Основные вопросы темы. 1. Понятие, функции и сущность Конституции

1. Понятие, функции и сущность Конституции.

2. Юридические свойства и структура Конституции.

3. Порядок пересмотра Конституции и принятие конституционных поправок.

4. Система и виды конституций в Российской Федерации.

1. Конституция Российской Федерации – это нормативный правовой акт высшей юридической силы, правовой фундамент государственной и общественной жизни, главный источник системы российского права.

Конституция – воплощение государственной воли многонационального народа России, общественно-политический компромисс, результат согласования интересов всех социальных слоев и групп общества – в этом
состоит ее политическая функция.

Конституция служит основным источником и центральным звеном российской системы права, создает необходимые (но, естественно, недостаточные) условия законности, правопорядка и стабильности общества
и институтов власти – это является ее правовой функцией.

Конституция – это акт наивысшего общественного значения, относящийся не только к обществу и государству, но и к каждой личности, акт, устанавливающий приоритет прав и свобод человека и гражданина. В этом заключается гуманистическая функция Конституции.

Конституция представляет собой конституционно-правовую модель общества, в силу чего ее содержание должно адекватно отражать реально сложившиеся общественные отношения, обеспечивать преемственность исторических, национальных, духовных традиций страны, закреплять достигнутый уровень правоотношений и одновременно создавать перспективы конституционно-правового развития общества и государства.

2. Назначение и сущностные характеристики Конституции как основного источника конституционного права и всей системы российского права, содержащего и закрепляющего основополагающие конституционно-правовые нормы, реализуются благодаря ее юридическим свойствам.
Основные из них:

· легитимность, связанная с учредительным характером Конституции и обеспечивающаяся особым порядком ее принятия, создающим возможность непосредственного выражения народом своей государственной воли; так, ныне действующая Конституция РФ была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.;

· верховенство в системе права, высшая юридическая сила, прямое действие и применение на всей территории Российской Федерации; эти свойства российской Конституции, необходимые для реализации доктрины правового государства, прямо закреплены в ч. 2 ст. 4 и в ч. 1, 2 ст. 15 самой Конституции и обеспечиваются специальными средствами правовой охраны Конституции (см. тему 14);

· стабильность – это свойство Конституции создает условия для
устойчивости системы российского права, сохранения правопорядка и законности в стране и обеспечивается особой процедурой пересмотра Конституции и внесения в нее поправок (см. ниже);

· реальность, преемственность, итоговый характер и перспективность конституционных предписаний – через эту совокупность
качеств Конституции реализуется ее сущность как конституционно-правовой модели общества.

Конституция является не только основным источником, но и системообразующим ядром российского права, а также юридической базой для нормотворческой деятельности органов государственной власти. Эти свойства обеспечиваются тем, что Конституция непосредственно устанавливает исходные начала основных институтов права, которые развиваются и конкретизируются в текущем законодательстве, определяет основные виды нормативных правовых актов, разграничивает нормотворческую компетенцию органов государственной власти и регламентирует основы нормотворческого процесса, наконец, создает базу для систематизации законодательства.

Структура Конституции РФ – это ее внутренняя организация, определяемая ее содержанием документа, предметом конституционно-правового регулирования, требованиями юридической техники и национальными традициями в праве.

Конституция РФ состоит из преамбулы и двух разделов. Преамбула содержит основные цели, устремления российского народа, его принципы и идеалы, подтверждает преемственность исторически сложившегося
государственного единства и приверженность гражданскому миру и согласию.

Первый, основной раздел Конституции в соответствии с составом конституционно-правовых институтов и логикой их взаимосвязей содержит следующие главы:

Глава 1. Основы конституционного строя.

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.

Глава 3. Федеративное устройство.

Главы 4–7. Система органов государственной власти в Российской
Федерации.

Глава 8. Местное самоуправление.

Завершает первый раздел глава 9 – Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Второй раздел «Заключительные и переходные положения» не имеет деления на главы. Он обеспечивает вступление Конституции в действие, определяет правопреемство органов государственной власти, устанавливает особенности действия Конституции и законодательства в переходный период.

3. Российская Конституция относится к так называемым «жестким» конституциям, для которых характерен особый, усложненный порядок внесения в них изменений, обеспечивающий стабильность конституционно-правовых институтов. В отношении Конституции РФ вышеназванный
порядок характеризуется следующими основными особенностями:

· сужен круг субъектов, имеющих право вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции;

· положения глав 1, 2 и 9 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным собранием. Для этого в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное собрание, которое либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции. Новый проект может быть принят самим Конституционным собранием либо вынесен на всенародное голосование;

· поправки к главам 3–8 Конституции принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, но, в отличие от него, вступают в силу только после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации;

· изменения в ст. 65 Конституции, определяющую состав РФ, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении правового статуса субъекта Российской Федерации. В то же время ч. 2 ст. 65 Конституции устанавливает, что принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

4. Часть 2 ст. 5 Конституции РФ устанавливает, что в соответствии
с федеративным устройством России республика (государство) в составе РФ имеет свою конституцию и законодательство, а иные субъекты Российской Федерации имеют свои уставы и законодательство. Таким образом, в Российской Федерации действует система конституций. При этом конституции и уставы субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 4 Конституции РФ не должны противоречить ей самой, а в соответствии с ч. 5 ст. 76 Конституции РФ они не должны также противоречить и федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

При наличии общих задач и черт у Конституции РФ и конституций (уставов) субъектов Федерации последним присущи специфические особенности в содержании, предмете регулирования, юридической силе норм, территории действия, процедуре принятия, определяемые особенностями конкретного субъекта. Конституционная система России находится в стадии становления, и пока этот процесс протекает неоднозначно. Так,
например, конституции некоторых республик в составе Российской Федерации содержат положения, в той или иной степени противоречащие
Конституции РФ и федеральному законодательству. Безусловно, подобные явления несут реальную угрозу государственному суверенитету России,
ее единству и территориальной целостности.

Подробнее см.: 3–5.

Конституционный строй Российской Федерации и его основы

Тема 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: