реже заключаются договоры аренды движимого имущества и уже совсем редко осуществляется аренда действующих муниципальных предприятий.

Преимущества:

· это появление стабильного во времени источника дохода;

· возможность органов власти влиять на процесс использования объекта и выполнять какие-либо социальные функции.

Недостатки:

· договор аренды отнимает стимул у предпринимателя к развитию объекта собственности;

· под арендуемое имущество нельзя взять кредит.

Аренда объектов государственной и муниципальной собственности должна осуществляться только на конкурентной основе без права автоматической пролонгации договора.

3. Создание государственных и муниципальных предприятий / автономных учреждений

Преимущества:

· органы власти расширяют возможность выполнять социальные функции;

· одновременно органы власти сохраняют возможность получения дохода.

Недостатки:

· возникает искусственная поддержка хозяйствующего субъекта, следовательно, эти предприятия нарушают основы конкурентной среды (например, городской пассажирский транспорт).

Унитарные предприятия не имеют собственности на балансе, а собственником остается казна. В 1990-е гг. множество таких предприятий становилось банкротом, которые не отвечали по своим обязательствам имуществом. Поэтому в настоящее время все такие предприятия преобразуются в ОАО или государственные / муниципальные предприятия, также создаются автономные предприятия, а унитарные предприятия ликвидируются.

4. Внесение объектов собственности в качестве вклада в уставной капитал АО, ООО

Преимущества:

· органы власти могут выполнять социальные функции;

· одновременно органы власти могут получать доход.

Недостатки:

· возникает искусственная поддержка хозяйствующих субъектов. Частной структуре можно не вносить огромную сумму в уставной капитал, не платить аренду и т.п. Эти компании пользуются господдержкой, например, Газпром обладает монопольным правом продажи газа на внешний рынок. А государство получает свои дивиденды и т.п.

· давление на налоговые структуры тем, что в составе предприятия находится государство.

5. Развитие объекта собственности (инвестирование)

Преимущества:

· объект способен либо в большем объеме выполнять социальные функции либо приносить больший доход. Работающий бизнес всегда дороже, так как приносит доход уже сегодня.

Недостатки:

· требует вложения крупной суммы денежных средств в течение короткого времени.

Кроме общих способов управления собственностью существуют также специфические, например, способы управления средствами бюджета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: