В Земельном кодексе имеется специальный раздел, определяющий основные параметры правового положения земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, которые изымаются полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых устанавливается особый правовой режим. В целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на ценные экологические природные комплексы и объекты, в том числе животного мира, ради сохранения которых создавались эти территории.
В ст. 42 ЗК РФ предусматриваются обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков. Среди обязанностей – использовать земельные участки способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать при использовании земельных участков требования экологических правил и нормативов.
В Земельном кодексе России специально выделены земли лесного и водного фонда, правовое положение и режим которых определяются специальным (лесным, водным и др.) законодательством. Весь Кодекс пронизывает принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве пeред использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляется собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.
В ст. 1 ЗК РФ предусматривается учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется, исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе и одновременно как о недвижимом имуществе.
В Земельном кодексе Российской Федерации в общих чертах определяется механизм охраны земель и контроля за их использованием. Предусматриваются, в частности, санитарно-гигиеническая и экологическая экспертиза при проектировании, вводе в эксплуатацию, реконструировании объектов; ведение государственного земельного кадастра; осуществление мероприятий по землеустройству; мониторинг земель, государственный, производственный, муниципальный, общественный земельный контроль, в ходе которых должны обеспечиваться правила, направленные на сохранение биоразнообразия (подробнее см.: Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. С.А. Боголюбов. М.: Проспект, 2001; 2002).