Структура операторской деятельности

При решении задач управления СЧМС человек-оператор не имеет возможности непосредственно наблюдать за управляемым объектом, — он должен пользоваться сигналами, поступающими по каналам связи технических устройств и несущими ин­формацию о состоянии объекта управления. При этом уровень загрузки оператора может быть достаточно высок. Например, машинист современного локомотива при скорости движения 80 км/час в течение каждой минуты воспринимает в среднем 20 сигналов, а при скорости 100 км/час - 22-28 сигналов, Число приборов и различ­ных индикаторов на пульте управления локомотивом за последние годы увеличи­лось в два раза, тогда как время, которым располагает машинист для принятия реше­ния и выполнения необходимых операций, сократилось в три раза, Еще более высока информационная загрузка летчика: при полете ночью или в облаках он обращается к пилотажно-навигационным приборам от 50 до 200 раз в минуту, фиксируя взгляд на каждом приборе в течение 0,3-0,9 с,

Деятельность человека, осуществляемая с помощью сигналов об объектах, полу­чила название «деятельность с информационной моделью реального объекта». Ин­формационная модель — это организованное по определенным правилам множество сигналов о состоянии управляемого объекта, рабочей среды и способов воздействия на них, необходимое для выполнения операторских задач. Информационная модель является тем средством, которое замещает в представлениях человека-оператора ре­альные процессы в управляемом объекте. Материальной основой информационной модели являются индикаторы, сигнализаторы, табло, дисплеи и другие средства ото­бражения информации (СОИ), С информационной моделью тесно связана вся управ­ляющая деятельность человека-оператора: со зрительной опорой на индикаторы осу­ществляется декодирование сигналов, выявление их информационного содержания, анализ и синтез сигналов, контроль результатов реализации принятых решений (Ко­тик М. А., 1978).

Работа человека-оператора с информационной моде­лью характеризуется следующими основными особенно­стями:

1) соотнесение сведений, полученных с СОИ, с реаль­ными параметрами, которые отображают эти средства, и интеграция этих сведений в единый образ, отражающий состояние и характер функционирования управляемого объекта;

2) декодирование полученной приборной информации в процессе соотнесения показаний прибора с реальным параметром состояния объекта;

3) реконструкция латентной (скрытой) информации об управляемом объекте, не получившей отражения в этой модели, производится на основе знаний и суждений о характере динамической взаимосвязи между его параметрами;

4) предвидение изменений состояния управляемого объекта и соответствующих изменений в информационной модели на основе знания характера динамической взаимосвязи между параметрами объекта и по текущим данным модели;

5) экстраполирование возможных изменений параметров управляемого объекта в условиях возникновения помех при отображении информации на основе анализа ха­рактера взаимосвязи и взаимозависимости между отдельными параметрами и сооб­щениями.

Информационная модель является основным средством, организующим деятель­ность человека-оператора. Поэтому проблема разработки и создания информацион­ной модели является центральной в инженерной психологии.

Для контроля и управления СЧМС оператор должен не только воспринять и оце­нить те сообщения, которые представлены в информационной модели. Ему прихо­дится мысленно объединять разрозненную информацию о состоянии отдельных па­раметров системы, оценивать ее с позиций характерных закономерностей развития ситуации и вероятных изменений состояния объекта, предвидеть последующую ди­намику параметров его функционирования, сопоставлять текущую и прогнозируе­мую информацию с заданным состоянием системы.

На основе оценки информации, воспринятой с информационной модели, знаний, опыта и способности предвидеть ход событий у человека-оператора возникает ком­плекс взаимосвязанных сведений, формируется целостное представление о содержа­нии и процессах выполняемой деятельности, состоянии управляемого объекта и ра­бочей среды, или концептуальная модель.

Если информационная модель выступает как объективное и нейтральное отраже­ние текущего состояния системы, то концептуальная модель оказывается субъектив­ным отражением этого состояния в индивидуальном сознании человека-оператора. В концептуальную модель входят образы существующей ситуации, представления о ней из прошлого опыта, образы прогнозируемой ситуации, а также программы пре­образования настоящей ситуации в прогнозируемую.

