Условия и организация операторской деятельности

Важным компонентом СЧМС являются условия труда (рабочая среда), которые оказывают существенное влияние на эффективность деятельности человека-опера­тора. Условия труда — это совокупность факторов внешней среды на рабочем месте, оказывающая влияние на функциональное состояние и работоспособность человека-оператора.

Условия труда принято классифицировать по критериям их качественного свое­образия и интенсивности воздействия («Эргономика», 1980, «Эргономика», 1988).

По критерию качественного своеобразия условий труда можно выделить:

1) физико-химические факторы (температура, влажность, скорость движения, га­зовый состав воздуха, барометрическое давление, радиационные факторы, вредные примеси и т. д.), для которых существует система санитарно-гигиенического норми­рования;

2) информационные факторы (объем информации, интерференция, избыточность, дефицит, ложная информация и т. д.), показатели которых не нормируются, а объек­тивная и субъективная значимость информации, как правило, не совпадают;

3) социально-психологические факторы (уровень сплоченности коллектива, пси­хологический климат, стиль руководства, межличностные конфликты и т. д.), кото­рые определяются психологическими особенностями субъектов деятельности и со­держания трудовых задач;

4) эстетические факторы (эстетические и функциональные качества предметной среды — художественное оформление, фактура материалов, цветовое решение, гар­моничность композиции, современность стиля и т. д.), обеспечивающие привлекаю­щий эффект оборудования, светоцветовой тон информационного и моторного полей рабочего места.

По критерию интенсивности воздействия факторов выделяют следующие виды рабочей среды:

1) комфортная, обеспечивающая нормальное самочувствие и оптимальную дина­мику работоспособности человека-оператора;

2) относительно дискомфортная, вызывающая неприятные субъективные ощуще­ния и изменения функционального состояния и уровня работоспособности к концу рабочего дня;

3) экстремальная, вызывающая выраженные функ­циональные изменения (не ведущие к патологии) и сни­жение работоспособности;

4) сверхэкстремальная, вызывающая патологические нарушения в организме и резкое падение работоспособ­ности (или отказ от работы).

Функциональное состояние и уровень работоспособ­ности зависят от длительности воздействия неблагопри­ятных факторов среды и степени развития компенсатор­но-приспособительных возможностей, позволяющих человеку защищаться от этих факторов. Интенсивность воздействия факторов внешней среды на деятельность человека-оператора зависит также от уровня его про­фессиональной подготовки и характера трудовых задач, Факторы рабочей среды могут оказывать не только кос­венное влияние на эффективность операторской дея­тельности, изменяя функциональное состояние и уро­вень работоспособности человека-оператора, но и прямое воздействие на трудовой процесс в качестве по­мех для решения задач (шум, нарушение освещенности и т. п.).

Переход от комфортной среды к экстремальной и сверхэкстремальной определяется нарастанием экстре­мальности воздействующих факторов. Например, при увеличении пилотажной перегрузки + Gz («голова-таз») уже при + Gz - 2 ед. снижается работоспособность летчика: ухудшаются навы­ки управления самолетом, увеличивается число ошибок и они становятся более гру­быми, нарушается регуляция сложных движений. При + Gz - 3 ед. количество упреждающих рабочих движений уменьшается в несколько раз. При дальнейшем на­растании перегрузки функциональные сдвиги в сердечно сосудистой и зрительной системах выходят за предельные нормы, наблюдаются расстройства в мозговом кро­вообращении. При перегрузке +Gz=5ед. полностью нарушается зрение («черная пелена») и происходит потеря сознания. Пилотирование становится невозможным, появляются патологические нарушения в состоянии здоровья.

Эффективность и безопасность профессиональной деятельности, состояние здо­ровья человека-оператора в значительной мере зависят от организации труда — си­стемы мероприятий по наиболее рациональному планированию трудовой нагрузки в течение рабочего цикла (смена, день, неделя и т. д.), восстановлению работоспособ­ности, распределению служебных обязанностей и расстановке кадров, стимулирова­нию труда в целях обеспечения эффективности и безопасности труда, сохранения профессионального здоровья.

Главной задачей организации труда является разработка и соблюдение рациональ­ного режима труда и отдыха. Под ним понимается регламентация последовательно­сти и продолжительности периодов работы и отдыха (перерывов) с целью обеспече­ния высокой производительности труда и сохранения здоровья человека-оператора. Режим труда и отдыха определяется: 1) продолжитель­ностью рабочей смены (недели, месяцы); 2) длительностью и напряженностью непрерывного рабочего процесса; 3) про­должительностью, периодичностью перерывов в работе и способом организации отдыха; 4) длительностью восста­новительного периода после работы; 5) суточным време­нем работы (дневная или ночная смена, стабильный или «скользящий» график рабо­ты) и т. д.

Длительность рабочей смены определяется либо временем допустимого воздей­ствия профессиональной вредности при работе во вредных условиях, либо на осно­вании динамики работоспособности человека в течение рабочего дня (с учетом того, когда наступает момент утомления), либо циклом непрерывного рабочего процесса с последующим отдыхом персонала, рассчитанным на полную компенсацию утом­ления.

Перерывы в работе необходимы для восстановления работоспособности и сохра­нения необходимого уровня производительности труда, а также для нормализации психического состояния операторов. Различают регламентированные и произвольные перерывы. Регламентированные перерывы устанавливаются в моменты, предшествую­щие снижению работоспособности. Их длительность и периодичность определяются количеством и глубиной периодов спада работоспособности, — для операторской де­ятельности желательны короткие (5-10 мин), но частые перерывы. При работе в не­прерывном режиме (например, дежурство оператора за пультом СЧМС) могут воз­никать произвольные перерывы (микропаузы) в промежутки времени, когда оператор не занят обработкой информации.

Уровень работоспособности человека-оператора и состояние его здоровья опре­деляются величиной рабочей нагрузки в течение смены, рабочего дня. Величина ра­бочей нагрузки зависит от количества трудовых задач (операций, действий), которые необходимо выполнить за трудовой цикл (смена, вахта, полет и др.), их сложности, ответственности, а также уровня подготовленности оператора, его функционального состояния, условий труда и т. д. Чем интенсивнее рабочая нагрузка, тем более корот­ким должен быть рабочий период и продолжительным отдых.

Рабочая нагрузка должна обеспечивать прирост или сохранение профессиональ­ного мастерства и поддержание нормального функционального состояния. Установле­но, например, что уровень работоспособности летчика снижается при малой летной нагрузке из-за ухудшения летных навыков, а при большой нагрузке — из-за развития утомления. Поэтому можно говорить об оптимальной нагрузке, которая характери­зуется низким уровнем ошибок и достаточно стабильным реагированием функцио­нальных систем человека. Для каждого уровня подготовки оператора, типа СЧМС и сложности рабочего задания существует свой оптимум нагрузки.

Правильная организация труда операторов предполагает создание безопасных и безвредных условий труда. Безопасность труда — это состояние условий и организа­ции труда, при которых отсутствует возможность воздействия на человека опасных и вредных производственных факторов.

Опасным считается такой фактор, воздействие которого приводит к несчастному случаю или травме работника, а вредным — фактор, приводящий к заболеванию («Основы инженерной психологии», 1986). Факторы производственной опасности под­разделяются на физические, химические, биологические и психолого-физиологиче­ские, — первые три группы включают воздействия, оказываемые производственной техникой и рабочей средой; психолого-физиологические факторы характеризуют из­менение функционального состояния человека под влиянием тяжести и напряжен­ности труда, т. е. чрезмерных трудовых нагрузок. Несчастные случаи связаны с нали­чием травмоопасной ситуации и дезорганизацией поведения оператора в этой ситуации. В операторской деятельности значительная нервно-психическая напря­женность (перенапряжение) приводит к развитию умственного утомления и стресса, которые, в свою очередь, являются причиной нарушения работоспособности челове­ка и, как следствие, снижения эффективности деятельности и развития заболеваний сердечно-сосудистой и нервной систем.

С целью ограничения вредного влияния психолого-физиологических факторов производственной опасности рекомендуется: 1) установление рационального режи­ма труда и отдыха; 2) организация отдыха в процессе работы; 3) проведение восста­новительно-оздоровительных мероприятий при выраженных явлениях перенапря­жения; 4) соблюдение предельно допустимых норм рабочей нагрузки; 5) согласование величины рабочей нагрузки и динамики работоспособности оператора; 6) чередова­ние различных рабочих операций или форм деятельности в течение рабочего дня; 7) рациональное распределение функций между оператором и техническими устрой­ствами; 8) учет психолого-физиологических качеств оператора и достижение соот­ветствия их требованиям операторской деятельности путем проведения профессио­нального отбора, обучения и тренировок.

Кроме перечисленных мероприятий по профилактике нервно-психических пере­грузок для ликвидации уже возникшей напряженности и ее последствий рекоменду­ется проведение аутотренинга и психосоматической саморегуляции, дыхание чистым кислородом, воздействие на биологически активные точки кожи, гидропроцедуры, функциональный массаж и другие средства. Проведение этих мероприятий должно осуществляться под руководством опытных психологов, психофизиологов и врачей.

Вопросы для повторения

1. В чем заключается основное содержание психологии труда, инженерной психологии и эргономи­ки и в чем их различия?

2. На основании каких характеристик возможно классифицировать различные виды трудовой дея­тельности?

3. Какие общие черты характерны для различных систем «человек—машина—среда» и на основа­нии каких признаков можно классифицировать СЧМС?

4. Какие основные качества (показатели) характеризуют деятельность СЧМС?

5. В чем заключаются основные особенности операторской деятельности? По каким признакам мож­но ее классифицировать? Какие факторы оказывают влияние па эффективность операторской деятельности?

6. В чем заключается основное содержание деятельности человека-оператора (содержание ее эта­пов, выполняемые действия, влияющие факторы)?

7. Какими функциональными преимуществами и недостатками обладают человек и машина в СЧМС?

8. В чем состоят основные особенности информации об объекте управления, которую использует человек-оператор в процессе деятельности (значение, количественные показатели)?

9. Какова роль информационной и концептуальной моделей в деятельности человека-оператора?

10. Какие функциональные звенья образуют систему психической регуляции операторской деятель­ности и в чем заключается их роль в данном процессе?

11. Какие характеристики используются для классификации средств отображения информации и органов управления?

12. В чем проявляется качественное своеобразие условий труда человека-оператора и на какие зоны (по интенсивности воздействия факторов) можно подразделить рабочую среду операторской деятельности?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: