Термин «конституция» имеет латинское происхождение и в переводе на русский язык означает «учреждение, устройство, установление».
Первые конституционные акты появились в XVII-XVIII вв. и своим происхождением были обязаны выходу на политическую арену буржуазии, возглавившей широкие слои народа против феодального строя и абсолютизма. Именно тогда человечество осознало ценность личной свободы и в связи с этим необходимость обуздать государство, заставив его подчиняться каким-либо установленным правилам. Иными словами, цель принятия Конституции заключалась в том, чтобы установить пределы государственной власти, ограничить ее определенными рамками, не допустить произвола при ее осуществлении в отношении человеческой личности.
Документы конституционного характера (например, Орудие управления – 1653г., Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и предупреждении заточения за морями – 1679г. и др.) впервые были приняты в Англии, где буржуазные преобразования начались раньше, чем в других странах. Но первые писаные конституции в современном понимании были приняты в США (1787г.), Франции и Польше (1791г.). К настоящему времени конституции имеются практически во всех странах мира.
|
|
В литературе приводятся различные определения конституции, однако, они не противоречат друг другу и все будут правильными. В самом общем виде конституцию можно определить как Основной закон государства, обладающий наивысшей юридической силой и закрепляющий устройство государственной власти, и определяющий ее взаимоотношения с обществом и личностью.
В современном демократическом государстве носителем суверенитета и единственным источником власти является народ. Только он обладает учредительной властью, поэтому конституции принимаются народом или от имени народа.
Для понимания конституции как основного закона государства, познания ее природы и предназначения важным становится вопрос уяснения сущности этого документа. В современный период принято считать, что конституция имеет социально-политическую сущность, однако трактовки здесь существуют разные. Один подход присущ западным концепциям, другой – марксистский. Одним из распространенных представлений является трактовка сущности конституции как общественного договора. По ней предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. Теологические теории видят сущность конституции в воплощении божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни, считают, что в конституции воплощаются идеи высшей справедливости, разума. Некоторые школы естественного права считают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие конституции обладают по этой концепции прочностью и устойчивостью, в отличие от «революционных» конституций, составляющихся в кабинетах, исходя из чисто умственных представлений и заимствования чужого опыта. Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и связывающие ее сущность с государственной волей. Конституция при этом рассматривается как самоограничение государственной власти, поскольку возможности государственной власти безбрежны, то, чтобы не допустить произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет приделы этого ограничения в конституции. Марксистско-ленинская теория, являвшаяся основой советской государственно-правовой науки, усматривала сущность конституции в том, что она выражает волю не всего общества, а волю господствующего класса, т.е. что конституция является классовой по своей сущности. Такое представление о сущности конституции доказало свою историческую несостоятельность. Из него с необходимостью вытекала правомерность насилия, подавления, репрессий, массового уничтожения людей, неограниченного нарушения прав человека, полное огосударствление общества. Во всех советских конституция была заложена именно такая классовая сущность.
|
|
Действующая Конституция Республики Беларусь не восприняла постулата о классовой сущности конституции. В ее сущности заключены другие начала – не классовые, а общедемократические. Сущность конституции, заключающаяся в утверждении общедемократических начал, предполагает возможность жить в государстве в качестве его полноправных граждан всем членам общества, как согласным, так и не согласным с ней. Всем предоставляется право в легальных формах проповедовать свои взгляды, отстаивать их, признается идеологическое и политическое многообразие.
Общедемократическая сущность конституции предполагает ее принятие при участии большинства избирателей и поддержке ее большей частью числа последних. Однако демократия не совместима совместима и с диктатурой большинства. Демократическим признается тот строй, в котором обеспечиваются права меньшинства.
Подводя итог вопроса сущности конституции, следует отметить, что, несмотря на наличие различных концепций, их представители солидарны в том, что конституция – это ограничитель власти государства, т.е. ею устанавливаются пределы вторжения государства в область прав и свобод человека и гражданина.
Конституцию как правовой акт, занимающий особое место в правовой системе современного демократического государства, от всех других правовых актов отличают следующие черты:
1. Особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается. Конституция является актом, который принимается народом или от имени народа. Эта существенная черта конституции и поныне признается доминирующей в конституционной теории и практике. Не случайно конституции большинства стран мира начинаются словами: «Мы, народ … принимаем (провозглашаем, учреждаем и т.п.) настоящую конституцию».
Идею о причастности народа к принятию конституции не могли игнорировать даже в условиях тоталитарного режима. Тогда это выражалось во всенародном обсуждении проекта Конституции СССР 1936 года, проводившегося в течении 6-ти месяцев с широчайшим размахом и призванного «освятить» Основной Закон волей народа. Всенародному обсуждению подвергалась и Конституция СССР 1977 года;