Концептуальная модель дает человеку-оператору возможность предвидеть разви­тие обстановки, заранее выбрать нужную программу действий, распределить во вре­мени свои психофизиологические ресурсы, т. е. работать осмысленно, рационально и эффективно. Благодаря сформированной концептуальной модели человек-оператор способен критически относиться к сведениям, получаемым от информационной модели, и, в частности, обнаруживать лож­ные показания приборов в случае их неисправности. Осмыс­ленность концептуальной модели позволяет использовать ее как средство контроля за достоверностью сведений, получае­мых от информационной модели.

Значение концептуальной модели для обеспечения успешной операторской дея­тельности отчетливо проявляется в проблемных ситуациях, для которых характерна нестандартность возникающих задач, воздействие фактора неожиданности, высокая интенсивность сигналов, поступающих к оператору. Для того чтобы действовать ос­мысленно и адекватно, оператору необходимо по ходу деятельности изменять содер­жание концептуальной модели (Обознов А. А., 1998).

Деятельность есть специфическая форма активного отношения человека к окру­жающему миру; ее содержание составляют познание и преобразование действитель­ности. При этом человек может являться как субъектом, так и объектом деятельно­сти. Всякая деятельность включает в себя цели, средства, результаты и сам процесс. Неотъемлемым свойством деятельности является ее осознанный характер.

Психологическое изучение, анализ содержания операторской деятельности зак­лючается в определении того, как ее предмет, условия и средства отражаются в со­знании человека и каким образом это отражение осуществляет регулирующую функ­цию по отношению к тем действиям, посредством которых данная деятельность Выполняется. Объектом психологического анализа должны служить не только внеш­ние атрибуты операторской деятельности (ее задачи, средства, условия), а прежде всего ее внутреннее содержание, т. е. активно действующий человек-оператор, Пси­хологическое содержание операторской деятельности определяется, главным обра­зом, характеристиками процессов ее психической регуляции.

Компонентный состав системы психической регуляции операторской деятельности (рис. 23-4) представляет собой совокупность функциональных звеньев, динамически и последовательно связанных между собой (Обознов А. А„ 1998). Общим основанием системы психической регуляции является цель деятельности — осознанный образ ожидае­мого результата деятельности, ее побудительный стимул,

Цели, задаваемые субъекту или поставленные им самим, должны анализировать­ся в плане специфики как их осознания и понимания субъектом, так и их побудитель­ной силы для него, Одна и та же цель деятельности может содержать различные кон­кретные признаки успешности действий, их соответствия цели. Такие признаки называются критериями успеха.

Критерии успеха выполняют функцию эталона для оценки достигнутого резуль­тата. В производственных условиях при эксплуатации СЧМС критерии успеха обыч­но задаются в служебных инструкциях, хотя иногда субъект формулирует их само­стоятельно. Для достижения ожидаемого результата у субъекта деятельности должно появиться намерение — осознанное стремление действовать в направлении приня­той цели.

Для того чтобы человек-оператор мог решать задачи управления, он должен пред­ставить заданный трудовой процесс, т. е. сформировать образ заданной динамики дея­тельности — мысленное отражение требуемой последовательности и продолжитель­ности этапов, стадий, состояний управляемого процесса. Основой образа заданной динамики является отражение временной структуры управляемого процесса. В об­разе заданной динамики находит свое отражение не только то, «что должно быть», по и то, «чего не должно быть», — типичные варианты возможных отклонений, наруше­ний заданных этапов управления и состояний объекта.

Заданность процесса операторской деятельности означает также и предписанность определенной последовательности технологических операций, которые оператору необходимо выполнить для достижения целей деятельности. Эта последовательность субъективно отражается им в виде плана действий, который взаимосвязан с образа­ми заданной динамики: определенные действия связаны с определенными этапами, стадиями, состояниями управляемого процесса или объекта. Существенно, что план деятельности строится с учетом технических средств, которые использует человек-оператор в конкретной деятельности.

В образе заданной динамики деятельности отражена динамика активного отно­шения к ним субъекта, распределение им своего «трудового» ресурса. Своеобразие такого отношения раскрывается через понятие «мобилизационная установка субъекта». Мобилизационная установка выполняет «психоэнергетическую» функцию в систе­ме психической регуляции, — благодаря этой установке субъект соотносит отражае­мые этапы управляемого процесса и связанные с ним действия с психоэнергетиче­скими затратами, которые потребуются для их выполнения.

Система психической регуляции деятельности обеспечивает восприятие челове­ком-оператором текущих сигналов о состоянии управляемого процесса и хода вы­полняемых действии, а также последующее сравнение этих сигналов с эталонными значениями, отраженными в критериях успеха. Следует отметить, что процессы восприятия часто рассматриваются как пассивный ответ на входящие сиг­налы, как процесс доведения до сознания наблюдателя полного и точного отображения окружающей обстанов­ки. Между тем, процессы восприятия подчинены целям деятельности, и их суть состоит в активном отборе сиг­налов для достижения этих целей. Поэтому правильнее говорить не о приеме сигналов человеком-оператором, а о поиске им информации, необходимой для обеспечения выполняемых действий.

Опираясь на образ заданной динамики и на связанный с ним план деятельности, человек-оператор создает пред­восхищающие схемы, т. е. схемы сбора информации, ак­тивно формируемые человеком-оператором ожидания той информации, которая должна соответствовать оче­редной стадии управляемого процесса,

Оператор-профессионал обычно не воспринимает приборные показания как новые, — он скорее сличает ожидаемые показания с фактически имеющимися. Зная примерную скорость протекания управляемых процессов, человек-оператор прогно­зирует, через какой промежуток времени вероятны значительные изменения в показа­ниях приборов, и поэтому обращается к ним эпизодически. В связи с этим маршруты перемещения взгляда человека-оператора по приборам не носят хаотичного, случай­ного характера, а подчиняются определенным закономерностям (Завалова Н. Д., Ло­мов Б. Ф., Пономаренко В. А,, 1986).

Предвосхищающие схемы формируются человеком-оператором в том же форма­те или коде, в каком информация представляется на индикаторах, табло и т. п. На­пример, если информация генерируется на круглых шкалах с подвижными стрелка­ми, то предвосхищающие схемы формируются в виде ожидаемых положений стрелок на таких же шкалах.

Предвосхищающие схемы подготавливают человека-оператора к очередному акту отбора необходимых ему сигналов. Затем информация, «запрашиваемая» посред­ством предвосхищающих схем, должна быть воспринята, т, е, субъективно извлечена из всего множества сигналов. Извлекаемая информация отражается человеком-опе­ратором посредством оперативных образов, которые представляют собой мысленное отражение информации об объекте (процессе, явлении) по ходу выполнения действий в соответствии с задачами и условиями.

Оперативный образ формируется в процессе решения конкретной задачи; он аде­кватен задаче действия и специфичен, т. е. содержит только необходимую для реше­ния определенной задачи информацию. В оперативных образах отражаются текущие значения параметров, характеризующих фрагменты управляемого процесса, внешних условий и выполняемых человеком-оператором действий.

На основе оперативных образов человек-оператор формирует концептуальную модель. Картина управляемого процесса отражается в концепту­альной модели как синтез образа заданной динамики и цело­стного представления о фактическом течении управляемого процесса. Концептуальная модель отличается динамичнос­тью, связанной с постоянным обновлением текущей инфор­мации, отражаемой в оперативных образах.

Система психической регуляции обеспечивает выполнение действий, ведущих к достижению целей профессиональной деятельности. Поэтому программирование ис­полнительных действий является центральным звеном в системе регуляции и пред­ставляет собой психическое отражение человеком-оператором информации о спосо­бах и последовательности действий, их энергетических, динамических и временных параметрах.

Программирование исполнительных действий наиболее тесно связано с оператив­ными образами и концептуальной моделью, которые отражают условия деятельнос­ти и их изменения, что находит отражение в перепрограммировании действий, в из­менении способов их выполнения.

Указанные звенья системы психической регуляции формируются в процессе осво­ения человеком-оператором профессиональной деятельности, а уровень их развития (адекватность, устойчивость, активность и др.) определяется как спецификой трудо­вого процесса, так и индивидуальными особенностями субъекта деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: