Функции президента

Опр – это основные направления его деятельности, предусмотренные конституцией – ст 80. В рамках своих функций президент обладает конкретными полномочиями, предусмотренными конституцией и фед законодательством. Полномочия принято классифицировать по следующим сферам:

1) Полномочия в сфере формирования фед органов гос власти.

Президент с согласия гос думы назначает прецидателя правительств, назначает на должность по предложению прецидателя правительства заместителей прецидателч правительства заместителей прецидателя правительства и фед министров, устанавливает структуру фед органов исполнительной власти

Президент представляет совету федерации кандидатуры на должность судей конституционного суда, верховного, высшего арбитражного, генерального прокурора.

В порядке установленном фед законом суд назначает судей других фед судов.

Президент представляет гос думе кандидатуру на должность председателя цетро банка рф, пять членов ЦИК, представляет кандидатуру для назначения уполномоченного по правам человека в рф

2) Участие в законотворчестве

Согласно ст 107 констпрезедент подписывает и обнородует федеральные законы, а также обладает правом отлагательного вето.

Президент обладает правом законодательной инициативы, наделен полномочием обращаться в контитуционный суд рф с запросами о толкование конституции рф, либо о проверке конституционности инныхнпа

3) Функционирование исполнительных органов гос власти

Президент имеет право председательствовать на заседаниях правительства, принимает решение об отставке правительства, может отменить нпа правительства. Перед вновь избранным президентом правительство слагает свои полномочия. Президент определяет систему и структуру фед органов гос власти, так и структуру.

Президент в соответствии с конституцией непосредственно руководит деятельностью ряда фед органов исполнительной власти МВД, МЧС, МИД, ФСБ и др.

Президент утверждает по представлению прец правительства положения об этих органах, назначает их руководителей, координирует деятельность данных органов.

4) Обеспечение полномочий федгос власти на всей территории рф

Реализация данного направления своих полномочий способствует гос советрф, а также полномочные представители президента и федеральные инспекторы.

5) Внешняя политика и оборона (верховный главнокомандующий, в случае огрессии может вносить военное положение)

6) Иные сферы: решение вопросов гражданства рф, предоставления полит убежища, награждения гос наградами рф, присвоение почетных званий и высших спец званий, осуществляет помилование, назначает референдум рф и выборы депутатов гос думы

Для выполнения своих полномочий президент формирует администрацию президента

Акты президента в соответствии с конституцией ст 90 издает указы и распоряжения обязательные для исполнения на всей территории РФ

Полномочия по формированию и руководству исполнит. властью.

Решение о недоверии Пр-ву может вынести ГД, но оно не является для Президента обязательным.

В администр. П-та входят руководитель, I помощник и помощники П-та, полномочные представители, главное управление П-та, аппарат Со-вета безопасности и т.д.

2. Полномочия по взаимодействию с федер., законод и суд властя-ми.

ГД не может быть распущена:

- в течение 1 года после ее избрания

- с момента выдвижения ГД обвинения против П-та до принятия соотв. решения СФ

- в период действия на всей территории РФ военного и ЧП

- в течение 6 месяцев до окончания срока полномочий Президента.

Президент обладает правом отлагательного вето, т.е. право не под-писывая, отклонить з-н, принятый ФС. Порядок опублик. и вступления в силу ФС предусмотрен ФЗ от 25 мая 94 г. "О порядке опубликования и вступления в силу ФКЗ, ФЗ, актов палат ФС" СЗ РФ 94г., № 8.

3. Полномочия в области безопасности и обороны.

4. Полномочия в области внешней политики, междун. отношений.

5. Иные полномочия Президента РФ.

Если законод. органы субъектов РФ не согласны с актами Прези-дента, они вправе обратиться в Конст. суд, решение кот. о неконстит. ука-зов влечет утрату ими юр. силы.

Указы Президента бывают 2-х видов:

1) носящие нормативный характер, т.е. содержащие правовые предпис-ия неопределенному кругу субъектов, рассчитанные на длительное и многократное применение. Н-р, указ от 10 июня 1994 г. "Об обеспечении взаимодействия П-та РФ и П-ва РФ".

2) носящие индивидуальный х-р: о приеме в гр-во, о приеме на должность, о награждении

№73.Фед. Собрание - парламент РФ: понятие, значение, место в системе федеральных органов государственной власти.

Федеральное собрание – парламент рф является представительным, законодательным органом гос власти рф.

Функции федерального собрания:

1. Законодательная функция. Это единственный на уровне рф орган, который имеет право принимать законы

2. Представительная функция – представляет интересы как интересы многонационального народа, так и субъектов рф (совет фед-ции)

3. Контрольная функция. (вытекает из полномочий). Контроль за исполнительной властью в процессе принятия бюджета, утверждения отчета о его исполнения, по средствам выражения не доверия правительству, заслушивания отчетов прецидателя правительства о деят. правительсятва и тд

Федеральное собрание – это постоянно действующий, коллегиальный орган.

Федеральное собрание состоит из 2 палат. Палаты федерального собрания заседают раздельно. Заседания палат федерального собрания являются открытыми. В случаях предусмотреных в проводить закрытые заседания.ных регламентом палаты она. Палаты федерального собрания могут собираться совместно, для заслушивания посланий президента, конституционного суда, выступлений руководителей иностранных государств. Это один из высших органов государственной власти в стране.

Высшую законодательную власть в государстве осуществляет парламент. Парламент – это представительный орган страны, наделенный полномочиями по осуществлению законодательной власти в государстве и олицетворяющий ее. Парламент РФ – это Федеральной Собрание РФ, оно является высшим представительным и законодательным органом РФ (ст. 94 Конституции РФ). Федеральное Собрание осуществляет законодательную власть в РФ независимо от других органов государственной власти РФ.

№74. Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

Согласно части 2 ст 95 конституции в совет федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по 1 от представительного и исполнительного органа гос власти.

В соответствии с ФЗ от 5 августа 200о года о порядке формирования СФ членом федерации может быть избран гражданин РФ достигший 30 лет, не имеющий гражданства иностранного гос-ва, либо вида на жительства, либо другого документа подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного гос-ва.

Кандидат для избрания, в качестве представителя в совет федерации должен быть депутатом законодательного органа гос власти субъекта рф, депутатом представительного органа представит органа муниципального образования расположенного на территории субъекта рф, органом гос власти которого осуществляется его избрание, назначение членом совета фед.

Член совета фед. представитель от законодательного органа гос власти субъекта избирается законодательным органом гос власти субъекта рф на срок полномочий этого органа. Белоусов и Шамков – это сенаторы от алт края. Представитель в сов федер от представительного органа гос власти субъекта рф назначается высшим должностным лицом исполнительного органа гос власти субъекта рф на срок его полномочий. Полномочия члена совета федерации начинаются со дня принятия сов федерации решения о подтверждение полномочий данного члена совета федерации. Полномочия члена совета федерации прекращаются со дня принятия советом федерации решения о подтверждении полномочий нового члена совета федерации.

№75. Порядок формирования Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Состоит из 450 депутатом и избирается сроком на 5 лет.

Депутатом может быть избран гражданин рф достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

Порядок выбора от 18 мая 2005 года о выборах депутатов государственной думы федерального собрания рф.

В соответствии с контституций и фед законом в гос думу избирается 450 депутатов по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов поданных за федеральные списки кандидатов от политических пратий. Кандидаты в депутаты гос думы выдвигаются в составе фед списков кандидатов на съезде полит партии. Политическая партия вправе включать в фед. Список кандидатов людей, не входящих в политические партии. Общее число кандидатов, включенных в список не превышать 600 человек.

Согласно действующему законодательству к распределению депутатских мандатов допускаются фед списки кандидатов, каждый из которых получил 5 % и более голосов избирателей, принявших участие в избрании. При распределении мандатов депутатов гос думы используется методика Томаса Херра в купе с правилом наибольшего остатка.

Проектом нового закона предолагается разделить всю территорию РФ на би номинальных 225 бинаминальных округов.

№76. Правовой статус депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.

Правовой статус депутата – это профессиональная деятельность депутата гос дума или члена совета фед. Федерального собрания, закрепленная в нормах права.

Структура прав.статуса:

1) Требования предъявляемые к депутату

2) Запреты и ограничения

3) Права и обязанности

4) Срок полномочий

5) Гарантии деятельности депутата или члена совета фед.

Источники регламентации: Конституция, регламенты, ФЗ

Депутат гос думы – это избранный народом РФ представитель уполномоченный осуществлять в гос думе законодательную власть и иные полномочия предусмотренные фед законодательством.

Правовой статус члена сов федерации –это представитель субъекта рф уполномоченный в сов фед осуществлять законодательную власть и иные полномочия предусмотренные фед законодательством.

Одно и то же лицо не может одновременно являться членом совета фед и депутатом гос думы. Депутат гос думы не может быть представителем иных представителем иных представительных органов гос власти и органов местного самоуправления.

Полномочия члена сов фед начинаются со дня принятия сов фед решения о подтверждении полномочий данного члена сов фед.

Полномочия члена сов фед прекращаются со дня принятия сов фед решения о подтверждения полномочий нового члена сов фед – представителя от того же органа гос власти субъекта РФ.

Срок полномочий депутатов гос думы начинается со дня их избрания и прекращается со дня начала работы палаты нового созыва.

Полномочия депгос думы и члена соф фед досрочно прекращ:

1. При наличие письменного заявления о слож. полномочий

2. Утрата гражданства

3. Вступление в законную силу обвинительного приговора суда

4. Избрание депутатом зак органа субъекта РФ или органа местного самоуправления, назначение на иную гос должность РФ, гос должность субъекта федерации, гос должность гражданской службы, муиц. Должность муниц. Службы, осуществление предпринимательской или иной оплачиваемой деятельности, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Признание депутата гос думы или члена сов фед недееспособны, безвестно отсутствующим или умершим по решению суда, смерть депутата.

Специальные осн.

Депутата гос думы прекращаются в случае роспуска гос думы или выхода из состава фракции по личному заявлению. (сами партии не могут из фракции исключить)

Полномочия члена сов фед по представления председателя совета фед могут быть прекращены досрочно избравшим (назначившим его органом гос власти) в том же порядке, в котором осуществляется его избрание (назначения) членом сов фед.

Член сов фед, депутаты работают на постоянной основе.

Формы деятельности членов сов фед и депутатов:

1. Участие в заседаниях соответствующ палаты, совместных заседаниях палат ФС

2. Участие в работе соответствующих комитетов и комиссий палат, согласительных комиссий, создаваемых палатами фед. Собрания.

3. Участие в выполнении поручений соответствующих палат и их органов

4. Участие в парламентских слушаниях по отдельным вопросам.

5. Обращение с депутатским запросом

6. Работа с избирателями

7. Иные

По вопросам своей деятельности депутат пользуется правом на прием в первоочередном порядке руководителями и другими должностными лицами органов гос власти, органов местного самоуправления, предприятий и организаций.

Члены сов фед и депутаты в установленном порядке обеспечиваются документами, другими информационными и справочными материалами, официально распространяемыми гос органами и общественными объединениями.

Член совета фед и депутат имеют преимущественное право выступать по вопросам депутатской деятельности по своим вопросам в СМИ.

Депутаты гос думы и члены сов фед обладают неприкосновенностью в течении всего срока их полномочий. Они не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности, арестованы, подвергнуты обыску или допросу без согласия соответствующей палаты ФС, кроме случаев задержания на месте преступления, а также случаев, когда это предусмотрено ФЗ для обеспечения безопасности др людей.

Неприкосновенность парламентария распр на его жилое, служебное помещение, багаж, личное и служ-ное транспортное сред-во, переписку, средства связи, а также принадлежащие ему документы.

Демунитет – депутат гос думы и член сов фед не могут быть привлечены к ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании и др действия соответствующие их статусу, в том числе и по истечению срока их полномочий. Искл только когда публичные оскорбления.

О неприкосновенности лишается по представлению ген прокурора РФ направляемому в соответствующую палату фед собрания. Палата рассматривает представление ген прокурора, принимает по нему мотивируемые решение и в 3 дневный срок извещает прокурора.

Жизнь и здоровье деп и члена подлежат гос страхованию за счет фед бюджета.

Срок полномочий деп и члена засчитывается в стаж фед государственной службы.

По окончанию полномочий предоставляется прежняя работа, должность, а при ее отсутствии другая равноценная работа по предыдущему месту или с его согласия в др организации.

Членам сов фед и депгос думы устанавливается ежимесечное денежное вознаграждение в размерах денежного вознаграждения федерального министра.

Член сов фед имеет право на внеочередное послеление в гостинице в течение 1 часа в номере с телефоном.

Парламентариям не имеющим жилой площади в Москве на период осуществления ими своих полномочий в 3 месячный срок предоставляется служебное жилое помещение предусмотренное жилищным законодательством.

Депутаты гос думы имеющему трудовой стаж равный требуемому для назначению пенсии по старости, полномочия которого прекращены в связи с роспуском гос думы гос пенсия с его согласия назначается досрочно, но не ранее чем за два года до у становленного законодательством пенсионного возраста. Свыше 3 лет выше 50%

Депутатам предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 дня. Предоставляется медицинское и санаторно-курартное бытовое обеспечение на условиях уст-ых для членов правительства рф.

Расходы органов гос власти, органов местного самоуправления, предприятий организаций связанные с материальным обеспечением деятельности депутатов относятся за счет средств федерального бюджета.

Член сов фед и депутат имеет право иметь до 5 помощников по работе в совете фед или го думе соотвтственно, на территории субъекта федерации, работающих по срочному служебному контракту или договору и до 40 помощников на добровольных началах (максимум 45 чел).

№77. Организационная структура и порядок работы палат Федерального Собрания.

орядок деятельности Государственной Думы ФС РФ определяется Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами и Регламентом палаты.

Основные принципы организации деятельности Государственной Думы: 1) политическое многообразие депутатских групп и многопартийность;

2) свободное обсуждение и коллективное разрешение поставленных задач.

Государственная Дума работает в периоды сессий: 1) весенней (с 12 января по 20 июня); 2) осенней (с 1 сентября по 25 декабря).

Сессия работы Государственной Думы – это период, в течение которого осуществляется работа нижней палаты Федерального Собрания, созываются заседания палаты, комитетов Государственной Думы, ее Совета, проходят парламентские слушания, работают парламентские фракции, комитеты, рабочие группы.

Государственная Дума нового созыва собирается на первое заседание на 30-й день после выборов. Президент РФ может созвать депутатов на первое заседание ранее этого срока. Первое заседание всегда открывается старейшим по возрасту из депутатов.

Согласно Регламенту Государственной Думы последующие заседания палаты открывает председатель Государственной Думы.

На своем первом заседании Государственной Думы депутаты избирают органы палаты: 1) Председателя Государственной Думы; 2) Счетную комиссию;

3) Временную комиссию по Регламенту и организации работы Государственной Думы; 4) Временный секретариат. Эти решения Государственной Думы оформляются постановлениями.

Заседания нижней палаты Федерального Собрания РФ проходят открыто и освещаются в средствах массовой информации, за исключением случаев, установленных Регламентом Государственной Думы, либо в случае принятия решения о проведении закрытого заседания большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов. На закрытых заседаниях вправе присутствовать: Президент РФ, Председатель и члены Совета Федерации, Председатель Правительства РФ и его члены, а также иные лица, перечисленные в Регламенте Государственной Думы.

Заседания Государственной Думы проходят отдельно от заседаний верхней палаты Федерального Собрания, однако на заседаниях Государственной Думы могут присутствовать члены Совета Федерации.

Решения на заседаниях Государственной Думы принимаются голосованием (открытым или тайным) из расчета один голос у одного депутата. Голосования могут быть тайными и открытыми (путем прямого голосования). Каждый депутат голосует самостоятельно, руководящие органы политических партий не могут принуждать своих членов голосовать за то или иное решение.

Заседание нижней палаты Федерального Собрания правомочно, если на нем присутствует большинство от общего числа депутатов (т. е. 226 депутатов и более).

На заседаниях Государственной Думы ведутся: 1) протоколы (они подписываются председательствующим на заседании); 2) стенограммы (они подлежат официальному опубликованию, за исключением стенограмм закрытых заседаний).

Регламент Государственной Думы устанавливает периоды для работы депутатов с избирателями – каждая последняя неделя месяца.

Деятельность Государственной Думы оканчивается с момента начала работы Государственной Думы нового созыва (первого ее заседания)

Совет Федерации в настоящее время является постоянно действующим органом власти, тогда как ранее он собирался периодически для решения своих непосредственных задач. Поэтому в Совет Федерации сегодня входят не собственно высшие должностные лица субъектов РФ, а их уполномоченные представители.

Непосредственная работа верхней палаты Федерального Собрания РФ ведется в периоды сессий (с 1 октября по 31 июля каждого года) с перерывами на парламентские каникулы.

В работе Совета Федерации имеются еще перерывы заседаний палаты, которые представляют собой процессуальные перерывы в работе в связи с необходимостью отдыха парламентариев либо устранением препятствий в работе (недостатков, неясностей в поставленных на заседании вопросах). В этом случае работа палаты Федерального Собрания считается продолжающейся и непрерывной.

Порядок деятельности Совета Федерации, его органов и должностных лиц определяется Конституцией РФ, федеральными законами, его Регламентом и решениями.

Заседания Совета Федерации всегда открытые, за исключением случаев, предусмотренных Регламентом палаты, когда могут проводиться закрытые заседания.

Они всегда проходят отдельно от нижней палаты Федерального Собрания, за исключением случаев заслушивания посланий Президента РФ и Конституционного Суда РФ, а также выступлений руководителей иностранных государств. В этих случаях работа палат Федерального Собрания РФ осуществляется в рамках совместного заседания.

Заседания Совета Федерации правомочны, если на них присутствуют более половины членов палаты от общего числа членов палаты.

Совет Федерации принимает решения на общем заседании палаты путем прямого тайного или открытого голосования по каждому вынесенному на обсуждение вопросу. Однако основная работа по подготовке вопросов к обсуждению в Совете Федерации осуществляется специальными комитетами, например по рассмотрению вновь принятого Государственной Думой федерального закона.

Вся непосредственная работа Совета Федерации РФ осуществляется в рамках заседаний палаты и работы специально формируемых в ее составе рабочих групп.

Особый порядок предусмотрен для такой деятельности, как одобрение федеральных законов, принятых Государственной Думой.

Совет Федерации должен выразить свое одобрение специальным постановлением в течение 14 дней со дня поступления в Совет федерального закона либо в течение этого же срока выразить свое неодобрение. Если такое неодобрение не выражено в течение 14-дневного срока, то считается, что Совет Федерации выразил молчаливое согласие.

К обсуждению ответственный комитет Совета Федерации должен подготовить и представить сопроводительные документы в течение 14 дней со дня поступления в Совет Федерации федерального закона. Если ответственный комитет не подготовил соответствующие документы, то Совет Федерации сразу направляет федеральный закон на подписание Президенту РФ, таким образом обеспечивается скорейшее принятие федерального закона. Для тех же целей установлен срок направления постановления Совета Федерации в Государственную Думу об отклонении поступившего федерального закона или о его одобрении – 5 дней.

№78. Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ по Конституции 1993 г

Основная функция Государственной Думы РФ – обсуждение и принятие федеральных конституционных и федеральных законов.

Иные полномочия Государственной Думы (ст. 103 Конституции РФ): 1) внесение Думой или ее депутатами законопроектов на обсуждение палаты; 2) рассмотрение кандидатуры Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом РФ; 3) решение вопроса о доверии Правительству РФ; 4) назначение на должность и освобождение от нее Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека; 5) объявление амнистии; 6) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

№79. Полномочия Совета Федерации Федерального Собрания РФ по Конституции 1993 года.

омпетенция – это установленный Конституцией РФ и федеральными законами объем полномочий государственных органов и должностных лиц.

Компетенция Совета Федерации РФ – это установленный Конституцией РФ объем полномочий и обязанностей.

Совет Федерации – это верхняя палата Федерального Собрания РФ, поэтому его главной функцией является одобрение (неодобрение) принятых Государственной Думой федеральных законов.

Иные полномочия Совета Федерации ФС РФ: 1) назначение на должность и освобождение от нее вышестоящих должностных лиц государства: судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ, а также Председателя Счетной палаты и др.; 2) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за ее пределами; 3) утверждение Указов Президента РФ о введении чрезвычайного и военного положения на территории РФ; 4) утверждение изменения границ субъектов РФ; 5) внесение законопроектов или поправок к законам в Государственную Думу РФ; 6) назначение выборов Президента РФ; 7) отрешение Президента РФ от должности.

Согласно ст. 106 Конституции РФ Совет Федерации обязательно рассматривает и выносит решение об одобрении (неодобрении) вновь принятых федеральных законов по вопросам: 1) федерального бюджета; 2) федеральных налогов и сборов; 3) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; 4) ратификации и денонсации международных договоров РФ; 5) статуса и защиты государственной границы РФ; 6) войны и мира.

Все решения по вопросам, относящимся к компетенции Совета Федерации, принимаются на заседаниях палаты и в рамках ее рабочих комитетов и групп.

№80. Акты палат Федерального Собрания РФ.

АКТЫ ПАЛАТ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ - решения, принимаемые палатами Федерального Собрания - Государственной Думой и Советом Федерации по вопросам их ведения. Согласно ст.ст. 102 и 103 Конституции РФ Совет Федерации и Государственная Дума, осуществляя свои полномочия, принимают решения в форме постановлений. Постановлением палаты оформляется и принимаемый палатой закон, и политическое заявление или обращение. При этом каждая из палат принимает постановления по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией РФ, а также по вопросам организации своей внутренней деятельности. По общеполитическим и социально-экономическим вопросам Совет Федерации и Государственная Дума могут выступать с заявлениями, обращениями, принимаемыми в том же порядке, что и постановления палат. Обе палаты Федерального Собрания могут принять постановление в целом, могут принять проект постановления за основу. В последнем случае дальнейшее обсуждение и голосование проводятся по пунктам и (или) частям проекта постановления. После принятия в целом всех пунктов, частей проекта постановления проводится голосование по принятию постановления в целом. Постановления принимаются большинством голосов (т.е. не менее чем 50% плюс один голос) от общего числа членов (депутатов) палаты, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ. Например, решение Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента РФ должно быть принято 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы; при несогласии Государственной Думы с решением Совета Федерации об отклонении принятого ею федерального закона последний считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов этой палаты. Не менее 2/3 голосов требуется при принятии постановления об одобрении федерального конституционного закона. Постановление о поддержке предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 3 Конституции РФ должно набрать 3/5 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Юридическая сила принимаемых Федеральным Собранием законов неодинакова. Первое место в иерархии законов занимают законы Российской Федерации о поправках к Конституции РФ. Они имеет такую же юридическую силу, что и сама Конституция РФ. На втором месте стоят федеральные конституционные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, и не могут ей противоречить. Третье место отводится федеральным законам, принимаемым по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к предметам исключительного ведения Российской Федерации и к предметам совместного ведения Российской федерации и ее субъектов. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

№81. Понятие и стадии законодательного процесса в Российской Федерации.

Законодательный процесс в РФ – это совокупность определенных действий Федерального Собрания РФ, направленных на принятие нормативно-правовых актов.

Стадии законодательного процесса: 1) законодательная инициатива; 2) предварительное рассмотрение законопроектов; 3) рассмотрение законопроекта в Государственной Думе; 4) принятие закона; 5) рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации; 6) подписание Президентом РФ и обнародование закона.

Существует особая стадия законотворческого процесса – преодоление разногласий между Советом Федерации и Государственной Думой РФ. Эта стадия не всегда присутствует в законотворческом процессе, а только в случае возникновения таких разногласий по содержанию текста закона.

Правом законодательной инициативы обладают субъекты, перечисленные в Конституции РФ. Все субъекты законодательной инициативы в Федеральное Собрание РФ вправе вносить законопроекты по вопросам, относящимся к их ведению, и в пределах своей компетенции. Законопроект считается внесенным в Государственную Думу со дня его регистрации в управлении документационного обеспечения Аппарата Государственной Думы, где заводится электронная регистрационная карта, в которой отражаются все стадии законодательного процесса.

Предварительное рассмотрение законопроекта в Государственной Думе начинается по истечении 14 дней. Предварительное рассмотрение законопроекта осуществляется специальным комитетом по рассмотрению законопроекта. На этой стадии законопроект должен пройти правовую экспертизу.

После предварительного рассмотрения законопроект представляется в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение Думы не позднее чем за 14 дней.

Рассмотрение законопроекта может проходить в трех чтениях. Законопроект может быть принят в первом же чтении, только если не возникает никаких разногласий по тексту законопроекта. В противном случае должна быть проведена процедура урегулирования разногласий.

После прохождения всех согласительных процедур (либо при их отсутствии после первого же чтения) законопроект должен быть принят. С этого момента законопроект считается федеральным законом.

Федеральный закон, принятый Государственной Думой, не может быть подписан Президентом РФ и обнародован, если не был одобрен Советом Федерации.

Одобрение Совета Федерации может быть в выраженной (в виде постановления Совета Федерации) и молчаливой формах (в виде отсутствия какого бы то ни было ответа на законопроект в течение 14 дней со дня его поступления на рассмотрение Совета Федерации).

Подписание и обнародование федерального закона, принятого Государственной Думой и одобренного Советом Федерации, осуществляется Президентом РФ в течение 14 дней со дня его поступления.

Президент РФ обладает правом отлагательного вето в отношении поступивших к нему на подпись федеральных законов. Отлагательное вето означает, что Президент РФ обладает не абсолютным правом в отношении воспрепятствования обнародованию «неугодных» федеральных законов, а ограниченным, так как Федеральное Собрание может в установленной форме преодолеть вето Президента РФ (в этом случае Президент обязан подписать закон в течение 7 дней).

№82. Правительство РФ - высший орган исполнительной власти рф: состав и порядок формирования.

Согласно принципу разделения властей, на основе которого строится государственная власть в Российской Федерации, основное назначение исполнительной власти состоит в осуществлении управленческой, организационной деятельности, направленной на исполнение правовых актов, принятых представительными органами.

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ (ст. 110 Конституции РФ).

Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти в России, которую образуют: федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации в пределах ведения Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов.

Правительство РФ организует исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента, международных договоров, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства России.

Правовой основой деятельности Правительства РФ является гл. 6 Конституции Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. (в редакции от 31 декабря 1997 г.) «О Правительстве Российской Федерации», * федеральные законы, указы Президента.

Конституционно – правовой статус Правительства РФ складывается из совокупности конституционных норм, закрепляющих его положение в системе органов государственной власти. Конституционно-правовой статус Правительства РФ включает в себя следующие элементы:

1) правовые нормы, регулирующие порядок формирования, срок полномочий, отставку Правительства РФ;

2) правовые нормы, устанавливающие компетенцию Правительства РФ;

3) правовые нормы, регулирующие порядок деятельности Правительства РФ.

Конституционный статус Правительства РФ, возглавляющего единую систему исполнительной власти, обусловливает необходимость рассмотрения его связей с Президентом как главой государства, с Федеральным Собранием как представительным органом, осуществляющим законодательную власть, с органами судебной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации.

№83. Организация работы Правительства РФ.

Статья 24. Полномочия Председателя Правительства Российской Федерации по организации работы Правительства Российской Федерации

Председатель Правительства Российской Федерации возглавляет Правительство Российской Федерации, определяет в соответствии с КонституциейРоссийской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу.

Председатель Правительства Российской Федерации:

представляет Правительство Российской Федерации в Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации;

ведет заседания Правительства Российской Федерации, обладая правом решающего голоса;

подписывает акты Правительства Российской Федерации;

представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении;

Комментарий ГАРАНТа

распределяет обязанности между членами Правительства Российской Федерации.

Председатель Правительства Российской Федерации систематически информирует Президента Российской Федерации о работе Правительства Российской Федерации.

Комментарий ГАРАНТа

Статья 25. Полномочия заместителей Председателя Правительства Российской Федерации

Заместители Председателя Правительства Российской Федерации:

участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства Российской Федерации, в выработке и реализации политики Правительства Российской Федерации;

участвуют в подготовке постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, обеспечивают их исполнение;

координируют в соответствии с распределением обязанностей работу федеральных органов исполнительной власти, дают им поручения;

предварительно рассматривают предложения, проекты постановлений и распоряжений, внесенные в Правительство Российской Федерации;

осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Комментарий ГАРАНТа

Статья 26. Полномочия федеральных министров

Федеральные министры:

участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства Российской Федерации;

принимают участие в подготовке постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, обеспечивают их исполнение;

принимают участие в выработке и реализации политики Правительства Российской Федерации;

обладают установленными законодательством Российской Федерации полномочиями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти;

координируют и контролируют деятельность федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств;

назначают на должность и освобождают от должности заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, по представлению руководителей этих органов.

Правительство Российской Федерации решает вопросы с обязательным участием федеральных министров или представителей федеральных министерств, к ведению которых отнесены эти вопросы.

При осуществлении своих полномочий федеральные министры подотчетны Правительству Российской Федерации, а по вопросам, отнесеннымКонституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами к полномочиям Президента Российской Федерации, и Президенту Российской Федерации.

Комментарий ГАРАНТа

Статья 27. Заседания Правительства Российской Федерации

Заседания Правительства Российской Федерации проводятся не реже одного раза в месяц.

Заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры участвуют в заседаниях лично. В случае невозможности участия в заседании заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры информируют об этом Председателя Правительства Российской Федерации.

Представители палат Федерального Собрания, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, иные лица вправе участвовать в заседаниях Правительства Российской Федерации в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами либо в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации может рассматривать отдельные вопросы на своих закрытых заседаниях.

Подготовка и проведение заседаний Правительства Российской Федерации осуществляются в соответствии с Регламентом Правительства Российской Федерации.

Материалы заседаний Правительства Российской Федерации и принятые по этим материалам решения относятся к служебной информации, порядок распространения которой устанавливается Регламентом Правительства Российской Федерации, если иное не определено федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Правительство Российской Федерации информирует граждан через средства массовой информации о вопросах, рассмотренных на своих заседаниях, и о принятых по этим вопросам решениях.

Статья 28. Вопросы, решения по которым принимаются исключительно на заседаниях Правительства Российской Федерации

Исключительно на заседаниях Правительства Российской Федерации:

принимаются решения о представлении Государственной Думе федерального бюджета и отчета об исполнении федерального бюджета, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов;

рассматриваются проекты программ экономического и социального развития, связанных с созданием свободных экономических зон;

устанавливается номенклатура товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен;

устанавливаются объемы выпуска государственных ценных бумаг;

принимаются решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроектов в Государственную Думу;

рассматриваются проекты программ приватизации федеральной государственной собственности;

рассматриваются вопросы предоставления дотаций, субсидий, оказания иной поддержки на безвозвратной основе за счет средств федерального бюджета, а также вопросы оказания финансовой поддержки на возвратной основе, при сроке возврата более двух лет;

рассматриваются вопросы приобретения государством акций;

рассматриваются вопросы заключения подлежащих ратификации международных договоров Российской Федерации;

принимаются решения о подписании соглашений с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

образуется Президиум Правительства Российской Федерации;

утверждаются положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти;

устанавливается порядок создания и обеспечения деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

утверждается Регламент Правительства Российской Федерации;

утверждается Положение об Аппарате Правительства Российской Федерации;

рассматриваются ежегодные отчеты Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

Комментарий ГАРАНТа

Статья 29. Президиум Правительства Российской Федерации

Для решения оперативных вопросов Правительство Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации может образовать Президиум Правительства Российской Федерации.

№84. Акты Правительства РФ.

Полномочия Правительства Российской Федерации реализуются посредством его актов - постановлений и распоряжений, которые издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ (ст. 115 Конституции). Правительство РФ обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Акты Правительства РФ, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений.
Порядок принятия актов Правительства устанавливается Правительством РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ.
Согласно Положению о подготовке проектов постановлений и распоряжений Правительства РФ, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 1993 г. <*>, проекты актов Правительства вносятся в Правительство его членами, руководителями центральных органов федеральной исполнительной власти, главами исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Поступающие в Правительство предложения граждан, организаций и предприятий о принятии решений Правительства направляются для предварительного рассмотрения указанным органам исполнительной власти

Проекты актов Правительства РФ вносятся в Правительство с приложением пояснительной записки, содержащей обоснования и прогнозы ожидаемых социально-экономических и иных последствий их реализации. Они подлежат обязательному согласованию с заинтересованными органами представительной и исполнительной власти, государственными, общественными и другими организациями. Проекты актов Правительства Российской Федерации нормативного характера должны в обязательном порядке согласовываться с Министерством юстиции РФ.
При внесении в Правительство предложений, требующих принятия закона Российской Федерации или решения Президента Российской Федерации, одновременно с предложением представляются проекты соответствующих актов и необходимые документы к ним.
Постановления и распоряжения Правительства подписываются Председателем Правительства РФ.
Порядок опубликования и вступления в силу актов Правительства определяется Президентом Российской Федерации. Согласно Указу Президента РФ от 23 мая 1996 г. "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" <*>, акты Правительства подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Акты Правительства Российской Федерации подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" и "Собрании законодательства Российской Федерации" в течение 10 дней после дня их подписания. Официальным опубликованием актов Правительства считается публикация их текстов в "Российской газете" или в "Собрании законодательства Российской Федерации".

№85. Компетенция Правительства Российской Федерации.

Полномочия Правительства РФ (ст. 114 Конституции РФ): 1) разработка и представление Государственной Думе РФ проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения; 2) обеспечение проведения в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; 3) осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ; 4) осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; 5) управление федеральной собственностью; 6) осуществление мер по обеспечению законности и борьбе с преступностью; 7) иные полномочия, возложенные на Правительство РФ Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

Правительство РФ осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти – как федеральных, так и субъектов РФ – по вопросам, отнесенным к ведению РФ, совместному ведению РФ и ее субъектов. Правительство РФ обладает правом законодательной инициативы в Государственную Думу РФ, т. е. Правительство РФ вправе вносить законопроекты в Государственную Думу РФ, подготовленные по поручению Президента РФ, и направлять в палаты Федерального Собрания официальные отзывы о рассматриваемых федеральных законах и законопроектах.

Статья 13. Общие полномочия Правительства Российской Федерации

Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий:

организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;

осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;

формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;

реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Правительство Российской Федерации по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному конституционному закону и федеральным законам.

Правительство Российской Федерации осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании соответствующих соглашений.

Правительство Российской Федерации представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

№86. Организация законодательной власти в субъектах РФ.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ – постоянно действующий высший и единственный орган законодательной власти субъекта РФ, правой статус которого закрепляется законодательством.

Законодательные органы формируются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Структура и порядок формирования представительных органов субъектов РФ устанавливается конституцией (уставом) соответствующего субъекта РФ. В структуру законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ могут входить постоянно действующие депутаты (их число устанавливается законами соответствующего субъекта РФ), которые формируют из своего состава рабочие группы по разрешению вопросов организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения характера.

Порядок формирования представительных органов власти субъектов РФ: по единому избирательному округу избирается не менее 50 % депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъектов РФ, а в двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ – не менее 50 % депутатов одной из палат указанного органа пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.

На депутатов представительных органов власти субъектов РФ распространяется статус депутатов, включая депутатский иммунитет.

Депутатами представительного органа власти субъекта РФ могут быть избраны в установленном субъектом РФ порядке граждане РФ, достигшие определенного законом субъекта РФ возраста и не признанные судом ограниченно дееспособными или недееспособными.

Компетенция законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ: 1) принятие конституции (устава) субъекта РФ и поправок к ней, если иное не установлено конституцией субъекта РФ; 2) издание законов по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения РФ и ее субъектов в пределах полномочий субъекта РФ; 3) осуществление контроля за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта РФ; 4) иные полномочия, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Представительный (законодательный) орган власти субъекта РФ вправе принимать на своих заседаниях законы субъекта РФ и постановления.

Акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ считаются принятыми, если в этот орган на момент вынесения актов избрано не менее 2/3 от установленного числа депутатов, а на заседании присутствовало не менее установленного законами субъекта РФ числа депутатов.

Финансирование законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и их деятельности осуществляется из бюджета соответствующих субъектов РФ.

№87. Организация исполнительной власти в субъектах РФ.

Органы исполнительной власти субъектов РФ – органы, образованные в соответствии с Конституцией РФ и законами субъекта РФ, осуществляющие полномочия в пределах своей компетенции и полномочия органов исполнительной власти РФ в пределах, установленных договорами о разграничении предметов ведения РФ и ее субъектов.

Система органов исполнительной власти субъектов РФ входит в единую систему исполнительной власти РФ и включает в себя: 1) глава высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (высшее должностное лицо субъекта РФ); 2) высший исполнительный орган, включающий: органы, составляющие аппарат главы администрации; управления, комитеты, отделы и прочие службы администрации, находящиеся в двойном подчинении у главы администрации и соответствующих федеральных органов; территориальные органы федеральных министерств и ведомств.

Глава высшего исполнительного органа субъекта РФ одновременно является главой соответствующего субъекта РФ. Эта должность замещается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок выборов устанавливается законами соответствующего субъекта РФ.

Главой исполнительной власти субъекта РФ может быть гражданин РФ, обладающий в соответствии с федеральными законами, конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ набором определенных возрастных, образовательных и иных обязательных признаков.

Высшее должностное лицо субъекта РФ в соответствии со своей компетенцией вправе: 1) подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ в сфере регулирования отношений с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти иных субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей; 2) подписывать и обнародовать законы субъекта РФ; 3) формировать высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ; 4) осуществлять иные полномочия в соответствии с федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Акты высшего должностного лица субъекта РФ: 1) указы (постановления) – они носят нормативный характер; 2) распоряжения – издаются по конкретным вопросам.

Глава субъекта РФ может быть отрешен от должности за неисполнение своих обязанностей высшим законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ, Президентом РФ, населением соответствующего субъекта РФ в порядке отзыва.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в соответствии со своей компетенцией вправе: 1) осуществлять в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; 2) обеспечивать исполнение бюджета субъекта Федерации и готовить отчет об исполнении указанного бюджета; 3) формировать иные органы исполнительной власти субъекта РФ; 4) осуществлять иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта издает постановления и иные акты, установленные законами соответствующего субъекта РФ.

№88. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации.

Конституция РФ закрепляет: «Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Правосудие же достигается деятельностью судов.

Судебная власть в РФ согласно принципу разделения властей является самостоятельной ветвью власти. Задача судебной власти – отправление правосудия.

Отправление правосудия – установленная законом процессуальная деятельность судов, направленная на разрешение споров о действительном или предполагаемом нарушении норм права в порядке гражданского, административного, уголовного судопроизводства.

Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства в коллегиальном или единоличном (в суде первой инстанции) составах.

Непосредственно отправление правосудия осуществляют судьи, которые в своей деятельности независимы, подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам и обладают особым статусом судьи.

Судьи в РФ осуществляют деятельность в соответствии с принципами: 1) правосудие осуществляется только судом; 2) отправление правосудия осуществляется только от имени РФ.

Конституция РФ устанавливает основные принципы судопроизводства в РФ: 1) гласность судопроизводства; 2) непосредственное рассмотрение дел судами; 3) состязательность и равноправие сторон.

Гласность означает, что суды рассматривают дела открыто, т. е. в зале судебного заседания при рассмотрении дела могут присутствовать все желающие лица, если слушаемое дело не затрагивает личную, служебную, коммерческую, государственную и иную охраняемую законом тайну (в этих случаях проводится закрытое заседание).

Конституционный принцип непосредственного рассмотрения судом дел означает недопустимость проведения заочного разбирательства уголовных дел и гражданских в том случае, если рассмотрение дела не назначено в отсутствие заинтересованных в качестве санкции за их виновное поведение.

Принцип судебного разбирательства на основе состязательности и равноправия сторон означает, что стороны в своих правах на защиту и обязанностях по доказыванию равны.

Конституция РФ устанавливает особое право лиц, обвиняемых в совершении преступления и привлекаемых к уголовной ответственности, на рассмотрение уголовного дела судом с участием присяжных заседателей. Рассмотрение дела с участием присяжных заседателей осуществляется на основании ходатайства подсудимого.

Суды РФ образуют судебную систему РФ, которая представляет собой совокупность федеральных судов и судов субъектов РФ.

Федеральные суды: 1) Конституционный Суд РФ; 2) Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов РФ, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; 3) Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

Суды субъектов РФ: 1) конституционные (уставные) суды субъектов РФ; 2) мировые судьи.

№89. Состав, структура и порядок формирования Конституционного Суда РФ.

Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст. 1 ФКЗ от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» с изменениями от 8 февраля, 15 декабря 2001 г.).

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, один из которых является председательствующим и один – его заместителем.

Эти судьи избираются на пленарном заседании Конституционного Суда сроком на 3 года, тогда как общий срок полномочий судей составляет 15 лет.

Судьи Конституционного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Судьей Конституционного Суда РФ может быть назначен гражданин РФ, достигший 40-летнего возраста, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, а также обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Судьи Конституционного Суда РФ независимы и обладают неприкосновенностью.

Структура Конституционного Суда РФ включает в себя две палаты, одна их которых состоит из 10, а вторая из 9 судей Конституционного Суда. Палаты на каждом своем заседании избирают из своего состава председательствующего, который исполняет свои обязанности по руководству в рамках этого заседания.

Принципы деятельности Конституционного Суда:

1) независимость судей Конституционного Суда РФ;

2) коллегиальность рассмотрения дел;

3) гласность судебного заседания (допускается трансляция заседаний Конституционного Суда РФ);

4) состязательность и равноправие сторон (этот принцип для конституционного судопроизводства условный, так как решения выносятся на основании документов и собственно сторон нет).

№90. Компетенция Конституционного Суда РФ.

Конституционный Суд РФ вправе: 1) разрешать дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, Указов Президента РФ, актов Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ; договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; не вступивших в законную силу международных договоров РФ; 2) разрешать споры о компетенции: между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; между высшими государственными органами субъектов РФ; 3) давать заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; 4) выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения; 5) давать толкование Конституции РФ (по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов Федерации); 6) проверять конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, разрешаемом судом по жалобам граждан и запросам судов; 7) осуществлять иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами.

Статья 3. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации:

1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

№91. Акты Конституционного Суда РФ.

В целях осуществления конституционного контроля за соответствием Конституции РФ правовых актов различных органов государственной власти РФ и субъектов РФ Конституционный Суд РФ вправе по вопросам своей компетенции выносить постановления по делам о толковании статей Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ является единственным источником официального толкования Конституции РФ и иных федеральных законов РФ. Именно он принимает акты (постановления Конституционного Суда РФ), подлежащие применению на территории всей России, разъясняющие конституционные нормы и иные нормативные акты органов государственной власти РФ и ее субъектов.

Решения Конституционного Суда РФ, чтобы они обладали перечисленными свойствами (обязательными, правомочными), должны быть приняты в установленном законом порядке, т. е. решение Конституционного Суда РФ считается принятым, если на заседании присутствовало не ме


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: