Важным компонентом СЧМС являются условия труда (рабочая среда), которые оказывают существенное влияние на эффективность деятельности человека-оператора. Условия труда — это совокупность факторов внешней среды на рабочем месте, оказывающая влияние на функциональное состояние и работоспособность человека-оператора.
Условия труда принято классифицировать по критериям их качественного своеобразия и интенсивности воздействия («Эргономика», 1980, «Эргономика», 1988).
По критерию качественного своеобразия условий труда можно выделить:
1) физико-химические факторы (температура, влажность, скорость движения, газовый состав воздуха, барометрическое давление, радиационные факторы, вредные примеси и т. д.), для которых существует система санитарно-гигиенического нормирования;
2) информационные факторы (объем информации, интерференция, избыточность, дефицит, ложная информация и т. д.), показатели которых не нормируются, а объективная и субъективная значимость информации, как правило, не совпадают;
|
|
3) социально-психологические факторы (уровень сплоченности коллектива, психологический климат, стиль руководства, межличностные конфликты и т. д.), которые определяются психологическими особенностями субъектов деятельности и содержания трудовых задач;
4) эстетические факторы (эстетические и функциональные качества предметной среды — художественное оформление, фактура материалов, цветовое решение, гармоничность композиции, современность стиля и т. д.), обеспечивающие привлекающий эффект оборудования, светоцветовой тон информационного и моторного полей рабочего места.
По критерию интенсивности воздействия факторов выделяют следующие виды рабочей среды:
1) комфортная, обеспечивающая нормальное самочувствие и оптимальную динамику работоспособности человека-оператора;
2) относительно дискомфортная, вызывающая неприятные субъективные ощущения и изменения функционального состояния и уровня работоспособности к концу рабочего дня;
3) экстремальная, вызывающая выраженные функциональные изменения (не ведущие к патологии) и снижение работоспособности;
4) сверхэкстремальная, вызывающая патологические нарушения в организме и резкое падение работоспособности (или отказ от работы).
Функциональное состояние и уровень работоспособности зависят от длительности воздействия неблагоприятных факторов среды и степени развития компенсаторно-приспособительных возможностей, позволяющих человеку защищаться от этих факторов. Интенсивность воздействия факторов внешней среды на деятельность человека-оператора зависит также от уровня его профессиональной подготовки и характера трудовых задач, Факторы рабочей среды могут оказывать не только косвенное влияние на эффективность операторской деятельности, изменяя функциональное состояние и уровень работоспособности человека-оператора, но и прямое воздействие на трудовой процесс в качестве помех для решения задач (шум, нарушение освещенности и т. п.).
|
|
Переход от комфортной среды к экстремальной и сверхэкстремальной определяется нарастанием экстремальности воздействующих факторов. Например, при увеличении пилотажной перегрузки + Gz («голова-таз») уже при + Gz - 2 ед. снижается работоспособность летчика: ухудшаются навыки управления самолетом, увеличивается число ошибок и они становятся более грубыми, нарушается регуляция сложных движений. При + Gz - 3 ед. количество упреждающих рабочих движений уменьшается в несколько раз. При дальнейшем нарастании перегрузки функциональные сдвиги в сердечно сосудистой и зрительной системах выходят за предельные нормы, наблюдаются расстройства в мозговом кровообращении. При перегрузке +Gz=5ед. полностью нарушается зрение («черная пелена») и происходит потеря сознания. Пилотирование становится невозможным, появляются патологические нарушения в состоянии здоровья.
Эффективность и безопасность профессиональной деятельности, состояние здоровья человека-оператора в значительной мере зависят от организации труда — системы мероприятий по наиболее рациональному планированию трудовой нагрузки в течение рабочего цикла (смена, день, неделя и т. д.), восстановлению работоспособности, распределению служебных обязанностей и расстановке кадров, стимулированию труда в целях обеспечения эффективности и безопасности труда, сохранения профессионального здоровья.
Главной задачей организации труда является разработка и соблюдение рационального режима труда и отдыха. Под ним понимается регламентация последовательности и продолжительности периодов работы и отдыха (перерывов) с целью обеспечения высокой производительности труда и сохранения здоровья человека-оператора. Режим труда и отдыха определяется: 1) продолжительностью рабочей смены (недели, месяцы); 2) длительностью и напряженностью непрерывного рабочего процесса; 3) продолжительностью, периодичностью перерывов в работе и способом организации отдыха; 4) длительностью восстановительного периода после работы; 5) суточным временем работы (дневная или ночная смена, стабильный или «скользящий» график работы) и т. д.
Длительность рабочей смены определяется либо временем допустимого воздействия профессиональной вредности при работе во вредных условиях, либо на основании динамики работоспособности человека в течение рабочего дня (с учетом того, когда наступает момент утомления), либо циклом непрерывного рабочего процесса с последующим отдыхом персонала, рассчитанным на полную компенсацию утомления.
Перерывы в работе необходимы для восстановления работоспособности и сохранения необходимого уровня производительности труда, а также для нормализации психического состояния операторов. Различают регламентированные и произвольные перерывы. Регламентированные перерывы устанавливаются в моменты, предшествующие снижению работоспособности. Их длительность и периодичность определяются количеством и глубиной периодов спада работоспособности, — для операторской деятельности желательны короткие (5-10 мин), но частые перерывы. При работе в непрерывном режиме (например, дежурство оператора за пультом СЧМС) могут возникать произвольные перерывы (микропаузы) в промежутки времени, когда оператор не занят обработкой информации.
|
|
Уровень работоспособности человека-оператора и состояние его здоровья определяются величиной рабочей нагрузки в течение смены, рабочего дня. Величина рабочей нагрузки зависит от количества трудовых задач (операций, действий), которые необходимо выполнить за трудовой цикл (смена, вахта, полет и др.), их сложности, ответственности, а также уровня подготовленности оператора, его функционального состояния, условий труда и т. д. Чем интенсивнее рабочая нагрузка, тем более коротким должен быть рабочий период и продолжительным отдых.
Рабочая нагрузка должна обеспечивать прирост или сохранение профессионального мастерства и поддержание нормального функционального состояния. Установлено, например, что уровень работоспособности летчика снижается при малой летной нагрузке из-за ухудшения летных навыков, а при большой нагрузке — из-за развития утомления. Поэтому можно говорить об оптимальной нагрузке, которая характеризуется низким уровнем ошибок и достаточно стабильным реагированием функциональных систем человека. Для каждого уровня подготовки оператора, типа СЧМС и сложности рабочего задания существует свой оптимум нагрузки.
Правильная организация труда операторов предполагает создание безопасных и безвредных условий труда. Безопасность труда — это состояние условий и организации труда, при которых отсутствует возможность воздействия на человека опасных и вредных производственных факторов.
Опасным считается такой фактор, воздействие которого приводит к несчастному случаю или травме работника, а вредным — фактор, приводящий к заболеванию («Основы инженерной психологии», 1986). Факторы производственной опасности подразделяются на физические, химические, биологические и психолого-физиологические, — первые три группы включают воздействия, оказываемые производственной техникой и рабочей средой; психолого-физиологические факторы характеризуют изменение функционального состояния человека под влиянием тяжести и напряженности труда, т. е. чрезмерных трудовых нагрузок. Несчастные случаи связаны с наличием травмоопасной ситуации и дезорганизацией поведения оператора в этой ситуации. В операторской деятельности значительная нервно-психическая напряженность (перенапряжение) приводит к развитию умственного утомления и стресса, которые, в свою очередь, являются причиной нарушения работоспособности человека и, как следствие, снижения эффективности деятельности и развития заболеваний сердечно-сосудистой и нервной систем.
|
|
С целью ограничения вредного влияния психолого-физиологических факторов производственной опасности рекомендуется: 1) установление рационального режима труда и отдыха; 2) организация отдыха в процессе работы; 3) проведение восстановительно-оздоровительных мероприятий при выраженных явлениях перенапряжения; 4) соблюдение предельно допустимых норм рабочей нагрузки; 5) согласование величины рабочей нагрузки и динамики работоспособности оператора; 6) чередование различных рабочих операций или форм деятельности в течение рабочего дня; 7) рациональное распределение функций между оператором и техническими устройствами; 8) учет психолого-физиологических качеств оператора и достижение соответствия их требованиям операторской деятельности путем проведения профессионального отбора, обучения и тренировок.
Кроме перечисленных мероприятий по профилактике нервно-психических перегрузок для ликвидации уже возникшей напряженности и ее последствий рекомендуется проведение аутотренинга и психосоматической саморегуляции, дыхание чистым кислородом, воздействие на биологически активные точки кожи, гидропроцедуры, функциональный массаж и другие средства. Проведение этих мероприятий должно осуществляться под руководством опытных психологов, психофизиологов и врачей.
Вопросы для повторения
1. В чем заключается основное содержание психологии труда, инженерной психологии и эргономики и в чем их различия?
2. На основании каких характеристик возможно классифицировать различные виды трудовой деятельности?
3. Какие общие черты характерны для различных систем «человек—машина—среда» и на основании каких признаков можно классифицировать СЧМС?
4. Какие основные качества (показатели) характеризуют деятельность СЧМС?
5. В чем заключаются основные особенности операторской деятельности? По каким признакам можно ее классифицировать? Какие факторы оказывают влияние па эффективность операторской деятельности?
6. В чем заключается основное содержание деятельности человека-оператора (содержание ее этапов, выполняемые действия, влияющие факторы)?
7. Какими функциональными преимуществами и недостатками обладают человек и машина в СЧМС?
8. В чем состоят основные особенности информации об объекте управления, которую использует человек-оператор в процессе деятельности (значение, количественные показатели)?
9. Какова роль информационной и концептуальной моделей в деятельности человека-оператора?
10. Какие функциональные звенья образуют систему психической регуляции операторской деятельности и в чем заключается их роль в данном процессе?
11. Какие характеристики используются для классификации средств отображения информации и органов управления?
12. В чем проявляется качественное своеобразие условий труда человека-оператора и на какие зоны (по интенсивности воздействия факторов) можно подразделить рабочую среду операторской деятельности?