Существующая система предупреждения и ликвидации ЧС подразделяется на территориальную и объектовую.
Территориальные системы. Руководство осуществляет глава исполнительной власти данной территории через создаваемую при нем комиссию по ЧС. Средства – все людские и материальные ресурсы, которые при возникновении ЧС находятся на данной территории (независимо от своей ведомственной принадлежности).
Объектовая система. Руководитель – руководитель объекта. Средства – средства объекта.
Для ликвидации последствий ЧС создаются специальные силы, включающие спасательные, восстановительные и другие подразделения штатной структуры. Кроме того, на объектах должны быть внештатные формирования. В случае необходимости к проведению спасательных работ могут привлекаться воинские части всех видов Вооруженных сил РФ.
Предупреждение ЧС – комплекс мероприятий, проводимый заблаговременно и направленный на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба ОПС и материальных потерь.
|
|
Основные направления предупреждения ЧС,
уменьшения потерь и ущерба от них
v Мониторинг состояния ОПС и объектов народного хозяйства;
v Прогнозирование ЧС природного и техногенного характера и оценка их риска;
v Рациональное размещение производительных сил по территории страны с точки зрения природной и техногенной безопасности (Уфа, города-плотины);
v Предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающегося потенциала (сели; наводнения);
v Предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплутационной надежности оборудования;
v Подготовка объектов экономики и систем обеспечения в условиях ЧС (защита объекта, системы дублирования);
v Разработка и участие в специальных мероприятиях по предупреждению террористических и диверсионных актов и их последствий (разнообразные учения);
v Декларирование промышленной безопасности («Декларация по безопасности промышленного объекта»).
v Государственный надзор по вопросам природной и техногенной безопасности (То же плюс Экологическая экспертиза);
v Информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания.
Правовой основой экологической безопасности является закон «Об охране окружающей природной среды».
Задачи природоохранного законодательства:
· Охрана природной среды, а через нее и здоровья человека
|
|
· Предупреждение вредного воздействия на среду хозяйственной и иной деятельности
· Оздоровление ОПС
Эти задачи реализуются через 3 группы норм:
· Нормативы качества ОС (ПДК вредных веществ, нормы радиационного воздействия, нормы остаточных химических веществ в продуктах питания)
· Экологические требования к хозяйственной и иной деятельности (предоставление экологической информации, назначение экологической экспертизы, приостановление или прекращение деятельности вредных объектов)
· Механизм исполнения этих требований (сочетание экономических методов хозяйствования с административно-правовыми методами обеспечения качества среды).