Педагогика Построение урока

Осуществление обучения требует знания и умелого использования разнообразных форм организации учебного процесса.

"Учебный процесс, система организации учебно-воспитательной деятельности, в основе которой - органическое единство и взаимосвязь преподавания и учения; направлен на достижение целей обучения и воспитания. Определяется учебными планами, учебными программами, а также планами воспитательной работы соответствующих учебных заведений, включает все виды обязательных учебных занятий (уроки, лекции, семинары, лабораторные занятия, учебную и производственную практику) и внеклассной (внеаудиторной) работы учащихся". [9, 247]

"В широком социальном смысле воспитание - это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. В узком социальном смысле - направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни". [40, 24]

Воспитание обеспечивает формирование личности, отвечает за адаптацию детей к общественной жизни, через воспитание осуществляется усвоение основных норм поведения и обучения.

Воспитание рассматривается как процесс привития человеку морально-нравственных качеств, поэтому воспитанию присуще две функции:

1. упорядочивание всего спектра влияний на личность (физическое, социальное и психологическое влияние);

2. создание условий для ускорения процесса социализации с целью развития личности.

Понятие "организация" в "Философской энциклопедии" трактуется как "упорядочение, налаживание, привидение в систему некоторого материального или духовного объекта, расположение соотношение частей какого-либо объекта". Обучение может происходить только тогда, когда оно организовано. Обучение происходит и существует прежде всего в определённых формах его организации. Организационные формы обучения составляют материальную основу обучения.

Итак, форма обучения представляет собой целенаправленную, содержательно-насыщенную и методически-оснащённую систему познавательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся.

Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов.

Формы обучения - это конструкции отрезков процесса обучения, реализующихся в сочетании управляющей деятельности учителя и управляемой учебной деятельности учащихся по усвоению учебного материала.

Общение происходит между взаимодействующими преподавателем и учащимися. В зависимости от структуры учебного общения три основные организационные формы обучения:

1. Индивидуальная (передача опыта от одного человека к другому).

· Репетиторство.

· "Менторство - (ментор - наставник, куратор, советчик) назидание, поучение". [10, 276]

· Тьюторство - (тьютор - научный руководитель, который проверяет и курирует научную работу творческого характера) сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.

2. Классно-урочная (эта форма предполагает разделение учащихся на группы с определенным отрезком времени).

3. Лекционно-семинарская (стала развиваться с появлением первых университетов и соединяет в себе массовое и групповое обучение).

С помощью форм обучения происходит усвоение учащимися фактов, обобщений, выводов, отработка отдельных умений и навыков. Система же разнообразных форм обучения, позволяющая раскрыть целостные разделы, темы, теории, концепции, применить взаимосвязанные умения и навыки, формирует у учеников системные знания и личностные качества. Необходимость системной зависимости и разнообразия форм обучения обусловлена своеобразием содержания образования, а также особенностями восприятия и усвоения учебного материала учениками различных возрастных групп. Содержание науки и возрастные особенности учащихся требуют соответствующей, адекватной формы обучения, определяют ее характер: место в процессе обучения, временную продолжительность, меняющуюся, подвижную структуру, способы организации, методическое оснащение.

"Воспитательный процесс, как любое социально-психологическое и культурологическое явление, имеет форму. Поскольку субъекты организованного процесса индивидуальны и неповторимы, то сочетание методов и подбор средств, обусловленные индивидуальным своеобразием педагога (либо педагогического коллектива в качестве совокупного субъекта), определяет неповторимость и своеобразие формы воспитательного процесса. Поэтому форму воспитательного процесса можно определить следующим образом. Форма воспитательного процесса - это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия учеников с педагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с обучаемыми". [38, 132]

"Форма как часть процесса воспитания зависит от целей, содержания, методов. Поэтому формы воспитания зависят от конкретных педагогических ситуаций, и поэтому они так разнообразны, носят творческий характер и порой индивидуально неповторимы. Выделены различные типы форм воспитательной работы по количеству участников:

* индивидуальные - беседы, занятия воспитателя с одним воспитанником;

* групповые - несколько участников (кружок, временная группа, класс) находятся в непосредственном контакте;

* массовые - несколько классов, школа, район, вся страна проводят праздники, конференции, слеты, шествия и тому подобные мероприятия". [12,38]

Н.И. Болдырев выделяет формы воспитательной работы в зависимости от метода воспитательного воздействия:

* словесные - собрания, сборы, линейки, лекции, конференции, встречи, устные газеты, радиожурналы;

* практические - походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады, конкурсы, субботники, тимуровская работа и другие;

* наглядные - музеи, выставки, витрины, стенды, стенные газеты и прочее.

"Выделены также формы работы по основному виду деятельности: формы познавательной деятельности, трудовой, общественно полезной, эстетической, физкультурно-оздоровительной, ценностно-ориентационной". [50, 116]

По мнению Селиванова В.С., формы внеурочной воспитательной работы по характеру воспитательной задаче делит на три группы:

1) формы управления и самоуправления школьной жизнью - собрания, линейки, митинги, часы классных руководителей, совещания органов самоуправления;

2) познавательные формы - экскурсии, походы, фестивали, устные журналы, информации, газеты, тематические вечера, студии, секции, выставки;

3) развлекательные формы - утренники и вечера, "капустники".

На основе представленных ранее научно-методических классификаций различных исследователей можно выделить типы форм воспитательной работы по преимущественному компоненту, методу воздействия в одноразовом или многократном действии (мероприятии) педагога. Определим такие методы педагогического воздействия, положенные в основу форм воспитательной работы: слово, переживание, работа, игра, психологическое упражнение. Отсюда пять типов форм воспитательной работы с учениками: словесно-логические, образно-художественные, трудовые, игровые, психологические.

В словесно-логических формах основным средством воздействия является рациональное слово, убеждение словом, которое, конечно, может быть окрашено эмоцией и вызывать эмоции воспитанников. К этому типу форм относятся беседы на самые разные темы, классные дискуссии, собрания, конференции и прочее. Главное здесь - обмен информацией, сообщения учеников, учителей и других взрослых, обсуждение проблем.

Образно-художественные формы объединяют в себе такие поступки воспитанников, где главным средством воздействия являются совместные переживания, преимущественно социально-нравственные, эстетические. Главное здесь - вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках, митингах и в аналогичных ситуациях. Великие педагоги, психологи, деятели искусства, политики и общественные деятели хорошо понимали огромную возвышающую силу массовых чувств, знали и их разрушительную силу. Воспитатель должен уметь обеспечить совместные переживания воспитанников, благодаря которым они станут лучше, в таких формах, как концерт, спектакль, праздник и тому подобное.

В трудовых формах положительно воздействует на воспитанников совместная работа, шире - различная деятельность, любой труд, в том числе общественно полезная деятельность. Это разные виды работ в школе: от ежедневной уборки до ремонта школы, разбивки и устройства сада, парка, организации фермы, школьного кооператива, типографии, информационного центра. Это также разная помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления, общественных движениях и организациях. Совместный труд может вдохновлять не меньше театра, эстетического зрелища или праздника.

Игровые (досуговые) формы работы образуют такой тип воспитательного воздействия, в котором главным является игра, совместный отдых, содержательное развлечение. Это могут быть спортивные игры, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они, равно как и вышеназванные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают указанные средства воздействия: слово, образ, глубокие эмоции, работу.

Особое внимание следует обратить на психологические формы работы с учащимися. В этом типе главным средством воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии: лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Это требует довольно специальных знаний и умений воспитателя, что вполне решаемо: сегодня практической психологии учат студентов и учителей, готовят для этого педагогов-психологов, социальных работников и педагогов.

Для успеха дела, использования разных форм работы с учениками педагог должен осознавать их скрытые возможности и на этой основе наиболее оптимально их организовывать. Следует помнить, что, почти любая форма работы имеет в себе и воздействие словом, и переживания, чувства, и игру, соревнование, и труд, работу. На этом основании можно выделить такие обязательные элементы всех форм работы с учениками: информация, переживания, действия. Информация - это то новое и важное, о чем узнают воспитанники, участвуя в том или ином деле. Переживания - это их эмоциональное восприятие информации и всего происходящего, оценка, отношение. Действия - это их совместная друг с другом и взрослыми деятельность, которая их обогащает и развивает. Педагогу следует помнить об этом, организуя любое дело с учениками, которые должны узнавать новое, переживать, делать.

Все выше перечисленные формы организации воспитания применяются совместно с формами обучения. Следовательно, можно выделить такую классификацию форм учебного процесса.

Формы организации учебного процесса:

1. Основная:

· Индивидуальная;

· Классно-урочная;

· Лекционно-семинарская;

2. Вспомогательная:

· Словесно-логическая;

· Образно-художественная;

· Трудовая;

· Игровая;

· Психологическая.

В процессе обучения преподаватель должен пользоваться различными формами организации учебного процесса. Чередовать их в зависимости от физических, психологических данных учеников и от их возраста, от цели педагога на данном этапе обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: