Линии сравнения | Унитарное государство | Федерация | Конфедерация |
Территория | Непосредственно делится на административно-территориальные единицы | Субъекты федерации имеют собственное административное деление | Отсутствие единой территории(конфедерация состоит из территорий входящих в ее состав государств) |
Статус административно-территориальных единиц | Административно-территориальные единицы не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью, хотя в области хозяйственной, социальной и культурной деятельности их полномочия могут быть широкими | Национальные и административно-территориальные единицы обладают частичным суверенитетом, определенной политической самостоятельностью | Субъекты конфедерации-суверенные государства, обладающие правом свободного выхода из ее состава |
Гос.аппарат | Единая структура госаппарата на всей территории страны. Компетенция высших гос.органов ни юоидически, ни фактически не ограничена полномочиями местных органов | Существуют два уровня гос.аппарата:федеральный и уровень субъекта федерации. Парламент имеет двухпалатную стр-ру, причем одна из палат отражает интересы субъектов федерации и при ее формировании используется принцип равного представительства всех субъектов федерации вне зависимости от численности населения, проживающего на их территории | Конфедерация образует ет центральные органы,ко- торые обладают полномо- чиями, делегированными им гос. членами конфед. Эти органы не обладают прямой властью над госу- дарствами, входящими в конфедерацию. Их решения принимаются по принципу единогласия и осуществ- ляются только с согласия органов власти соответ- ствующих государств |
Гражданство | Единое.Административно-территориальные образования собственного гражданства не имеют | Двойное. Каждый гражданин- гражданин федерации и соответствующего субъекта федерации | Отсутствует. Каждое госу- дарство- член конфедерац. имеет свое гражданство |
Правовая система | Единая система права. Одна конституция, нормы которой применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий. Местные органы власти обязаны применять все нормативные акты, принимаемые центральными органами власти. Их собственные нормы носят сугубо подчиненный характер, распространяются лишь на соответствующую территорию | Существуют две правовые системы: федеральная и субъектов федерации. У последних имеется право принятия собственной конституции. Установлен принцип иерархии законов: конституция и законы субъектов федерации не должны противоречить федеральному законодательству | Конфедеративные органы могу могут принимать норма- тивные акты лишь по тем вопросам, которые входят в их компетенцию. Эти акты не действуют непо- средственно на территории членов конфедерации и нуждаются в ратифика- ции их парламентами |
Судебная система | Единая судебная система, которая осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими правовыми нормами. Судебные органы- звенья единой централизованной системы | Наряду с федеральной судебной системой субъекты федерации могут иметь собственные суды.Федеральная конституция устанавливает общие принципы судоустройства и судопроизводства | Единая судебная система отсутствует |
Налоговая система | Одноканальная система налогов: налоги поступают в центр, а оттуда распределяются по регионам | Двухканальная система налогов: наряду с федеральными налогами, поступающими в казну, существуют и налоги субъектов федерации | Налоги конфедерации отсутствуют. Бюджет формируется из доброво- льных взносов членов конфедерации |
Формы государственного устройства- способ территориальной организации гос-ва, характер взаимоотношений гос-ва как целого с его составными частями.
Унитарные гос-ва- (от лат унус- один).Франция, Греция, Португалия, Украина, Белоруссия, Швеция, Япония, Великобритания, Польша, Италия, Дания, Финляндия.
Признаки:
- наличие единой Конституции, Единая система органов гос. власти, единое гражданство, нет деления на субъекты, единая система права, органов власти и управления, делится на административно-территориальные единицы, суверенитет не разделен, он сосредоточен в центре. Местные органы власти не обладают политической самостоятельностью.
Федерация- сложное государство, состоящее из отдельных частей, каждая из которых обладает юридической, отчасти политической и экономической самостоятельностью, которые наряду с наличием общих органов и структур могут иметь: собственную конституцию, свою правовую и судебную систему, свои органы власти, свое гражданство.
Австрия(земли), Бразилия(штаты), Германия(земли), Индия(штаты), Канада(штаты), Мексика(штаты), Нигерия, Россия(субъекты), США(штаты), Аргентина, Австралийский союз, Швейцария(кантоны). Субъекты федерации не являются полноправными гос-вами. Чаще всего не обладают правом сецессии- одностороннего выхода из союза. Сильный центр доминирует в политической сфере. Двухпалатный парламент. Верхняя палата из представителей субъектов федерации. Территория состоит из территорий субъектов. Два уровня законодательства- общесоюзный и субъектов. Два уровня органов гос.власти.деление по территориальному признаку(США), по национальному(Индия).
Конфедерация- временный союз суверенных гос-в, созданный для обеспечения общих интересов, для достижения ограниченных целей.
Признаки:
- гос-ва имеют свой суверенитет, собственные системы органов власти, правосудия;
- не имеют общих законодательных, исполнительных и судебных органов;
- осуществляют власть самостоятельно, имеют собственную конституцию;
- нет единой армии, единой системы налогов, единого госбюджета. Но могут выделяться средства из общего бюджета конфедерации. Армия может состоять из воинских контингентов гос-в- членов конфедерации;
- конфедерация сохраняет гражданство тех гос-в, которые находятся во временном союзе, хотя режим перемещения граждан упрощен;
- создается на определенный срок, они недолговечны. Они или распадаются по достижении общих целей или превращаются в федерации;
- каждое гос-во проводит свою внешнюю политику, но создаются общие сферы- единая валюта, таможня, внешняя политика, оборона;
- это не союзное гос-во, а союз гос-в, которые могут в любой момент выйти.
Политический режим- (с фр. управление)- тип политической власти с характерными способами, формами и методами ее осуществления, отражает способы борьбы между властью, обществом и личностью.
Демократические и недемократические.
Главное- отношение общества и государства. Англ. Мыслитель Локк- государство служит ночным сторожем, когда граждане спят. Или в Третьем рейхе- Фюрер думает за каждого из нас.