Термин «президент» происходит от лат. «praesidens», что буквально означает «сидящий впереди». В античные времена президентом называли председательствующего на собраниях. В современном значении, указывающем на должность главы государства, термин «президент» начал употребляться только в конце XVIII в., когда был учрежден институт президентства в США.
В Республике Беларусь институт президентства имеет чуть более чем десятилетнюю историю, начало которой было положено в 1994 г., с принятием Конституции и проведением первых президентских выборов. Изначально Президент Республики Беларусь являлся «главой государства и исполнительной власти» (ст. 95 Конституции в редакции 15 марта 1994 г.). 14 мая 1995 г. всенародным решением, принятым на референдуме, Президент приобрел право распускать парламент. Итоги второго республиканского референдума 24 ноября 1996 г. привели к замене системы правления в Беларуси с президентской республики на смешанную (президентско-парламентскую) республику с широкими полномочиями Президента. В результате третьего референдума 17 октября 2004 г. было отменено ограничение на количество сроков пребывания на посту Президента одного лица.
|
|
В сегодняшней редакции Конституции президентская власть выделена в отдельную главу. Согласно ч.1 ст. 79 Конституции, Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В ч. 2 ст. 79 указано, что Президент:
— олицетворяет единство народа;
— гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики;
— представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями;
— принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности;
—обеспечивает политическую и экономическую стабильность;
— обеспечивает преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между ними.
Президент Беларуси выведен из системы разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Это позволяет некоторым конституционалистам рассматривать власть Президента в Беларуси как отдельную ветвь власти — «охранительную, арбитражную по своей сути, лидирующую — по своей направленности».
Полномочия Президента Республики Беларусь перечислены в ст. 84 Конституции. К ним относятся:
— назначение 6 членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;
— образование, упразднение и реорганизация Администрации Президента, других органов государственного управления, а также консультативно-совещательных и иных органов при Президенте;
|
|
— назначение на должность Премьер-министра с согласия Палаты представителей (вопрос о даче согласия на назначение на должность Премьер-министра решается на заседании Палаты представителей путем тайного голосования);
—определение структуры Правительства, назначение и освобождение от должности членов Правительства и их отставка;
— назначение председателей высших судебных инстанций (с согласия Совета Республики Президент назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этих судов);
— назначение судей высших судебных инстанций (Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, назначение Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка с согласия Совета Республики);
— назначение 6 из 12 судей Конституционного Суда, иных судей Республики Беларусь;
— освобождение от должности Председателя и судей Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя и членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка (с уведомлением Совета Республики);
— назначение и освобождение от должности Председателя Комитета государственного контроля — государственного органа, образуемого Президентом Республики Беларусь и осуществляющего контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Совета Министров и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения;
— обращение с посланиями к народу для разъяснения проводимой политики;
— обращение с ежегодными посланиями к Парламенту, участие в работе Парламента.
Ежегодные послания заслушиваются на заседаниях обеих палат Парламента без обсуждения.
- руководство заседаниями Правительства (обычно Президент председательствует на тех заседаниях Правительства, на которых рассматриваются наиболее важные вопросы);
- назначение руководителей республиканских органов государственного управления, определение их статуса; назначение некоторых иных лиц.
Президент Республики Беларусь является Главой государства и занимает особое место в системе разделения властей. Термин «президент» происходит от лат.«praesidens», что буквально означает «сидящий впереди». В античные времена президентами называли председательствующих на различных собраниях. В современном значении, указывающем на должность главы государства, термин «президент» начал употребляться только с конца XVIII века, когда был учрежден институт президентства в США.
В Республике Беларусь должность Президента была введена в период принятия Конституции 15 марта 1994 года и проведения в июле того же года первых президентских выборов. До того времени в Беларуси должности президента не существовало. Так, функции главы государства выполняли с 1919 по 1937 годы - Председатель Центрального Исполнительного Комитета, в период 1937-1978 годов - Председатель Президиума Верховного Совета. К моменту распада СССР в 1990 году верховной властью обладал Центральный Комитет Коммунистической партии Белоруссии, а после запрета деятельности КПБ (в результате провала августовского путча 1991 года) основные властные полномочия стали принадлежать Совету министров. Формально в период с 1991 по 1994 годы функции главы белорусского государства выполнял Председатель Верховного Совета (до января 1994 года им был С. Шушкевич), однако большей реальной властью обладал Председатель Совета Министров В.Ф. Кебич.
|
|
Таким образом, до принятия Конституции Беларусь оставалась формально парламентской республикой, хотя Верховный Совет как высший законодательный и представительный орган не выполнял всей полноты своих властных полномочий. По мнению В. Чернова, в стране существовала «квазипарламентская советско-премьерская республика». На фоне острого социально-экономического кризиса возникла необходимость в общенациональном лидере, в роли которого мог выступать президент.
Серьезным аргументом в пользу введения поста Президента была также потребность в оперативном принятии решений и осуществлении решительных действий в различных сферах государственного регулирования.
Отвечая требованиям времени, разработчики Конституции Республики Беларусь не только установили в Беларуси президентскую систему правления, но и ввели новую для тогдашнего белорусского государства систему разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Тем не менее, в первой редакции Конституции не была детально проработана система «сдержек и противовесов» (в частности, перечень полномочий Президента и Парламента оставался открытым). Поэтому по инициативе Президента 24 ноября 1996 года состоялся республиканский референдум по вопросу внесения изменений и дополнений в Конституцию, на котором был принят президентский вариант Конституции, изменивший систему правления в Республике Беларусь. Если с 1994 года Беларусь была президентской республикой, то в 1996 году она превратилась в смешанную президентско-парламентскую республику с широкими полномочиями Президента. Кроме того, в первой редакции Конституции Президент считался главой государства и исполнительной власти (ст. 96). В настоящее время ст. 79 Конституции указывает, что Президент является только Главой государства. В результате республиканского референдума 17 октября 2004 года было внесено еще одно изменение в Конституцию, касающееся отмены ограничения количества сроков непрерывного пребывания в должности Президента одного лица. Срок полномочий Президента Республики Беларусь составляет 5 лет.
|
|
Президент Республики Беларусь как Глава государства выполняет важнейшие функции и задачи, обладает широкими полномочиями в системе органов государственной власти.
Основные функции Президента Республики Беларусь:
Гарантийная. Президент является гарантом: Конституции, прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 79); реализации основных направлений внутренней и внешней политики (ч. 2 ст. 79).
Содержание гарантийной функции раскрывается в ч. 2 ст. 79 Конституции, согласно которой Президент:
- принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности;
- обеспечивает политическую и экономическую стабильность;
- осуществляет посредничество между органами государственной власти.
Гарантийная функция Президента наделяет его особыми полномочиями. Для защиты Конституции Президент может предпринимать любые действия. Подобное полномочие закреплено в Конституции Франции 1958 года, наделяющей Президента правом принимать все возможные меры, когда республике, ее общественному строю угрожает опасность.
Арбитражно-интегративная функция Президента вытекает из его особого положения «над тремя ветвями власти». Президент стоит над системой разделения властей и выступает в роли арбитра, что позволяет ему предотвращать и разрешать возможные конфликты между ветвями власти. Президент олицетворяет единство всего белорусского народа, является посредником между обществом и государством. Согласно ст. 4 Закона «О Президенте Республики Беларусь», Президент приостанавливает свое членство в политических партиях и других общественных объединениях, преследующих политические цели, на весь срок полномочий с оглашением соответствующего заявления в печати. Таким образом, Президент находится вне поля политической борьбы и является символом гражданского согласия.
Роль арбитра между ветвями власти позволяет Президенту:
- потребовать от Палаты представителей принятия окончательного решения в случае неприятия ими согласительного текста законопроекта;
- вынести решение вопроса на республиканский референдум;
- регулировать деятельность политических партий и общественных объединений;
- в случае разногласия между законодательной и исполнительной властью Президент вправе отправить в отставку Правительство или распустить Палату представителей.
Президент имеет право распустить Палату представителей по собственной инициативе в случаях:
- отказа Палаты представителей в доверии Правительству. (Премьер-министр может поставить перед Палатой представителей вопрос о доверии Совету министров по представленной программе или по другому поводу). В случае отказа в доверии Президент вправе отправить в отставку Правительство или распустить Палату представителей;
- выражения Палатой представителей вотума недоверия Правительству. (Для выражения вотума недоверия Совету министров Палате представителей необходима одна треть голосов от ее полного состава). Вотум недоверия означает, что Правительство должно подать в отставку;
- повторного отклонения Палатой, представителей программы деятельности Правительства, что является частным случаем вотума недоверия, поэтому Правительство заявляет Президенту об отставке;
- двукратного отказа Палаты представителей в даче согласия Президенту на назначение кандидатуры на должность Премьер-министра. Право роспуска парламента президентом зафиксировано также в Конституции Франции. Так, в 1968 году Шарль де Голль воспользовался этим правом и распустил Национальное собрание.
Контрольная функция Президента Республики Беларусь заключается:
- в отношении исполнительной власти — в подотчетности Правительства Президенту; непосредственном подчинении Главе государства ряда министерств и ведомств; в праве отменять акты Правительства, решения местных исполнительных и распорядительных органов; в назначении Премьер-министра и руководителей республиканских органов государственного управления в порядке, предусмотренном Конституцией и законодательством;
- в отношении законодательной власти — в постановке перед Конституционным Судом вопроса о наличии фактов систематического и грубого нарушения Конституции палатами Парламента; приостановке действия решений местных Советов; в усложненном праве отлагательного вето при подписании законов, принятых Парламентом (для преодоления президентского «вето» необходимо повторное одобрение закона 2/3 от полного состава обеих палат Парламента);
- в отношении судебной власти – в назначении на должность Председателей и судей Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Председателя и 6 судей Конституционного Суда, а также освобождении их от должности в порядке, предусмотренном Конституцией и законами. Практика назначения на должность представителей высших судебных инстанций является характерной для президентских и смешанных президентско-парламентских республик. К примеру, в Конституции США за президентом закреплено право назначать судей Верховного Суда.
Нормотворческая функция Президента Республики Беларусь выражается в праве:
- законодательной инициативы, в том числе и по вопросам изменения и дополнения Конституции путем внесения законопроектов в Парламент либо вынесение их на республиканский референдум;
- обратиться в Конституционный Суд с запросом о соответствии нормативных актов действующей Конституции;
- подписания законов, принятых Парламентом;
- издания декретов, указов и распоряжений.
Декреты Президента Республики Беларусь имеют силу закона, т.е. наивысшую юридическую силу наравне с законами, издаваемыми Парламентом, и уступают в этом отношении только Конституции как Основному закону. Согласно ч. 2 ст. 28 Закона «О Президенте Республики Беларусь», декреты Президента Республики Беларусь бывают двух видов:
- Декреты, издаваемые па основании закона. Обе палаты Парламента по предложению Президента могут делегировать ему свои законодательные полномочия. Такое решение принимается большинством голосов от полного состава палат и оформляется в виде закона, при этом указывается предмет регулирования делегированных полномочий, а также срок на издание декретов. Согласно ч. 2 ст. 101 Конституции, не допускается делегирование полномочий Президенту на издание декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституций, ее толкование; изменение и дополнение программных законов; утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении; изменение порядка выборов Президента и Парламента, ограничение конституционных прав и свобод граждан. Кроме того, предусматривается, что Президент не может изменить данный закон о делегировании ему полномочий, а также принимать нормы, имеющие обратную силу.
- Временные декреты издаются Президентом по собственной инициативе или по предложению Правительства (в данном случае они скрепляются подписью Премьер-министра) в силу особой необходимости. Это является гарантией осуществления Президентом оперативного управления страной. Временные декреты должны быть в трехдневный срок, с момента издания, представлены на рассмотрение Парламента. Они сохраняют силу, если не будут отменены не менее чем 2/3 голосов от полного состава каждой из палат Парламента. В случае отмены временного декрета Парламент может сам урегулировать законом отношения, по поводу которых издавался декрет.
Временный декрет как и декрет, издаваемый на основе закона, не может регулировать отношения, предусмотренные ч. 2 ст. 101 Конституции. Однако, согласно ст. 30 Закона «О Президенте Республики Беларусь», данное ограничение не распространяется на временные декреты Президента в случае принятия им мер, предусмотренных ст. 79 Конституции, а именно: гарантии прав и свобод человека и гражданина, реализации основных направлений внутренней и внешней политики, охраны суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечения политической и экономической стабильности, преемственности и взаимодействия органов государственной власти, осуществления посредничества между органами государственной власти, защиты неприкосновенности, чести и достоинства Президента.
Таким образом, временный декрет – это исключительный нормативно-правовой акт главы государства, издаваемый в случае особой необходимости для оперативного регулирования наиболее важных общественных отношений.
Чтобы нормотворчество Парламента не вступало в противоречие с нормотворчеством Президента, в ч. 8 ст. 30 Закона «О Президенте Республики Беларусь» внесено изменение, касающееся принятия Парламентом проектов законов, расходящихся по содержанию с временными декретами. Данные законопроекты могут приниматься Парламентом: 1) после отмены или признания утратившим силу декрета или его соответствующих норм; 2) в случаях, когда проекты законов внесены в Палату представителей Президентом либо с согласия Президента.
Помимо декретов Президент издает и другие правовые акты, в том числе указы и распоряжения. Указы Президента Республики Беларусь могут иметь различную правовую природу и быть: 1) нормативно-правовыми актами; 2) индивидуально- правовыми актами; 3) актами толкования норм права.
Наименьшей юридической силой обладают распоряжения Президента Республики Беларусь - правовые акты, как правило, индивидуально-правового характера, направленные на осуществление организационных, контрольных, распорядительных и иных мероприятий, и принимаемые по вопросам неконституционного характера, относящихся к компетенции Главы государства.
Кроме выполнения названных функций Президент решает кадровые вопросы: назначает Председателя и 6 членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателей и членов Правления Национального банка, Председателя Комитета государственного контроля, Государственного секретаря Совета Безопасности, высшее командование вооруженных сил, а также освобождает вышеуказанных лиц от должности в порядке, предусмотренном Конституцией и законодательством.
Как Глава государства Президент Республики Беларусь является Главнокомандующим Вооруженными силами Республики Беларусь, решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь и о его прекращении; осуществляет помилование осужденных; устанавливает государственные праздники, награждает государственными наградами и присваивает классные чины и звания; ведет переговоры и подписывает международные договоры; назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь, а также принимает верительные грамоты дипломатических представителей иностранных государств.
Ряд полномочий Главы государства связаны с введением чрезвычайного и военного положения, приостановлением забастовки (но не более чем на трехмесячный срок).
Таким образом, обладая широкими полномочиями и находясь «над тремя ветвями власти», Президент Республики Беларусь обеспечивает эффективное взаимодействие законодательной и исполнительной власти, является залогом стабильности государственной власти и устойчивости белорусской политической системы.